РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Реутов 23 июля 2014 г.
Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу – судьи Кошкорёва А.В., при секретаре Полухиной Т.О., с участием представителя заявителя Окунева А.И., а также прокурора - <адрес> <данные изъяты> Страмилова А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Файзиной И.А. об оспаривании действий главнокомандующего <данные изъяты> (далее - ГК <данные изъяты>) и начальника <данные изъяты>, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, без обеспечения жилым помещением, а также отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
установил:
Файзина обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что приказом ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, она уволена с военной службы в отставку, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом этого же должностного лица № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части она не обеспечена жилым помещением по нормам действующего законодательства.
При этом, по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начальник <данные изъяты> своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в постановке на соответствующий учет, ввиду не представления сведений о планируемом увольнении с военной службы.
Полагая свои права нарушенными, Файзина, с учетом последующих уточнений, просила суд:
-признать незаконными действия ГК <данные изъяты>, связанные с увольнением с военной службы до обеспечения жилым помещением по установленным нормам для постоянного проживания;
-обязать ГК <данные изъяты> устранить допущенное нарушение ее прав – отменить § 4 приказа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы;
-признать незаконными действия ГК <данные изъяты>, связанные с исключением из списков личного состава до обеспечения жилым помещением по установленным нормам для постоянного проживания;
-обязать ГК <данные изъяты> устранить допущенное нарушение ее прав – отменить § 6 приказа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списков личного состава воинской части;
-признать незаконным решение начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
-обязать начальника <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос о постановке ее и членов ее семьи на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке определенном Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в <данные изъяты>, жилых помещений по договору социального найма.
В ходе судебного заседания, представитель заявителя, требования своего доверителя подержал и дополнительно пояснил, что право на обеспечение жилым помещением возникло у заявителя до издания оспариваемых приказов, о чем она сообщила командованию войсковой части №, в ходе проведенной беседы, после которой ей было предложено в тридцатидневный срок обратиться в уполномоченный орган для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Однако, до истечения установленного срока, ГК <данные изъяты> издал приказ о её увольнении с военной службы, после чего она обратилась в <данные изъяты>» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Об этом она уведомила командира войсковой части №, своим рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также просила не исключать ее из списков личного состава воинской части до решения вопроса, связанного с реализацией жилищных прав. Однако, ГК <данные изъяты> исключил Файзину из списков личного состава воинской части до принятия <данные изъяты> решения по её заявлению.
Кроме этого, пояснил, что при рассмотрении заявления Файзиной о принятии её на учет нуждающейся в жилом помещении, от начальника <данные изъяты>, а также от командира войсковой части № не поступало каких-либо уведомлений о приостановке рассмотрения ее заявления, в виду отсутствия необходимых документов, а также не поступало извещений с предложением представить отсутствующие документы, что, по его мнению, является нарушением п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция).
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания ГК <данные изъяты> и начальник <данные изъяты> в суд не прибыли.
При этом, представитель начальника <данные изъяты> в своих возражениях просила суд отказать в удовлетворении требований заявителя, указав, что из заявления Файзиной и приложенных к нему документов невозможно было установить выслугу лет заявителя, а также отсутствовали сведения о планируемом увольнении с военной службы. На основании чего, начальник <данные изъяты> принял обоснованное решение об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Файзиной удовлетворить частично, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ № 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ № 512 от 29 июня 2011 года, в п. 1 и 3, установило, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). Для чего военнослужащие обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, с приложением документов указанных в п. 3. Аналогичная по своему содержанию норма содержится в п. 1 Инструкции. При этом, уполномоченным органом в Министерстве обороны РФ является Департамент жилищного обеспечения Министерство обороны РФ и его структурные подразделения, которым является 1 отдел «Западрегионжилье».
В судебном заседании установлено, что заявитель проходила военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ уволена с военной службы в отставку, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Кроме того, в суд не представлено сведений, свидетельствующих об обеспеченности заявителя жилым помещением в период прохождения военной службы.
Как следует из объяснений представителя заявителя, а также копии заявления Файзиной от ДД.ММ.ГГГГ, последняя, обратилась в установленном порядке в <данные изъяты> с просьбой о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением документов, согласно п. 1 Инструкции.
Из исследованной копии выписки из решения начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, а также возражений представителя начальника <данные изъяты> усматривается, что заявление Файзиной рассмотрено. Однако ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредставлением документов о планируемом увольнении с военной службы. А также, в связи с невозможностью расчета выслуги лет заявителя, в виду отсутствия фамилии в примечании к выписке из послужного списка Файзиной, приложенного к её заявлению.
Из содержания п. 1 Инструкции, следует, что обязанность по предоставлению информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи возлагается на кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 2, 3 и 5 п. 5 Инструкции, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, начальнику <данные изъяты> следовало приостановить рассмотрение заявления Файзиной, о чем уведомить заявителя и командира войсковой части № в установленном порядке с предложением представить необходимые документы. А также истребовать из соответствующих кадровых органов Вооруженных Сил РФ сведения о прохождении и общей продолжительности военной службы заявителя
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, начальником <данные изъяты> в суд не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении им, требований изложенных п. 5 Инструкции. Кроме того, из содержания сообщения командира войсковой части №, какие-либо запросы о необходимости предоставления документов, касающихся прохождения и общей продолжительности военной службы заявителя в адрес командира названной воинской части из <данные изъяты> не поступали.
Поскольку заявитель на момент обращения в <данные изъяты> фактически была уволена с военной службы; представление документов об увольнении не являлось обязанностью Файзиной; начальником <данные изъяты> не исполнены требования п. 5 Инструкции, то основание, указанное в решении начальника <данные изъяты> об отказе в принятии заявителя на жилищный учет, является необоснованным, а само решение нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, указанное решение подлежит отмене, а для восстановления нарушенных прав заявителя, на начальника <данные изъяты> следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Файзиной от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке.
Разрешая требования заявителя о признании незаконными приказов ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы и № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списков личного состава воинской части, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Части 2 и 3 ст. 49 вышеназванного закона устанавливают, что для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
В судебном заседании установлено, что заявитель достигла предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ года, после чего с ней был заключен новый контракт о прохождении военной службы сверхпредельного возраста сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по окончанию срока контракта она подлежала увольнению с военной службы.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно приказу ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В судебном заседании установлено, что на момент издания ГК <данные изъяты> оспариваемого приказа об увольнении с военной службы, заявитель не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и с заявлением о признании ее таковой в уполномоченный орган не обращалась.
При таких обстоятельствах, у ГК <данные изъяты> отсутствовали какие-либо препятствия для издания, приказа об увольнении заявителя с военной службы.
Вместе с тем, как следует из содержания приказа ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано на прохождение Файзиной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, из примечания к послужному списку заявителя, копии справки командира войсковой части №, копии приказов командиров войсковых частей №, усматривается, что заявитель проходила военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, общая выслуга лет заявителя на момент издания приказа об увольнении с военной службы составила 10 лет и 7 месяцев в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах, § 4 приказа ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания выслуги лет заявителя, следует признать незаконным и возложить обязанность на указанное должностное лицо внести изменения в § 4 приказа ГК <данные изъяты> № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, указав выслугу лет заявителя в календарном исчислении - 10 лет и 7 месяцев.
В соответствии с § 6 приказа ГК <данные изъяты> № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель исключена из списков личного состава войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, вышеуказанный приказ ГК <данные изъяты>, в части касающейся заявителя, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с увольнением с военной службы, для реализации своих жилищных прав обратилась в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из копии рапорта заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заявитель уведомила командира войсковой части № об обращении в уполномоченный орган для принятия ее на жилищный учет, в связи с чем, просила не исключать ее из списков личного состава воинской части до разрешения жилищного вопроса.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 512 от 29 июня 2011 года, а также п. 8 Инструкции, датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления и представленных документов.
Поскольку заявление Файзиной было направлено в уполномоченный орган по средствам почтовой связи, то датой принятия ее на учет являлась бы дата отправления почтовой корреспонденции, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного и положения п. 1 ст. 23 Закона, поскольку на момент издания приказа ГК <данные изъяты> № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части, решение по заявлению Файзиной о признании (отказе), нуждающейся в жилом помещении, принято не было, то следует придти к выводу, что оспариваемый приказ являлся преждевременным.
Кроме того, учитывая, что решение начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении, судом признано незаконным, подлежащим отмене и на названное должностное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Файзиной, то § 6 приказа ГК <данные изъяты> № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ для восстановления нарушенных прав заявителя следует отменить, восстановив заявителя в списках личного состава воинской части № и на всех видах обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258, 320, 321 ГПК РФ,
решил:
Заявление Файзиной И.А. – удовлетворить частично.
Признать решение начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Файзиной И.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – незаконным.
Обязать начальника <данные изъяты> отменить свое решение № от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть заявление Файзиной И.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Признать § 4 приказа Главнокомандующего <данные изъяты> <данные изъяты> № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания выслуги лет Файзиной И.А. – незаконным.
Обязать Главнокомандующего <данные изъяты> внести изменения в § 4 приказа № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, указав выслугу лет Файзиной И.А. - <данные изъяты> месяцев в календарном исчислении.
Признать § 6 приказа Главнокомандующего <данные изъяты> № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части касающейся Файзиной И.А. – незаконным.
Обязать Главнокомандующего <данные изъяты> отменить § 6 приказа № по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ, в части касающейся Файзиной И.А., восстановив её в списках личного состава войсковой части <данные изъяты>, а также на всех видах обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований Файзиной И.А. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Кошкорёв