23 марта 2020 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Камчатскому краю к Фахрутдинову Александру Исмайловичу о признании находящейся в незаконном обороте, изъятии и передаче для последующего уничтожения алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – УМВД России по Камчатскому краю) обратилось в суд с иском к Фахрутдинову А.И. с требованием о признании находящейся в незаконном обороте, изъятии из оборота и передаче на уничтожение алкогольной продукции.
В обоснование заявленного требования истец указал, что 21 февраля 2017 года в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, выявлен факт реализации в металлическом гараже, расположенном вблизи д. 14/1 по ул. Автомобилистов в г. Петропавловске-Камчатском ответчиком 95% спирта в канистрах из полимерного материала белого цвета, объемом 10 литров каждая, в количестве 26 шт. Данная спиртосодержащая продукция была изъята и храниться в УМВД России по Камчатскому краю. 11 декабря 2017 года по материалу проверки КУСП № 8004 от 21.02.2017 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно справке эксперта от 07.03.2017 представленная на исследование бесцветная жидкость, находящаяся в канистрах из белого полимерного материалами с этикетками «ОАО Флора Кавказа» этиловый спирт 95% этанол – для стационаров – является спиртосодержащей жидкостью, на основе этилового спита, крепостью 95,75 об%, не является алкогольной продукцией, является раствором для наружного применения, спиртовым. На основании изложенного, просил признать находящейся в незаконном обороте, изъять из оборота и передать для последующего уничтожения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, спиртосодержащую жидкость в 26 канистрах из полимерного материала белого цвета, объемом 10 литров каждая, в общем количестве 260 литров.
В судебном заседании представитель истца УМВД России по Камчатскому краю участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений, просил дело рассмотреть без своего участия.
Ответчик Фахрутдинов А.И. о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.
Как видно из отметок на почтовом конверте, судебное извещение, направленное ответчику, было возвращено в суд по истечении срока его хранения.
Правовые последствия юридически значимых сообщений (в том числе судебные извещения и повестки) наступают для лица, которому сообщения адресованы, с момента их доставки самому лицу или его представителю (абз. 1 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным адресату и в том случае, если оно фактически не было получено по причинам, зависящим от адресата.
Так, судебные извещения и повестки считаются доставленным адресату, если последний его не получил по своей вине. Корреспонденция считается доставленной, если она была возвращена по истечении срока хранения в отделении связи, поскольку адресат уклонился от ее получения (абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25).
Третье лицо Межрегиональное управление Росалкогольрегулирование по Дальневосточному округу о времени и месте судебного разбирательства извещены, представитель участия в судебном заседании не принимал, просил дело рассмотреть без участия своего представителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений; под нормативными документами понимаются документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования; под техническими документами понимаются документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие).
Согласно п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Абзацем 27 п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются, в том числе без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 1, 3 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортной накладной, а также справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
В соответствии с п. 2 ст. 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе:
без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;
без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Согласно п. 2 ст. 25 указанного Федерального закона изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1-3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 21 февраля 2017 года в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, выявлен факт реализации в металлическом гараже, расположенном вблизи д. 14/1 по ул. Автомобилистов в г. Петропавловске-Камчатском ответчиком 95% спирта в канистрах из полимерного материала белого цвета, объемом 10 литров каждая, в количестве 26 шт, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия.
При производстве следственных действий данная спиртосодержащая продукция была изъята и направлена на исследование в ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю.
Согласно справке эксперта от 07.03.2017 представленная на исследование бесцветная жидкость, находящаяся в канистрах из белого полимерного материалами с этикетками «ОАО Флора Кавказа» этиловый спирт 95% этанол – для стационаров – является спиртосодержащей жидкостью, на основе этилового спита, крепостью 95,75 об%, не является алкогольной продукцией, является раствором для наружного применения, спиртовым.
Как следует из протокола явки с повинной Фахрутдинов А.И. пояснил, что в конце января 2017 г. он решил с целью личного обогащения в мобильном приложении «Whats App» разместил объявление, о реализации алкогольной продукции, а именно спирта и коньяка. 13.02.2017 на сотовый телефон Фахрутдинову А.И. позвонил мужчина представившийся Евгением и в ходе состоявшегося разговора поинтересовался о возможности приобретения спирта в количестве около 200 литров. После разговора с Евгением Фахрутдинов А.И. просматривая в сеть Интернет, увидел объявление о продаже спирта в большом количестве. Позвонив по указанному в объявлении абонентскому номеру сотового телефона, Фахрутдинов А.И. договорился с неустановленным лицом по имени Александр о приобретении у последнего спирта в количестве 260 литров, разлитого в полимерные канистры объемом 10 каждая, по цене 380 рублей за 1 литр. 20.02.2017 Александр поставил Фахрутдинову А.И. ранее заказанную алкогольную продукцию, которую последний поместил на хранение в металлический гараж, расположенный вблизи д. 14/1 по ул. Автомобилистов в г. Петропавловске-Камчатском. В последующем, с целью личного обогащения, Фахрутдинов А.И. решил реализовать ранее указанный спирт по цене 460 рублей за 1 литр, на общую сумму 119 600 рублей. Реализуя свой преступный умысел приблизительно в 16 ч. 40 минут 21.02.2017 Фахрутдинов А.И. в металлическом гараже, расположенном вблизи д. 14/1 по ул. Автомобилистов в г. Петропавловске-Камчатском реализовал 26 полимерных канистр белого цвета, объемом 10 литров каждая, в которых находился спирт в общем количестве 260 литров.
Постановлением от 11 декабря 2017 года отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 171.1, ст. 238 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления в действиях Фахрутдинова А.И. (л.д. 98-99).
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Документы, подтверждающие легальность производства изъятой алкогольной продукции, в материалах дела отсутствуют.
С учетом приведенных нормоположений, суд приходит к выводу, что изъятая спиртосодержащую жидкость в 26 канистрах из полимерного материала белого цвета, объемом 10 литров каждая, в общем количестве 260 литров, находится в незаконном обороте, в связи с чем, на основании статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежит изъятию из оборота и передаче в УМВД России по Камчатскому краю для последующего уничтожения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 260 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░