Решение по делу № 2-2322/2019 ~ М-2204/2019 от 28.08.2019

Дело №2-2322/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2019 года                                                город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

помощнике судьи – Егоровой А.С.,

с участием:

представителя истца ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» –Хаустовой Ж.В.,

ответчика – Ролдугина Д.А.,

представителя ответчика Ролдугина Д.А. –Витушкина Г.В.,

третьего лица (до перерыва)– Ролдугина А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Ролдугину Дмитрию Александровичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Ролдугин Александр Дмитриевич, о взыскании незаконно полученной денежной субсидии, по исковому заявлению Ролдугина Дмитрия Александровича к 1 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Югрегионжилье») обратилось в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском к Ролдугину Дмитрию Александровичу, в котором просило взыскать с Ролдугина Д.А. в пользу ФГКУ «Югрегионжилье» денежную субсидию для приобретения (строительства» жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>.

Исковые требования обоснованы тем, что решениями 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Ролдугин Д.А. и член его семьи – сын Ролдугин А.Д. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Ролдугину Д.А. на состав семьи из двух человек предоставлена денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>. При этом сын Ролдугина Д.А. – Ролдугин А.Д. неправомерно поставлен на учет нуждающихся по причине отсутствия фактов совместного проживания с отцом и нахождении на его иждивении, а следовательно, расчет субсидии не мог быть произведен на состав семьи из двух человек. Размер излишне выплаченной субсидии составляет <данные изъяты> и подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

Ролдугин Д.А. обратился в суд исковым заявлением к 1 отделу ФГКУ «Югрегионжилье», в котором просил признать незаконным и отменить решение заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года об отмене решения от 12 декабря 2017 года о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Требования встречного искового заявления мотивированы тем, что обжалуемым решением отменено решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принятое в отношении сына Родлудина Д.А. – Ролдулина А.Д., что, наряду с проведенной Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации проверкой, послужило основанием обращения ФГКУ «Югрегионжилье» в суд с исковым заявлением к Ролдугину Д.А. о взыскании незаконно полученной денежной субсидии. Однако предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения у ФГКУ «Югрегионжилье» не имелось, ответчик ошибочно пришел к выводу об отсутствии факта совместного проживания Родлудина Д.А. и Ролдулина А.Д.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 октября 2019 года гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Представитель ФГКУ «Югрегионжилье»Хаустова Ж.В. в судебном заседании поддержала доводы и требования искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье», в удовлетворении искового заявления Ролдугина Д.А. просила отказать. Указала на то, что при рассмотрении вопроса о предоставлении денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения Ролдугиным Д.А. были предоставлены сведения о месте его проживания, отличные от аналогичных сведений, предоставленных его сыном Ролдугиным А.Д., что свидетельствует о раздельном проживании Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д., а соответственно членами одной семьи указанные лица не являются.

Ролдугин Д.А. и его представитель Витушкин Г.В. в судебном заседании поддержали доводы и требования искового заявления Ролдугина Д.А., возражали против удовлетворения искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье». Отметили то, что указание Ролдугиным Д.А. и Родлугиным А.Д. в поданных в 1 отдел ФГКУ «Югрегионжилье» заявлених в графе реквизитов адреса, отличного от фактического адреса проживания не может служить основаним умалення их жилищных прав. Кроме того, оспариваемое Ролдугиным Д.А. решение принято в период похождения Ролдугиным А.Д. срочной военной службы, когда он сохранял за собой право пользования жилым помещением, нанимателем которого являлся его отец.

Ролдугин А.Д. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих деле.

Выслушав объяснения Ролдугина Д.А., представителей сторон, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ролдугин Д.А. проходил военную службу по контракту в г. Севастополе, 31 мая 2019 года досрочно уволен со службы в связи с лишением доступа к государственной тайте (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), календарная выслуга лет в Вооруженных Силах 28 лет 10 месяцев.

Определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула) (далее – Закон N 76-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).

Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Ролдугина Д.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.

Решением заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 26 августа 2016 года Ролдугин Д.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно заявлению Ролдугина Д.А. от 13 июня 2017 года на имя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» заявитель сообщил о своем желании изменить форму обеспечения на жилищную субсидию.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 декабря 2017 года член семьи Ролдугина Д.А. – сын Ролдугин А.Д. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно справке Администрации <данные изъяты> от 27 июня 2016 года Ролдугин Д.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение находится в собственности ФИО11 (2/3 доли), ФИО12 (1/3 доля), что подтверждается соответственно свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . Сведений о проживании Ролдугина Д.А. в указанном жилом помещении материалы дела не содержат.

Согласно справке ОВМ ОМВД России по <адрес> от 07 мая 2019 года Ролдугин А.Д. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Севастополь, <адрес> на основании договора найма жилого помещения от 25 ноября 2013 года.

Вместе с тем, согласно договору найма жилого помещения в общежитии от 18 июня 2014 года и справки командира войсковой части от 08 мая 2018 года комната <адрес> в городе Севастополе на период работы передано во владение и пользование <данные изъяты> войсковой части ФИО13

Согласно акту проверки жилого помещения в общежитии от 04 августа 2018 года, составленному заместителем начальника и ведущим юрисконсультом 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье», а также специалистом по эксплуатации жилого фонда ООО «УК «<данные изъяты>» комиссией установлено, что в комнате в доме № 4 <адрес> в городе Севастополе проживает ФИО13 и его супруга ФИО14, регистрация Ралдугина А.Д. в указанном жилом помещении носит формальный характер без фактического вселения и проживания в нем.

По данным ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 25 июля 2018 года по состоянию на 31 декабря 2012 года право собственности на квартиру <адрес> в городе Севастополе за Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. не зарегистрировано.

Согласно выпискам из ЕГРН от 12 и 13 сентября 2018 года сведений о правах Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д., зарегистрированных на объекты недвижимости, не имеется.

В материалах учетного дела имеется письменное подтверждение жильцами дома <адрес> в г. Севастополе факта проживания Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д. в период с октября 2016 года по 30 ноября 2017 года в квартире указанного дома.

Согласно военному билету серии ДД.ММ.ГГГГ Ролдугин А.Д. призван в Вооруженные Силы Российской Федерации, 01 декабря 2019 года убыл к месту прохождения военной службы.

Согласно акту обследования квартиры <адрес> в г. Севастополе, составленному заместителем начальника и документоведом 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье», по результатам проведенной 12 сентября 2018 года проверки установлен факт проживания Ролдугина Д.А. с сыном Ролдугиным А.Д. по указанному адресу.

Приведенные обстоятельства ФГКУ «Югрегионжилье» в суде не опровергнуты, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не предоставлено.

При установленном факте проживания Ролдугина А.Д. по адресу: г. Севастополь<адрес>, его временное отсутствие в указанном жилом помещении в период прохождения срочной военной службы не влияет на объем приобретенных им жилищных прав, поскольку согласно статье 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в настоящем случае подлежит применению исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегиожилье» от 20 сентября 2018 года Ролдугину Д.А. и члену его семьи – сыну Ролдугину А.Д. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>.

Согласно платежному поручению от 25 сентября 2018 года указанная сумма перечислена на банковский счет Ралдугина Д.А.

По результатам проведенной в период с 08 апреля 2019 года по 12 апреля 2019 года Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации проверки деятельности 1 отдела ФГКУ «Югрегиожилье» выявлены нарушения, среди которых неправомерное обеспечение жилищной субсидией во внеочередном порядке Ролдугина Д.А. на состав семьи два человека по причине отсутствия факта совместного проживания и нахождения на иждивении отца Ролдугина А.Д. (письмо заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от 17 апреля 2019 года ).

Основанием искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье» к Ролдугину Д.А. послужил факт подачи Ролдугиным А.Д. в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» заявлений с указанием в адресной части адреса (<адрес>), отличного от адреса Ролдугина Д.А., что по мнению истца опровергает факт совместного проживания указанных лиц и свидетельствует о том, что они членами одной семьи не являются.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно предоставленным в материалы дела письменным доказательствам ФГКУ «Югрегионжилье» до предоставления Ролдугину Д.А. субсидии установило факт совместного проживания Ролдугина Д.И. и его сына Ролдугина А.Д. по <адрес>, что соотносится с приведенными выше положениями закона и разъяснениями высшей судебной инстанции по их применению.

При таких обстоятельствах доводы об указании Ролдугиным А.Д. в своих заявлениях в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» в адресной строке <адрес>, не могут быть приняты судом в качестве доказательства, опровергающего фактическое проживание Ролодугина А.Д. с Ролдугиным Д.А. в качестве члена семьи последнего.

Кроме того, указание данного адреса имело место за год до принятия решения о предоставлении субсидии, то есть до установления ФГКУ «Югрегионжилье» факта совместного проживания Ролдугина Д.И. и его сына Ролдугина А.Д. по <адрес>.

Суд также отмечает, что <адрес>, указывал в своих заявлениях не только Ролдугин А.Д. (28.08.2017 г.), но и в аналогичный период Ролдугин Д.А. (04.09.2017 г.). Приведенные обстоятельства не позволят сделать вывод о раздельном проживании указанных лиц и о их проживании по указанному адресу.

При этом, Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. в ФГКУ «Югрегионжилье» представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Сведений о сокрытии Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. какой-либо информации, которая могла повлиять на предоставление субсидии и ее размер в материалы дела не предоставлено.

Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.

Материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что Ролдугин Д.А. и член его семьи Ролдугин А.Д., в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, не представлено соответствующих доказательств и ФГКУ «Югрегионжилье». Не имеется в деле и сведений и о том, что Ролдугин Д.А. и Ролдугин А.Д. являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения.

Как Ролдугин Д.А., так и Ролдугин А.Д. в зарегистрированном браке не состоят, суд не располагает информацией о приобретении указанными лицами права общей совместной собственности на жилые помещения в период их нахождения в брачных отношениях.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ролдугин Д.А. и Ролдугин А.Д. на момент предоставления субсидии проживали совместно, а потому в понимании жилищного законодательства являлись членами одной семьи, в связи с чем решение начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 декабря 2017 года о принятии члена семьи Ролдугина Д.А. – сына Ролдугина А.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованиям закона не противоречит, а соответственно расчет и предоставление субсидии на состав семьи из двух человек произведены законно, неосновательное обогащение Ролдугина Д.А. места не имело.

Факт регистрации Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д. по различным адресам, а также по адресам, отличным от адреса их фактического проживания, не имеет правового значения для разрешения вопроса о признании их членами одной семьи, поскольку регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абзац 6 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье».

При установленных судом обстоятельствах у заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не имелось оснований для принятия 17 мая 2019 года решения об отмене решения от 12 декабря 2017 года о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Кроме того, заместитель начальника 1 отдела не имел полномочий на принятие оспариваемого решения, которое могло быть принято исключительно Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации (далее – Департамент), поскольку в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 08.10.2018 г. N 555, именно к функциям Департамента относится отмена (изменение) решений региональных управлений жилищного обеспечения (жилищных комиссий) о принятии военнослужащих либо иных граждан на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и о предоставлении (отказе в предоставлении) военнослужащим либо иным гражданам жилых помещений в случаях, если такие решения вынесены с нарушением требований законодательства Российской Федерации (абзац девятый раздела III «Функции Департамента жилищного обеспечения»).

На основании вышеизложенного оспариваемое Ролдугиным Д.А. решение является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Ролдугину Дмитрию Александровичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Ролдугин Александр Дмитриевич, о взыскании незаконно полученной денежной субсидии оставить без удовлетворения.

Исковое заявление Ролдугина Дмитрия Александровича к 1 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года об отмене решения от 12 декабря 2017 года о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 20 ноября 2019 года.

Председательствующий –

2-2322/2019 ~ М-2204/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Россиийской Федерации
Ответчики
Ролдугин Дмитрий Александрович
1 отдел ФГКУ "Югрегионжилье"
Начальник 1 отдела ФГКУ "Югрегионжилье"
Другие
Ролдугин Александр Дмитриевич
Витушкин Герман Вячеславович
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.09.2019Предварительное судебное заседание
15.10.2019Судебное заседание
07.11.2019Судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее