Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**. 2014 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мальгиной М.И.,
при секретаре Воронковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой О.В. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова О.В. обратилась в суд с иском в Куньинский районный суд к Администрации Куньинского района, Администрации Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением суда от **.**.2014 года дело было передано по подсудности для рассмотрения в Псковский городской суд.
**.**. 2014 года Овчинникова О.В. в порядке ст.39 ГПК РФ дополнила заявленные требования: просит также обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска Овчинникова О.В. указала, что ее отец О.В.Г. умер **.**.1991 года, а мать О.Н.В. была лишена родительских прав в отношении нее Куньинским районным судом Псковской области **.**.1992 года, в связи с чем на основании распоряжения Администрации Куньинского района от **.**.1992 года она была направлена в ГБОУ «Великолукский детский дом-школа», в котором воспитывалась до совершеннолетия. При определении в госучреждение за ней было закреплено жилье по месту жительства матери – в д. Б., К. района, псковской области. Однако, поскольку собственником жилого дома являлся совхоз «П.», а затем СПХК «П.», жилье в последующем было распределено другим работникам СПХК. Распоряжением Администрации Куньинского района от **.**.2001 года было принято решение о предоставлении после возвращения из детского госучреждения ей жилого помещения.
В 2005 году после окончания обучения Администрацией Куньинского района Псковской области ей на основании ордера №** от **.**.2005 года была предоставлена комната, площадью 15 кв.м., в коммунальной трехкомнатной квартире №** дома №** по улице М. в д. У., К. района на состав семьи из двух человек, включая также ее несовершеннолетнего сына О.С.В.
Истец указывает, что предоставленная ей комната, расположенная в коммунальной квартире, является смежной с другой комнатой, в которой проживают посторонние люди, не являющиеся членами ее семьи, кроме того, в третьей комнате проживает лицо, к которому ранее были применены меры медицинского характера в связи с совершением общественно опасного деяния, состоящий на учете у психиатра, с частыми обострениями психического заболевания. По этим причинам в предоставленное ей жилое помещение она никогда не вселялась и не проживала там, до настоящего времени проживает и работает в г. В., Псковской области, где снимает жилье. В 2006 году она повторно обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, пригодного для проживания, однако постановлением Главы Куньинского района Псковской области от **.**.2006 года №** ей в реализации права на жилье было отказано со ссылкой на то, что право ею реализовано в 2005 году.
Истец указала, что неоднократно в течение 8 лет обращалась в органы местного самоуправления и органы опеки с вопросом о предоставлении ей жилого помещения, соответствующего требованиям действующего жилищного законодательства, однако получала отказ по тем основаниям, что жилое помещение ей было предоставлено в 2005 году. В сентябре 2013 года она обратилась с заявлением в Территориальное управление ГГУСЗН Псковской области о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако решением жилищной комиссии от **.**.2014 года ей было отказано в реализации права на жилье.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала и пояснила, что с момента окончания учебного заведения проживает и работает в г. В., где снимает жилое помещение, поскольку предоставленное ей в 2005 году жилое помещение – комната, площадью 15 кв.м., в кв.№** дома №** по ул. М. в д. У., К. района, Псковской области, расположена в коммунальной квартире без удобств, является смежной с другой комнатой, в которой проживают посторонние люди. Истец просит учесть, что в квартире также проживает сосед С.М.., страдающий психическим заболеванием, к которому в 2008 году были применены меры медицинского характера в связи с совершением им общественно опасного деяния. Истица указала, что имеет в собственности 1/3 долю жилого дома, общей площадью 32 кв.м., расположенного по адресу: д. П., В. района, ул. К., д. №**, приобретенного ею с использованием средств материнского капитала. Однако проживать в нем с детьми невозможно, т.к. дом неблагоустроенный, находится в В. районе, в значительной отдаленности от места ее работы и детских дошкольных учреждений, которые посещают дети, заключением межведомственной комиссии от **.**.2012 года признан непригодным для проживания.
Кроме того, истица также просит принять во внимание, что постановлением Администрации Куньинского района Псковской области №** от **.**.2014 года п.1.3 распоряжения Администрации Куньинского района от **.**.2005 г. №** в части предоставления ей на состав семьи 2 человека, включая сына О.С.В., был отменен как противоречащий действующему жилищному законодательству.
Считая отказ незаконным, истец просит суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации и обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору специализированного найма.
Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. иск не признал в полном объеме, ссылаясь на то, что право на обеспечение жильем истицей было реализовано в 2005 году при предоставлении ей жилого помещения Администрацией Куньинского района. С учетом принятия Администрацией Куньинского района решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении Овчинниковой О.В. жилья представитель ответчика считает, что к возникшим правоотношениям следует применять ранее действовавшее законодательство – ст.57 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой обязанность по обеспечению жильем истца должна быть возложена на орган местного самоуправления – Администрацию Куньинского района, Псковской области. Представитель ответчика также просит учесть, что с 2010 года – с момента достижения 23-летнего возраста истица утратила право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном действующим законодательством, регулирующим обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Представитель ответчика – Администрации Куньинского района в судебное заседание не явился. От указанного ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и заявление о признании иска с приложением копии постановления №** от **.**.2014 г. Об отмене пункта 1.3 распоряжения Администрации Куньинского района от 22.06.2005 г. № 375-р «О жилье».
Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Представители третьих лиц – Администрации г. Великие Луки, ТУ г. Великие Луки ГГУСЗН Псковской области, ТУ Куньинского района ГГУСЗН Псковской области, ГФУ Псковской области в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску указанными лицами не заявлено.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика –Администрации Псковской области, исследовав материалы дела, суд находит иск Овчинниковой О.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что Овчинникова О.В. с **.**.1992 года имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи со смертью **.**.1991 года ее отца О.В.Г. и лишением матери О.Н.В. родительских прав решением Куньинского районного суда Псковской области от **.**.1992 года (л.д. 19, 21).
Распоряжением Администрации Куньинского района Псковской области №** от **.**.1992 года Овчинникова О.В. была направлена в детский дом (л.д.22).
В связи с распределением ранее закрепленного за истицей на основании распоряжения Администрации Куньинского района №** от **.**.1992 года жилого помещения – двухкомнатной квартиры в д. Б., работникам СПХК, распоряжением №** от **.**.2001 года Администрацией Куньинского района Псковской области было гарантировано предоставление ей жилого помещения по возвращению из детского государственного учреждения (л.д.18, 20).
Согласно справке ГБОУ СПО Псковской области «Великолукский политехнический техникум» Овчинникова О.В., **.**.**** года рождения, с 01.09.2003 года по 30.06.2005 года проходила обучение в ПЛ-№** г. В., Псковской области (л.д.12).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения Администрации Куньинского района Псковской области №** от **.**.2005 года Овчинниковой О.В. на состав семьи из двух человек, включая несовершеннолетнего сына О.С.В, **** года рождения, была предоставлена комната, площадью 15 кв.м., в трехкомнатной квартире №** дома №** по улице М. в д. У., К. района, Псковской области (л.д.7).
Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении с **.**.2005 года, однако, как следует из представленных ею документов, в указанном жилом помещении не проживает с момента его предоставления.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой с места работы истицы (лд.17), справками детского дошкольного и школьного учреждений, в которых обучаются ее несовершеннолетние дети.
Из представленной истцом технической документации на вышеуказанное жилое помещение следует, что комната, предоставленная Овчинниковой О.В. расположена в трехкомнатной квартире, является проходной и смежной с комнатой, площадью 7,4 кв.м., в которой проживают посторонние лица, не являющиеся членами семьи истца (л.д.106, 138-139). Данные обстоятельства подтверждаются также справкой ООО «Х.» от **.**.2014 года, согласно которой в квартире зарегистрированы Овчинникова О.В., И.Н.Ю. и С.М.Н.
