РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД: 77RS0025-02-2023-006239-19
29 ноября 2023 года г. Москва
Солнцевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Соломатиной О.А., при помощнике Веретенниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3752/23 по иску Новикова М.Ю., Воронцова А.А., Федюшкина А.И., Рыбина П.М., Алфимова М.В., Асташкина А.С., Лаврентьевой Т.Б., Раджабова У.У. к Федеральному государственному казенному учреждению Центральное территориальное Управление имущественных отношений Министерства обороны РФ об установлении границ земельного участка,
установил:
Новиков М.Ю., Воронцов А.А., Федюшкин А.И., Рыбин П.М., Алфимов М.В., Асташкин А.С., Лаврентьева Т.Б., Раджабов У.У. обратилась в суд с указанным иском, просят признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевых планах и кадастровых выписках о земельных участках хххх и хххх ответчика, кадастровой ошибкой в сведениях; установить границы земельных участков ответчика в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера от хххх по фактически установленному ограждению; обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Иск мотивирован тем, что при проведении межевания ответчиком ххххх. Между тем, в случае переноса существующего ограждения в сторону границ земельных участков истцов, последние лишатся единственного доступа к своим земельным участкам, который существовал с 1949 года, а так же перекроется подход к обслуживанию инженерных сооружений: опор электроснабжения с электрощитками, наружного освещения, подземного водопровода, колодезными люками подземного водопровода, принадлежащих истцам и согласованных ранее с коммунальными и муниципальными службами. На каких основаниях ответчик занял не принадлежащий ему земельный участок земель общего пользования истцам не известно. Проход до 2018 год являлся неразграниченной государственной собственностью, так как это отражено в межевых планах каждого собственника которые делали межевания до этого года по стороне примыкания к проезду-проходу.
Истец Новиков М.Ю., представитель истцов Новикова М.Ю., Воронцова А.А., Федюшкина А.И., Рыбина П.М., Алфимова М.В., Асташкина А.С., Лаврентьевой Т.Б., Раджабова У.У. по доверенности Горюнов П.С. в судебном заседании иск поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) по доверенности Бицаев П.В. в судебном заседании против иска возражал по доводам, изложенным в письменном возражении на иск.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу положений статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из основных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, является описание местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 вышеуказанного закона определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 10 указанной статьи Закона (действовавшей до хххх) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1.1 статьи 43 данного Закона (в действующей редакции) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.
Ранее действовавшее нормативное регулирование, в том числе, статья 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривало аналогичные правила установления границ земельных участков.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Часть 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" устанавливает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Судом установлено, что Новиков М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ххххх; Асташкин А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером хххх, расположенного по адресу: ххххх.
Земельные участки с кадастровыми номерами ххххх, в соответствии с приказами директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ххххх предоставлены ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования,
Судом также установлено, что межевания земельных участков с кадастровыми номерами ххххх, расположенных по адресу: хххх ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России не проводилось.
Согласно представленным истцами заключениям кадастрового инженера Янкиной Н.В. от хххх., были кадастровым инженером были выполнены по заказу Новикова М.Ю. геодезические работы в связи с определением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером хххх, расположенного по адресу: ххххх.
Как следует из возражений ответчика, и не отрицалось истцами, о дате, времени и месте проведения кадастровых работ ответчик не был уведомлен.
На основании запроса суда первой инстанции в материалы дела также представлены кадастровые дела объектов недвижимости.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Оценивая доказательства в их совокупности, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, поскольку истцами при рассмотрении дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав ответчиком, что при определении границ земельных участков с кадастровыми номерами хххх, были допущены кадастровые (межевые) ошибки; учитывая, что представленное истцами заключение кадастрового инженера не содержат сведений о пересечении земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцам Воронцову А.А., Федюшкину А.И., Рыбину П.М., Алфимову М.В., Асташкину А.С., Лаврентьевой Т.Б., Раджабову У.У., с границами земельных участков с кадастровыми номерами хххх, содержит только сведения о пересечении земельных участков, принадлежащих на праве собственности (не отраженных в иске) истцу Новикову М.Ю., при этом не содержит в себе сведений о причинах пересечения указанных земельных участков, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Новикова М.Ю., Воронцова А.А., Федюшкина А.И., Рыбина П.М., Алфимова М.В., Асташкина А.С., Лаврентьевой Т.Б., Раджабова У.У. к Федеральному государственному казенному учреждению Центральное территориальное Управление имущественных отношений Министерства обороны РФ об установлении границ земельного участка, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.