7п-501
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Ожигиной Е.Р. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 сентября 2019 г.,
установил:
постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 сентября 2019 г. администрация муниципального образования «Северодвинск» (сокращенное наименование администрация Северодвинска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 100 000 рублей.
Защитник юридического лица Ожигина Е.Р. в жалобе просит отменить указанное постановление, ссылаясь на его незаконность.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав старшего государственного инспектора Ространснадзора РФ СЗФО Зуева А.В., считающего решение судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Транспортная безопасность согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Актом незаконного вмешательства является противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (статья 1).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее – Требования № 924).
Согласно подпункту 3 пункта 6 Требований № 924 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в том числе обязаны для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Подпунктом 13 пункта 6 названных Требований № 924 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе:
прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;
проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть;
действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
Как следует из материалов дела, у администрации Северодвинска в собственности находятся объекты транспортной инфраструктуры: мост через Никольское устье Северной Двины; мост (путепровод из железобетонных конструкций); мост через реку Малая Кудьма; мост № 1 через реку Ширшима; мост № 1 через реку Забориха; мост № 3 через реку Забориха; мост через реку Устречка (с. Ненокса); железобетонный автодорожный мост п. Водогон.
Таким образом, в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 и пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Администрация Северодвинска является субъектом транспортной инфраструктуры на указанных объектах транспортной инфраструктуры.
На основании распоряжения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора № 288-р от 18 июня 2019 г. в период с 22 июля 2019 г. по 16 августа 2019 г. проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности в отношении администрации Северодвинска.
В ходе проверки выявлены факты неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности администрацией Северодвинска, а именно:
1) для защиты объектов транспортной: мост через Никольское устье Северной Двины; мост (путепровод из железобетонных конструкций) от актов незаконного вмешательства не привлечены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, что является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 3 пункта 6 Требований № 924);
2) не информированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры: мост через Никольское устье Северной Двины, мост (путепровод из железобетонных конструкций), мост через реку Малая Кудьма, мост № 1 через реку Ширшима, мост № 1 через реку Забориха, мост № 3 через реку Забориха, мост через реку Устречка (с. Ненокса), железобетонный автодорожный мост п. Водогон, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно- распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;
проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть;
действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий,
что является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ, подпункта 13 пункта 6 Требований № 924.
3) не направлена заявка в орган по сертификации на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности видеокамер, установленных на ОТИ мост через Никольской устье Северной Двины; мост (путепровод из железобетонных конструкций), что является нарушением пунктов 7, 11 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016. № 969.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16 августа 2019 г., они послужили основанием для привлечения администрации Северодвинска к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 августа 2019 г., распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 18 июня 2019 г., актом проверки № 07-43-02/257 (А) от 16 августа 2019 г., сведениями Федерального дорожного агентства о внесении в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, иными доказательствами по делу, которые оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности.
Оснований для выводов о неверной оценке обстоятельств и доказательств по делу не имеется.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия администрацией Северодвинска всех необходимых, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица не влекут отмену решения, так как не опровергают правильные выводы о наличии в действиях администрации Северодвинска состава вмененного административного правонарушения.
Приведенные защитником доводы об отсутствии финансирования и необходимости внесения изменений в местный бюджет на текущий и 2020 г. не влияют на законность постановления, так как по смыслу закона обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, в связи с чем обстоятельства финансового состояния субъекта, размер затрат необходимых для выполнения обязательных требований не освобождают субъекта транспортной инфраструктуры от их выполнения и не опровергают наличие в действиях администрации Северодвинска объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ не установлено.
Как правильно указано судьей городского суда оснований предложения о выделении бюджетных ассигнований для соблюдения норм действующего законодательства, в том числе подпункта 3 и 13 пункта 6 Требований № 924 направлены администрацией Северодвинска только на июньскую сессию Совета депутатов Северодвинска.
Доводы защитника юридического лица о том, что реализация мер, предусмотренных подпунктом 13 пункта 6 Требований № 924 связана с разработкой Плана обеспечения транспортной безопасности, которые утверждены только в мае - июле 2019 г. не исключают состав вмененного правонарушения, они являлись предметом исследования судьи городского суда и мотивированно отвергнуты, как несостоятельные.
Приведенные в жалобе доводы относительно не направления заявки на проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (видеокамер) со ссылкой на то, что технические средства видеоконтроля принадлежат Государственному автономному учреждению Архангельской области «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области» относятся к аппаратно-программному комплексу «Безопасный город» и не входят в систему обеспечения транспортной безопасности, лишены правовых оснований.
Согласно подпункту 30 пункта 6 Требований № 924 на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность оснащать объект транспортной инфраструктуры I, II и III категорий в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
После вступления в силу 30 марта 2017 года постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969, утвердившего Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, в качестве дополнительного требования к средствам видеонаблюдения стала их сертификация.
Поскольку администрация Северодвинска является субъектом транспортной инфраструктуры, включение технических средств в систему «Безопасный город» не снимает с субъектов транспортной безопасности обязанности самостоятельно обеспечить транспортную инфраструктуру сертифицированными либо организовать сертификацию технических средств видеоконтроля на указанных выше объектах транспортной инфраструктуры.
Ссылка в жалобе на заключение муниципального контракта от 16 июля 2019 г. № 0169-19 УГиЗО с ООО «Автодороги» на реконструкцию моста через Никольское устье Северной Двины, на основание которого подрядчик обеспечивает охрану строительной площадки, содержание и эксплуатацию моста, а также подходы к мосту, осуществлять пропускной контроль за соблюдением ограничения движения, в связи с чем ответственность за указанный мост несет подрядчик, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку это не освобождает администрацию Северодвинска, как субъекта транспортной инфраструктуры, от обязанности проведения мероприятий направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности моста.
Довод жалобы о том, что судьей городского суда администрации Северодвинска вменено нарушение, предусмотренное подпунктом 11 пункта 6 Требований № 924, которое в протоколе об административном правонарушении не было предъявлено, подлежит отклонению.
Из текста постановления Северодвинского городского суда следует, что подпункт 11 пункта 6 Требований № 924 администрации Северодвинска не вменялся, ссылка на указанную норму судьей приводилась лишь в обосновании совершенного правонарушения.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Несогласие автора жалобы с произведенной оценкой доказательств не свидетельствует о допущении судьей процессуальных нарушений, и основанием для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств не является.
Факт совершения администрацией Северодвинска административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения судьи, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░