№2а-6474/31-2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2016 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Середы С.А. к Государственному казенному учреждению «Управление земельными ресурсами», Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об оспаривании бездействий, понуждении к действиям,
установил:
Середа С.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Управление земельными ресурсами» по тем основаниям, что является <данные изъяты>, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» № 1560-ЗРК от 30.11.2011 года, имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. В силу абзаца 6 ч. 2 статьи 4 № 1560-ЗРК от 30.11.2011 года она при подаче заявления вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в ГКУ «Управление земельными ресурсами» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> Согласно Генеральному плану города Петрозаводска и Правилам землепользования и застройки территории указанный участок относится к землям населенных пунктов, территориальная зона - индивидуальная и блокированная жилая застройка. В нарушение статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение истца ГКУ «Управление земельными ресурсами» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, равно как и к моменту обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено. Истец просит признать незаконным бездействия Государственного казенного учреждения «Управление земельными ресурсами» выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок мотивированного решения по утверждению или в отказе в утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале №; обязать Государственное казенное учреждение «Управление земельными ресурсами» утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>., согласно поданному заявлению.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее – Комитет), в качестве заинтересованных лиц <данные изъяты> истца Середа С.Е., Администрация Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании истец и ее представитель Пронин А.В. по доверенности заявленные требования поддержали, пояснили, что об ответе на заявление истца они узнали только в ходе рассмотрения дела. Поддерживают требования о понуждении согласовать предложенную схему расположения земельного участка, поскольку оно вытекает из отказа в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Просят признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Середы С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель ответчиков Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и ГКУ «Управление земельными ресурсами» Акулич Е.В. иск не признала по доводам, указанным в письменных отзывах.
Заинтересованное лицо Администрация Петрозаводского городского округа просило о рассмотрении дела в ее отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которому полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Законом Республики Карелия от 30.11.2011 N 1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" установлено право многодетной семьи, члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия и соответствуют критериям многодетной семьи, установленным пунктом 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства.
Из материалов дела следует, что семья истца является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Середа С.А. обратилась к председателю Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предоставлении без торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>, вид права: собственность, цель использования: ИЖС. В том числе просила о согласовании схемы расположения земельного участка с целью его получения, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для согласования. На схеме истцом обозначен для согласования земельный участок № в кадастровом квартале №, соседствующий с земельными участками, поставленными на кадастровый учет, испрашиваемый участок обозначен характерными точками границ на системе координат. До момента обращения истца в суд с настоящим заявлением ответ в адрес истца ответчиками не направлялся.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Статьей 3 Закона от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П (далее - Положение о комитете), органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было созданоГосударственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами". Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом Республики Карелия вынесено решение, изложенное в письме от №, которым на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет возвратил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, то есть отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на п. 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В ответе указано, что приложенная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе не соответствует форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 7 Требований, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762, при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Позиция ответчиков сводится к тому, что на представленной истцом схеме не отображены такие объекты естественного или искусственного происхождения, как дом на участке № и скала на испрашиваемом участке, что осложняем ориентирование на местности и не позволяет определить местоположение участка.
Кроме того, Государственный комитет Республики Карелия, в указанном решении сообщает о том, что на испрашиваемом земельном участке в связи со значительным перепадом рельефа не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска, изменив зону индивидуальной и блокированной застройки на природно-рекреационную зону.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Давая оценку законности решение Государственного комитета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, суд исходит из того, что оно принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в определенной законом форме. Однако ответчиком допущена просрочка в рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Решение по заявлению вынесено ДД.ММ.ГГГГ при сроке рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ. В указанной части оно вынесено с нарушением требований закона, что нарушает права истца и членов ее семьи.
По существу суд также не соглашается с решением об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка.
Ссылки ответчика на нарушение истцом требований п.7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762 не отображением на схеме дома на участке № и скалы на испрашиваемом участке суд не принимает. По пояснениям истца, которые ответчиками не оспорены и доказательствами не опровергнуты, к моменту обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ дома на участке № не имелось, он возведен в весенне-летний период. Поскольку заявление рассмотрено Государственным комитетом Республики Карелия по истечение установленного законом срока на рассмотрение, факт наличия к моменту подачи заявления на соседнем участке объекта искусственного происхождения не установлен, суд полагает требование ответчика об указании этого объекта незаконным. Наличие на испрашиваемом участке скалы как самостоятельного объекта также в суде доказательствами не подтверждено. На схеме указаны земельные участки, поставленные на кадастровый учет, сведения о местоположении которых находятся в государственном кадастре недвижимости. На схеме также указаны координаты характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, что позволяет определить местоположение участка. Таким образом, оснований полагать, что схема не позволяет или осложняет ориентирование на местности, не имеется.
Позиция ответчиков о том, что на испрашиваемом земельном участке в связи со значительным перепадом рельефа не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов, в связи с чем Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска, изменив зону индивидуальной и блокированной застройки на природно-рекреационную зону, судом оценивается с точки зрения актуального состояния Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа". Данных о внесении указанных выше изменений в правила суду не представлено, испрашиваемый участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными домами (ЖИ).
Таким образом, ни одно из указанных оснований отказа в утверждении схемы расположения не нашло подтверждение своей обоснованности в судебном заседании, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности отказа в удовлетворении заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части требований признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка и обязания принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>., согласно заявлению Середы С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Основания для удовлетворении требований о признании бездействия по направлению ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку в ходе рассмотрения дела заявление рассмотрено по существу, ответ на него дан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Середы С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, согласно заявлению Середы С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок расходы по оплате государственной пошлины в пользу Середы С.А. <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 29.07.2016 года