В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Вместе с тем, как установлено судом, предоставленное Овчинниковой О.В. в порядке реализации ею гарантированных прав на обеспечение жильем жилое помещение не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку не является изолированным. Кроме того, суд учитывает доводы истца о том, что в указанной квартире также проживает С.М.Н., страдающий психическим заболеванием, к которому в 2008 году в связи с совершением общественно опасного деяния в состоянии невменяемости, подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, были применены судом принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (л.д.25-28).
Исходя из изложенных фактических обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что договор социального найма на вышеуказанную комнату, подтверждением заключения которого служит ордер, выданный Администрацией Куньинского района Псковской области 08.09.2005 года (л.д.7) не соответствует требованиям действующего законодательства, вследствие чего таких правовых последствий, как реализация истицей, отнесенной к определенной категории граждан, права на обеспечение жильем, влечь не может.
Постановлением Администрации Куньинского района №** от **.**.2014 года пункт 1.3 распоряжения от **.**.2005 года №** «О жилье» - в части предоставления Овчинниковой О.В. комнаты, площадью 15 кв.м., в квартире №** дома №** по улице М. в д. У., К. района, Псковской области, по вышеуказанным основаниям отменен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержит Закон Псковской области от 11января2005года N411-ОЗ (ред. от 10.01.2013 N 1246-ОЗ) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Материалами дела подтверждается, что истец неоднократно обращалась в органы местного самоуправления и органы опеки с заявлениями об обеспечении ее жилым помещением в установленном законом порядке, однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией постановления Главы Куньинского района от **.**.2006 года №**, которым истице отказано в предоставлении другой жилой площади со ссылкой на реализацию ею права, установленного положениями действующего законодательства (л.д.8), копией заявления истца в орган опеки и попечительства от **.**.2013 г. (л.д.10), копией письма Территориального управления Куньинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от **.**.2013 г. (л.д.9), выпиской из протокола № 4 заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от **.**.2014 года, решением которой Овчинниковой О.В. также было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по причине отсутствия права на обеспечение жилым помещением на основании п. 10 ст. 7 Закона области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ (л.д.23-24).
Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц должен осуществляться органами опеки и попечительства, реализующими в силу ст. 123 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Учитывая изложенное, суд считает, что не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований то обстоятельство, что в настоящее время Овчинникова О.В., право на жилое помещение которой до настоящего времени не реализовано, достигла 23-летнего возраста.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет.
В соответствии со ст.6 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по соответствующему муниципальному образованию, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, ссылку ответчика на наличие в собственности истца 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом №** по ул. К. в д.П., В. района, Псковской области, общей площадью 32,8 кв.м. (л.д.16), суд во внимание принять не может, поскольку заключением межведомственной комиссии №** от **.**.2012 года указанный жилой дом в установленном законом порядке признан непригодным для проживания (л.д.107-108).
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, решение о предоставлении жилого помещения, где зарегистрирована истица, отменено в установленном порядке Администрацией Куньинского района, а также ее обращение в 2006 году в Администрацию Куньинского района с заявлением об обеспечении ее жильем.
Проанализировав изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Овчинникова О.В. имеет право на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения по закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ на территории г. Великие луки по месту фактического проживания и работы. Кроме того, достижение ею возраста 27 лет, безусловно нуждающейся в жилом помещении, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения, которое ею в установленном законом порядке получено не было.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер.
Доводы ответчика о том, что истец не обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган до 23-х лет, являются несостоятельными, поскольку представленные доказательства свидетельствуют о том, что истица не была обеспечена в установленном законом порядке жилым помещением не в результате бездействия с ее стороны, а вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей органами местного самоуправления и органами опеки и попечительства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные Овчинниковой О.В., обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Овчинниковой О.В. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда за счет средств субъекта Российской Федерации – Псковской области, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить Овчинникову О.В. в список по обеспечению жилым помещением, как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Псковский городской суд.
Мотивированное решение составлено судом **.**. 2014 года.
Судья: М.И. Мальгина
.
.