Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-202/2014 ~ М-195/2014 от 14.07.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Реутов 23 июля 2014 г.

Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу – судьи Кошкорёва А.В., при секретаре Полухиной Т.О., с участием представителя заявителя Окунева А.И., а также прокурора - <адрес> <данные изъяты> Страмилова А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Файзиной И.А. об оспаривании действий главнокомандующего <данные изъяты> (далее - ГК <данные изъяты>) и начальника <данные изъяты>, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, без обеспечения жилым помещением, а также отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

установил:

Файзина обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что приказом ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, она уволена с военной службы в отставку, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом этого же должностного лица по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части она не обеспечена жилым помещением по нормам действующего законодательства.

При этом, по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начальник <данные изъяты> своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в постановке на соответствующий учет, ввиду не представления сведений о планируемом увольнении с военной службы.

Полагая свои права нарушенными, Файзина, с учетом последующих уточнений, просила суд:

-признать незаконными действия ГК <данные изъяты>, связанные с увольнением с военной службы до обеспечения жилым помещением по установленным нормам для постоянного проживания;

-обязать ГК <данные изъяты> устранить допущенное нарушение ее прав – отменить § 4 приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы;

-признать незаконными действия ГК <данные изъяты>, связанные с исключением из списков личного состава до обеспечения жилым помещением по установленным нормам для постоянного проживания;

-обязать ГК <данные изъяты> устранить допущенное нарушение ее прав – отменить § 6 приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списков личного состава воинской части;

-признать незаконным решение начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

-обязать начальника <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос о постановке ее и членов ее семьи на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке определенном Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в <данные изъяты>, жилых помещений по договору социального найма.

В ходе судебного заседания, представитель заявителя, требования своего доверителя подержал и дополнительно пояснил, что право на обеспечение жилым помещением возникло у заявителя до издания оспариваемых приказов, о чем она сообщила командованию войсковой части , в ходе проведенной беседы, после которой ей было предложено в тридцатидневный срок обратиться в уполномоченный орган для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Однако, до истечения установленного срока, ГК <данные изъяты> издал приказ о её увольнении с военной службы, после чего она обратилась в <данные изъяты>» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Об этом она уведомила командира войсковой части , своим рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также просила не исключать ее из списков личного состава воинской части до решения вопроса, связанного с реализацией жилищных прав. Однако, ГК <данные изъяты> исключил Файзину из списков личного состава воинской части до принятия <данные изъяты> решения по её заявлению.

Кроме этого, пояснил, что при рассмотрении заявления Файзиной о принятии её на учет нуждающейся в жилом помещении, от начальника <данные изъяты>, а также от командира войсковой части не поступало каких-либо уведомлений о приостановке рассмотрения ее заявления, в виду отсутствия необходимых документов, а также не поступало извещений с предложением представить отсутствующие документы, что, по его мнению, является нарушением п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция).

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания ГК <данные изъяты> и начальник <данные изъяты> в суд не прибыли.

При этом, представитель начальника <данные изъяты> в своих возражениях просила суд отказать в удовлетворении требований заявителя, указав, что из заявления Файзиной и приложенных к нему документов невозможно было установить выслугу лет заявителя, а также отсутствовали сведения о планируемом увольнении с военной службы. На основании чего, начальник <данные изъяты> принял обоснованное решение об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Файзиной удовлетворить частично, суд приходит к следующим выводам.

Так, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ № 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ № 512 от 29 июня 2011 года, в п. 1 и 3, установило, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). Для чего военнослужащие обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, с приложением документов указанных в п. 3. Аналогичная по своему содержанию норма содержится в п. 1 Инструкции. При этом, уполномоченным органом в Министерстве обороны РФ является Департамент жилищного обеспечения Министерство обороны РФ и его структурные подразделения, которым является 1 отдел «Западрегионжилье».

В судебном заседании установлено, что заявитель проходила военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ уволена с военной службы в отставку, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Кроме того, в суд не представлено сведений, свидетельствующих об обеспеченности заявителя жилым помещением в период прохождения военной службы.

Как следует из объяснений представителя заявителя, а также копии заявления Файзиной от ДД.ММ.ГГГГ, последняя, обратилась в установленном порядке в <данные изъяты> с просьбой о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением документов, согласно п. 1 Инструкции.

Из исследованной копии выписки из решения начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также возражений представителя начальника <данные изъяты> усматривается, что заявление Файзиной рассмотрено. Однако ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредставлением документов о планируемом увольнении с военной службы. А также, в связи с невозможностью расчета выслуги лет заявителя, в виду отсутствия фамилии в примечании к выписке из послужного списка Файзиной, приложенного к её заявлению.

Из содержания п. 1 Инструкции, следует, что обязанность по предоставлению информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи возлагается на кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 2, 3 и 5 п. 5 Инструкции, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.

Командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление.

