судья: Перова Т.В.
адм. дело №33а-8729/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2019 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В.
при секретаре Бабашкиной З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело № 2а-193/2019 по административному иску Стародубцева О.Н. к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе административного истца Стародубцева Олега Николаевича на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 2 октября 2019 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Стародубцев О.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения № * от 17 января 2019 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 905 кв.м. по адресу: *, ссылаясь на то, что им представлены в регистрационный орган все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права, в связи с чем законных оснований для приостановления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок у административного ответчика не имелось.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 2 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Стародубцева О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Стародубцев О.Н. ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Коноваловой Л.Л., представителя заинтересованного лица ДГИ г.Москвы Шиненковой В.А., сочтя возможным на основании статей 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ, осуществляется на основании статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частями 2, 3 той же статьи определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2).
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3).
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Стародубцев О.Н. является собственником жилого дома площадью 314,5 кв.м, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *.
Право собственности Стародубцева О.Н. на данный объект недвижимости зарегистрировано 13 января 2016 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права основанием для приобретения права собственности Стародубцева О.Н. на данный жилой дом указан договор об определении долей и дарения доли жилого дома от 20 декабря 2015 года (л.д.14).
Из справки ДСК им. Ларина № 24 от 28 декабря 2018 года следует, что земельный участок общей площадью 905 кв.м с адресными ориентирами: *, используется членом ДСК Стародубцевым О.Н. для дачного строительства.
Данный земельный участок находится в пределах внешних границ разграниченного земельного участка, принадлежащего ДСК им. Ларина, образован из земельного участка, предоставленного ДСК им. Ларина до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ»
Первоначальный учет земельного участка вл.27 по ул. Слепнева без определения его границ был осуществлен путем утверждения Московской областной междуведомственной планировочной комиссией плана планировки дачного поселка имени Ларина 23 июля 1931 года.
В соответствии с Уставом кооператива земельный участок выделен на праве бессрочного пользования для дачного строительства членам кооператива, на указанном земельном участке был возведен новый жилой дом.
В связи с приобретением права собственности на жилой дом 13 января 2016 года Стародубцев О.Н. в силу закона приобрел право бессрочного пользования данным земельным участком.
Судом установлено, что 29 декабря 2018 года Стародубцев О.Н. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок (№ *).
Для государственной регистрации права Стародубцев О.Н. представил следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации права от 13 января 2016 года №* Росреестр, серия *;
- справку от 28 декабря 2018 года № 24, выданная ДСК им. Ларина;
- квитанцию от 29 декабря 2018 года № 85.
17 января 2019 года Управлением Росреестра по г. Москве принято оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации права собственности № * в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 2 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», являющихся основанием для регистрации права собственности.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что для государственной регистрации административным истцом не были представлены предусмотренные частью 2 стати 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина – любого прежнего собственника жилого дома на указанный земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что Стародубцевым О.Н. представлены сведения, согласно которым земельный участок с 1999 года находился в пользовании его супруги Стародубцевой М.В. В 2000 году был построен жилой дом и зарегистрировано право собственности на ее имя.
Вместе с тем, документы, подтверждающие какое-либо право Стародубцевой М.В. в отношении земельного участка по указанному выше адресу, на государственную регистрацию права Стародубцевым О.Н. не представлялись.
При этом Стародубцевым О.Н. ставится вопрос о государственной регистрации его права собственности на земельный участок, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 мая 2019 года, имеет площадь 903+/-8 кв.м., расположен по адресу: *, поставлен на кадастровый учет 3 сентября 2015 года, сведения о данном земельном участке как о ранее учтенном отсутствуют (л.д.89-95).
Право собственности на жилой дом по адресу: * возникло у Стародубцева О.Н. только в 2016 году.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности Стародубцева О.Н. на данный жилой дом ссылок на документы – основания приобретения права на земельный участок по названному выше адресу не содержит.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что по смыслу положений статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесению в Единый государственный реестр недвижимости подлежат лишь сведения, отвечающие признакам достоверности, как об учтенном недвижимом имуществе, так и о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество и основаниях их возникновения, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует закону.
Доводы апелляционной жалобы Стародубцева О.Н. основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и приведших к принятию неправильного решения, не свидетельствуют.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что в силу части 3 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года для государственной регистрации права собственности на земельный участок не требуется предоставлять документы, подтверждающие право на земельный участок гражданина - собственника строения на нем, основаны на ошибочном толковании административным истцом содержания данной нормы.
Так, согласно буквальному содержанию части 3 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года не требуется предоставление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов в случае, если право собственности гражданина на соответствующее здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. При этом пункт 1 части 2 данной статьи указывает на необходимость предоставления для осуществления государственной регистрации свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение, то есть не исключает предусмотренную пунктом 2 части 2 той же статьи обязанность предоставить один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на земельный участок.
При этом, как установлено судом, таких документов Стародубцевым О.Н. для государственной регистрации права собственности на земельный участок административному ответчику представлено не было.
Утверждения в жалобе о том, что таким документом является представленная для государственной регистрации справка ДСК им. Ларина от 28 декабря 2018 года, не могут быть признаны состоятельными, так как справка ДСК правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом на земельный участок не является.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу.
По материалам административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: