№2-7785/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Кожевниковой Л.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахреевой Я.Л. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
Вахреева Я.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по тем основаниям, что <данные изъяты> и имеет право на предоставление набора социальных услуг, в который, в том числе входит услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, путевки ей не были предоставлены. Истец просит обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Вахреева Я.Л. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ, справка о наличии медицинских показаний предоставлялась ответчику.
Представитель ответчика Пирогова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, дала пояснения аналогичные указанным в отзыве.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Вахреева Я.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, что подтверждается <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ
С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение истец обратилась в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ, предоставив <данные изъяты> для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ №, затем <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда истец поставлена на учет по обеспечению санаторно-курортным лечением, регистрационный номер очереди - <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялась путевка на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
По указанной путевке в ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на санаторно-курортном лечении в <данные изъяты> заездом с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер очереди - №
Между тем, путевка истцу за ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени предоставлена не была.
Согласно сведениям ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия санаторно-курортная путевка истцу не предоставлена в связи с недостаточностью финансовых средств.
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила финансового обеспечения) и Методика расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Методика расчета объема средств) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года №864.
Пунктом 4 Правил финансового обеспечения установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Методики расчета объема средств объем финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц, утверждаемого ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, (далее - Минтруд России) и численности граждан из числа включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в виде набора социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктами 3.1, 3.6 - 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328, установлено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Территориальные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Территориальные органы Фонда заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Пунктом 19 Регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271 н, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Приказом Минтруда России от 11.09.2013 года № 459н «О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» в 2014 году установлены следующие нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению - 103,75 руб., по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 14,75 руб.
При этом стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году была установлена приказом Минтруда России от 19.12.2013 № 750н в размере 976,3 руб. (для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями спинного мозга - 1 527,2 руб.). На основании изложенного, а также в соответствии с пунктом 19 Правил финансового обеспечения средства Фонда на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда строго пропорционально количеству граждан льготных категорий, проживающих на определенной территории.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03.04.2014 № 686-0, механизм осуществления права на получение набора социальных услуг должен включать надлежащее финансовое и организационное обеспечение соответствующих обязательств государства, а именно законодатель обязан предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год финансирование, достаточное для реализации всех принятых на себя обязательств на соответствующий год.
При этом Фонд и его территориальные органы не вправе привлекать на указанные цели иные средства, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку указанные действия в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации повлекут нецелевое использование бюджетных средств.
Таким образом, обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) в соответствии с федеральным законодательством не представляется возможным
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.05.2012 №817-0, Федеральный закон № 178-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление в части 2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма и направлено на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами).
Исходя из фактического финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение по очереди в зависимости от даты подачи заявления.
Источником финансового обеспечения расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение является федеральный бюджет.
Полномочия Фонда по предоставлению санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно гражданам льготных категорий осуществляются только в объеме средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Исполнительные органы Фонда в свою очередь за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых государственных контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 03.04.2014 №686-0 установил, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все категории граждан, указанные в Федеральном законе № 178-ФЗ. Внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение какой-либо категории граждан Федеральный закон № 178-ФЗ не предусматривает.
Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, отделением Фонда учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, у Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия отсутствует фактическая возможность ежегодного обеспечения граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортным лечением и не предусмотрена действующим законодательством, так как предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение без учета установленной очередности фактически является приоритетным обеспечением санаторно-курортным лечением, что не соответствует правовым предписаниям федерального законодательства, а также влечет нарушение прав граждан, заявления которых были зарегистрированы отделением Фонда ранее заявления истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Вахреевой Я.Л. об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, суд обращает внимание истца на то, что право на получение путевки за ДД.ММ.ГГГГ не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке в последующих годах с соблюдением очередности.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
В исковых требованиях Вахреевой Я.Л. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. ВащенкоМотивированное решение изготовлено 18.09.2015.