Административное дело № 2А-608/2020
№ 77RS0016-01-2020-002974-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года город Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при секретаре Карташовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-608/2020 по административному иску ГУП «Московский метрополитен» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Предписания от 12.08.2020 № ...,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ГУП «Московский метрополитен» обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Предписания от 12.08.2020 № дата, мотивируя требования тем, что по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения ГУП «Московский метрополитен» требований санитарного законодательства, 12.08.2020 главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью управления Роспотребнадзора по г. Москве Черкесовой Н.Б. вынесено предписание № дата об устранении выявленных нарушений санитарных требований, допущенных ГУП «Московский метрополитен», а именно: превышение уровня звука в обследуемой комнате квартиры № 406 по адресу: г. Москва, ул. Саларьевская, д. 14, корп. 2 при движении поездов ГУП «Московский метрополитен», превышают допустимые значения для ночного времени суток на 6 дБ «А», что не соответствует п. 6.3 (таб. 3, п. 4 примечаний к ней) СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах и помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой постройки» (далее – СН 2.2.4/2.1.8.562-96) и п. 6.1., 6.1.4 СанПин 2.1.2.2801-10 изменений и дополнений № 1 к СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10). Метрополитену предписано устранить выявленные нарушения до 26.10.2020, возложив на него обязанность провести необходимые мероприятия по устранению шума, зарегистрированного в жилом помещении по адресу ... от движения поездов ГУП «Московский метрополитен». Административный истец указывает, что административным органом применены санитарно-эпидемиологические правила, не подлежащие применению; замеры уровня шума производились без учета всех возможных источников шума, требование Административного органа, содержащееся в Предписании от 12.08.2020 № дата неисполнимо; в оспариваемом Предписании не указаны объективные данные, свидетельствующие о допущении нарушений санитарных требований, в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства нарушения ГУП «Московский метрополитен» санитарных требований.
Представитель административного истца ГУП «Московский метрополитен» по доверенности Антцибир О.В. в судебное заседание явилась, требования поддержала в полном объеме.
Представители административного ответчика Управления Роспотребнадзора по г.Москве по доверенности Черкесова Н.Б. и Егорова А.А. в судебное заседание явились, указали на законность проведенной проверки и вынесенного предписания.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской 1 Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения ГУП «Московский метрополитен» требований санитарного законодательства 12.08.2020 главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью управления Роспотребнадзора по г. Москве Черкесовой Н.Б. вынесено предписание № дата об устранении выявленных нарушений санитарных требований.
Данное предписание получено представителем ГУП «Московский метрополитен» 12.08.2020, что подтверждается распиской в его получении.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве 05.08.2020 в 22.00 по адресу: ... при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГУП «Московский метрополитен», осуществляющего деятельность метро по перевозке пассажиров, на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 14.07.2020 № дата, обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, сооружений и транспорта, допущенных ГУП «Московский метрополитен», на участке между станциями «Саларьево» - «Филатов Луг» (Сокольнической линии) ГУП «Московский метрополитен», а именно, согласно экспертному заключению по результатам лабораторных и инструментальных исследований №... от 10.08.2020 и протоколу № ... от 07.08.2020 установлено, максимальные уровни звука на момент проведения исследований в обследуемой комнате квартиры № 406 при движении поездов ГУП «Московский метрополитен» (далее - метрополитен) не соответствуют допустимым значениям (превышают допустимые значения на 6 дБА) для ночного времени суток согласно п. 6.3 п. 4 таб. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; . 6.1, 6.1.4 СанПиН 2.1.2.2801-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях и помещениях» изменения и дополнения № 1 к СанПин 2.1.2.2645-10 (далее - СанПин 2.1.2.2645-10), эквивалентные значения уровней звука при движении проездов метро Московского метрополитена на момент проведения изменений в обследованной комнате квартиры № 406 не соответствует значениям (превышаются допустимые значения на 8 дБА) для ночного времени суток согласно п. 6.3, п. 4 таб. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п. 6.1, 6.1.4. СанПин 2.1.2.2645-10.
Метрополитену предписано устранить выявленные нарушения до 26.10.2020, возложив на метрополитен обязанность провести необходимые мероприятия по устранению шума, зарегистрированного в жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Саларьевская, д. 14 корп. 2 кв. 406 от движения поездов ГУП «Московский метрополитен».
При этом Управление Роспотребнадзора по г. Москве ссылается на экспертное заключение по результатам лабораторных и инструментальных исследований, испытаний от 10.08.2020 № ... и протокол от 07.08.2020 №..., указывая на нарушение указанных норм.
Вместе с тем, эксплуатация стационарных объектов и подвижного состава метрополитена осуществляется ГУП «Московский метрополитен» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.1337-03 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 110 (далее - СП 2.5.1337-03).
Согласно пункту 1.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Таким образом, указанные требования относятся к проектированию, реконструкции, строительству и эксплуатации жилых помещений, а не к эксплуатации транспорта.
Поскольку ГУП «Московский метрополитен» не осуществляет ни проектирование, ни реконструкцию, ни строительство, ни эксплуатацию жилых зданий и помещений, требования СанПиН 2.1.2.2645-10 на его деятельность не распространяется, в связи с чем требования предписания являются необоснованными.
Нарушение требований п. 6.3, п. 4 таб. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п. 6.1.4 СанПиН 2.1.2.2801-10 также не может быть вменено в вину ГУП "Московский метрополитен", поскольку указанные требования относятся к эксплуатации жилых помещений, а не к эксплуатации транспорта.
На путях метрополитена днем и ночью осуществляется движение электропоездов и моторно-рельсового транспорта, обеспечивающего работу линии метрополитена, проведение регламентных работ по техническому содержанию и ремонту железнодорожных путей, тоннелей, технологического оборудования систем вентиляции и сетей инженерно-технического обеспечения станций. С помощью хозяйственных поездов в ночное время обеспечивается выполнение ремонтных работ в тоннелях и на станциях метрополитена, осуществляется вывоз мусора из тоннелей, завоз на станцию и в тоннели необходимого технологического оборудования, строительных материалов и т.д.
Таким образом, движение подвижных составов на линиях метрополитена, вызывающее в том числе шум и вибрацию при работе, является обстоятельством, объективно необходимым для обеспечения безопасности как работников метрополитена, так и пассажиров и иных лиц, каким-либо образом оказавшихся в зоне движения электропоездов (локомотивов) метрополитена.
Кроме того, экспертное заключению по результатам лабораторных и инструментальных исследований № ... от 10.08.2020 и протокол № ... от 07.08.2020, в нарушение требований МУК 4.3.2194-07 не содержат сведений о последовательном исследовании всех источников шума, исключая сначала один, затем другой. Указания на исследование уровня шума отдельно от подвижного состава метрополитена и отдельно от автомобильного транспорта, пролётов самолётов и иных источников в протоколе и экспертном заключении не имеется. Таким образом, замеры уровня шума производились без учета всех возможна источников шума.
При таких данных доводы административного истца о нарушениях в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) в отношении шума и вибрации при работе подвижных составов метрополитена являются обоснованными.
Кроме того, доказательств в обоснование законности Предписания административный ответчик не представил.
Таким образом, при отсутствии доказательств вины ГУП «Московский метрополитен» в том, что при движении поездов в ночное время уровень шума на территории жилой застройки превышает предельно допустимые уровни звука, само по себе это обстоятельство не может служить безусловным основанием для возложения на ГУП «Московский метрополитен» обязанности по устранению нарушений действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что ответчиком, в силу требований ст.62 КАС РФ, не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного Судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ГУП «Московский метрополитен» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Предписания от 12.08.2020 № дата удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Предписание от 12.08.2020 № дата об устранении нарушений санитарных требований, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Роспотребнадзор).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд города Москвы в течение месяца с░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░