В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, начальнику <данные изъяты> следовало приостановить рассмотрение заявления Файзиной, о чем уведомить заявителя и командира войсковой части в установленном порядке с предложением представить необходимые документы. А также истребовать из соответствующих кадровых органов Вооруженных Сил РФ сведения о прохождении и общей продолжительности военной службы заявителя

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, начальником <данные изъяты> в суд не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении им, требований изложенных п. 5 Инструкции. Кроме того, из содержания сообщения командира войсковой части , какие-либо запросы о необходимости предоставления документов, касающихся прохождения и общей продолжительности военной службы заявителя в адрес командира названной воинской части из <данные изъяты> не поступали.

Поскольку заявитель на момент обращения в <данные изъяты> фактически была уволена с военной службы; представление документов об увольнении не являлось обязанностью Файзиной; начальником <данные изъяты> не исполнены требования п. 5 Инструкции, то основание, указанное в решении начальника <данные изъяты> об отказе в принятии заявителя на жилищный учет, является необоснованным, а само решение нарушает права заявителя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, указанное решение подлежит отмене, а для восстановления нарушенных прав заявителя, на начальника <данные изъяты> следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Файзиной от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке.

Разрешая требования заявителя о признании незаконными приказов ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы и по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списков личного состава воинской части, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Части 2 и 3 ст. 49 вышеназванного закона устанавливают, что для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

В судебном заседании установлено, что заявитель достигла предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ года, после чего с ней был заключен новый контракт о прохождении военной службы сверхпредельного возраста сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по окончанию срока контракта она подлежала увольнению с военной службы.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно приказу ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В судебном заседании установлено, что на момент издания ГК <данные изъяты> оспариваемого приказа об увольнении с военной службы, заявитель не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и с заявлением о признании ее таковой в уполномоченный орган не обращалась.

При таких обстоятельствах, у ГК <данные изъяты> отсутствовали какие-либо препятствия для издания, приказа об увольнении заявителя с военной службы.

Вместе с тем, как следует из содержания приказа ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано на прохождение Файзиной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, из примечания к послужному списку заявителя, копии справки командира войсковой части , копии приказов командиров войсковых частей , усматривается, что заявитель проходила военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, общая выслуга лет заявителя на момент издания приказа об увольнении с военной службы составила 10 лет и 7 месяцев в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах, § 4 приказа ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания выслуги лет заявителя, следует признать незаконным и возложить обязанность на указанное должностное лицо внести изменения в § 4 приказа ГК <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, указав выслугу лет заявителя в календарном исчислении - 10 лет и 7 месяцев.

В соответствии с § 6 приказа ГК <данные изъяты> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, вышеуказанный приказ ГК <данные изъяты>, в части касающейся заявителя, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что заявитель, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с увольнением с военной службы, для реализации своих жилищных прав обратилась в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из копии рапорта заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заявитель уведомила командира войсковой части об обращении в уполномоченный орган для принятия ее на жилищный учет, в связи с чем, просила не исключать ее из списков личного состава воинской части до разрешения жилищного вопроса.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 512 от 29 июня 2011 года, а также п. 8 Инструкции, датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления и представленных документов.

Поскольку заявление Файзиной было направлено в уполномоченный орган по средствам почтовой связи, то датой принятия ее на учет являлась бы дата отправления почтовой корреспонденции, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного и положения п. 1 ст. 23 Закона, поскольку на момент издания приказа ГК <данные изъяты> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части, решение по заявлению Файзиной о признании (отказе), нуждающейся в жилом помещении, принято не было, то следует придти к выводу, что оспариваемый приказ являлся преждевременным.

Кроме того, учитывая, что решение начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении, судом признано незаконным, подлежащим отмене и на названное должностное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Файзиной, то § 6 приказа ГК <данные изъяты> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ для восстановления нарушенных прав заявителя следует отменить, восстановив заявителя в списках личного состава воинской части и на всех видах обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258, 320, 321 ГПК РФ,

решил:

Заявление Файзиной И.А. – удовлетворить частично.

Признать решение начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Файзиной И.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – незаконным.

Обязать начальника <данные изъяты> отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть заявление Файзиной И.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Признать § 4 приказа Главнокомандующего <данные изъяты> <данные изъяты> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания выслуги лет Файзиной И.А. – незаконным.

Обязать Главнокомандующего <данные изъяты> внести изменения в § 4 приказа по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, указав выслугу лет Файзиной И.А. - <данные изъяты> месяцев в календарном исчислении.

Признать § 6 приказа Главнокомандующего <данные изъяты> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части касающейся Файзиной И.А. – незаконным.

Обязать Главнокомандующего <данные изъяты> отменить § 6 приказа по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части касающейся Файзиной И.А., восстановив её в списках личного состава войсковой части <данные изъяты>, а также на всех видах обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований Файзиной И.А. – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.В. Кошкорёв

2-202/2014 ~ М-195/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Файзина Инна Анатольевна
Другие
Главнокомандующий ВВС
Командир войсковой части 42829
Суд
Реутовский гарнизонный военный суд (Московская область)
Судья
Кошкорёв А.В.
Дело на сайте суда
rgvs--mo.sudrf.ru
14.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2014Передача материалов судье
14.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2014Подготовка дела (собеседование)
16.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2014Судебное заседание
23.07.2014Судебное заседание
25.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2017Дело оформлено
11.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее