Дело № 2-№(2015 год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ мая 2015 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего: судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием:
истца И.Г.В.,
представителя ответчика Т.С.М., директора МУП «Ромненские коммунальные сети»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
И.Г.В. к МУП «Ромненские коммунальные сети» о возложении обязанности по введению в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии в его жилом помещении, и расчёту потребления тепловой энергии по показаниям прибора,
УСТАНОВИЛ:
Истец И.Г.В. обратился в Ромненский районный суд 25.03.2015г. с иском к МУП «Ромненские коммунальные сети» о возложении обязанности по введению в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии в его жилом помещении, и расчёту потребления тепловой энергии по показаниям прибора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на территории <адрес> деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляет МУП «Ромненские коммунальные сети». МУП «Ромненские коммунальные сети» с ним договор теплоснабжения не заключал, предоставление коммунальных услуг осуществляются на основании заключенного договора управления многоквартирными домами, в связи с чем, правоотношения по установке в его жилом помещении индивидуального прибора учета регулируются именно жилищным законодательством, а не законодательством о теплоснабжении. В 2010 году им был установлен прибор учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию, о чем составлен соответствующий акт МУП «Ромненские коммунальные сети». В 2014 году им произведена замена старого прибора учета на новый. При вводе в эксплуатацию прибора учета составлен соответствующий акт, в ходе изучения которого установлено, что в нем отсутствуют основания для отказа ввода прибора учета, предусмотренные п. 81 (4) Правил. Считает, что МУП «Ромненские коммунальные сети» необоснованно принято решение об отказе ему во вводе в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. В 2014 году на основании требований МУП «Ромненские коммунальные сети» им произведена замена старого прибора учета на новый. Марка и модель теплосчётчика были утверждены МУП «Ромненские коммунальные сети», о чём свидетельствуют тех.условия, утверждённые директором МУП «Ромненские коммунальные сети». При вводе в эксплуатацию прибора учета составлен соответствующий акт, который был подписан представителем МУП «Ромненские коммунальные сети», установлены пломбы, что является официальным документом о принятии прибора в эксплуатацию и принятия платежей по показаниям. В ноябре был произведён первый платёж согласно показаний прибора. Однако при очередном платеже в декабре управляющая компания отказалась принимать платеж за квартплату, ссылаясь на то, что прибор не принят, что является грубейшим нарушением законодательства. Считает, что МУП «Ромненские коммунальные сети» незаконно принято решение об отказе ему во вводе в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. Просит суд обязать МУП «Ромненские коммунальные сети» ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленный в его жилом помещении. Обязать МУП «Ромненские коммунальные сети» произвести расчет потребления тепловой энергии по показаниям прибора. Привлечь директора МУП «Ромненские коммунальные сети» Т.С.М. к административной ответственности за нарушение законодательства РФ, превышение служебных полномочий.
От представителя ответчика поступили письменные возражения 13.04.2015г., в которых он указывает, что в 2010 году И.Г.В. был установлен прибор учета тепловой энергии, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета от 01.11.2010г., подписанный представителем сервисной организации ООО «Тындапромавтоматика», мастером МУП «Ромненские коммунальные сети» и утвержденный руководителем теплоснабжающей организации. В 2013 году И.Г.В. было направлено уведомление от 12.09.2013г., что в 2014 году истекает срок поверки теплового счетчика. После завершения отопительного сезона в мае 2014. директор предприятия Т.С.М. и главный инженер П.С.В. выехали к И.Г.В. проверить техническое состояние узла учета и снять показания теплового счетчика. При осмотре на месте выяснилось, что ранее установленный счетчик марки Minokal, заводской № отсутствует, на его месте установлен другой счетчик марки ELF-2.5-20-0. Кроме этого установлено, что пристройка к дому (гараж) подключена к центральному отоплению без учета теплового счетчика. На месте они втроем определили об установке теплового счетчика на вводе гаража, и соответственно новые технические условия. Устно на месте определили схему расположения монтажа теплового счетчика, а главный инженер подготовил схему. По поводу установки другого счетчика И.Г.В. пояснил, что якобы выполнил их предписание и тем более предыдущий счетчик сломался и неправильно считает Гкал. Оказалось, что счетчик он снял в феврале 2014г., возил на проверку в <адрес>, после проверки установил, но счетчик оказался неисправен. Своими действиями И.Г.В. нарушил пункты Постановления Правительства № от 06.05.2011г. Согласно п. 35 «г» Постановления потребитель не вправе самостоятельно демонтировать приборы учета. П.81 (13) потребитель в случае выхода прибора учета из строя обязан, незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности. Демонтаж прибора учета, а так же его последующий монтаж, выполняются в присутствии исполнителя. 21.07.2014г. в МУП «Ромненские коммунальные сети» обратился И.Г.В. с заявлением о выдаче технических условий на подключение теплового счетчика, 06.08.2014г технические условия И.Г.В. были выданы. 14.10.2014г. в МУП «Ромненские коммунальные сети» поступило заявление И.Г.В. об утверждении акта допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии, что также нарушает требования пункта 81 вышеуказанного Постановления. В устной форме И.Г.В. было пояснено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, в которой должны содержаться следующие сведения: сведения о потребителе, предлагаемая дата ввода, тип и заводской номер устанавливаемого прибора, сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета, показания прибора учета на момент установки, дата следующей поверки. В ходе ввода прибора в эксплуатацию, согласно п.81(4)«г», проверке подлежит работоспособность прибора учета. Проверить работоспособность прибора учета возможно при наличии отчета о работе прибора, в котором обозначаются коды ошибок, формула вычисления тепловой энергии и настроечные параметры прибора учета, от которых зависит правильность расчетов тепловычислителем потребленной тепловой энергии. До настоящего времени перечень документов не предоставлен и акт допуска прибора учета в эксплуатацию не подписан. Согласно Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 2013г. и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 354, учет коммунального ресурса по показаниям прибора учета начинается со дня документального оформления ввода прибора учета в эксплуатацию. После длительных споров и разбирательств о принятии в эксплуатацию узла учёта по <адрес>Б в марте 2015г. они - директор Т.С.М. и главный инженер П.С.В. выехали на место. При осмотре выяснилось, что ранее утверждённая схема не выполнена. Схема подключения выполнена по усмотрению и смекалке собственника теплового счётчика. МУП «Ромненские коммунальные сети» при таком исполнении учёта теплового узла и отсутствием вышеуказанных документов по оформлению ввода прибора учёта, будет отказано. Если собственник настаивает на потреблении тепловой энергии по счётчику, он должен выполнить технические условия по коммерческому учёту тепловой энергии. МУП «Ромненские коммунальные сети» является ресурсоснабжающей организацией, производство и реализация тепловой энергии является основным видом деятельности, составляющим 70% от общего дохода предприятия.
В судебном заседании истец И.Г.В. на иске настаивает, уточнив исковые требования, и просит суд обязать МУП «Ромненские коммунальные сети» ввести и принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учёта тепловой энергии ELF – 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, с 1.10.2014г. по адресу: <адрес>Б <адрес>, приводя в обоснование те же доводы, что указаны в исковом заявлении. Также просит исключить из его требований о привлечении директора МУП «Ромненские коммунальные сети» Т.С.М. к административной ответственности за нарушение законодательства. Дополнительно суду пояснил, что ему было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в 2014 году истекает срок поверки теплового счетчика. Он устно предупредил руководство предприятия о замене теплового счетчика. Так, в январе 2014 года при снятии показаний счетчика был проинформирован о демонтаже и предстоящей проверке теплосчетчика в центре метрологии специалист теплосетей П.Д.А.. Также им был предупрежден мастер Е.. В марте 2014 был предупрежден главный инженер П.С.В. о предстоящей замене счетчика. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение ремонтных работ по демонтажу и установке прибора учета тепловой энергии в связи с проведением плановой, очередной метрологической поверки прибора учета тепловой энергии ДД.ММ.ГГГГ КФХ Ч. был произведен демонтаж теплосчетчика «Минокал» для последующей поверки в центре метрологии. ДД.ММ.ГГГГ КФХ Ч., имеющий свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, была произведена замена теплосчетчика «MNOCAL» на теплосчетчик «ELF». После монтажа нового теплосчетчика им были приглашены представители МУП «Ромненские коммунальные сети» для ввода нового прибора в эксплуатацию (пломбировку). Представители МУП «Ромненские коммунальные сети» явились в составе директора Т.С.М., главного инженера П.С.В., и мастера Е. в конце мая 2014 года. По прибытию на место ими было отказано во вводе прибора теплосчетчика в эксплуатацию. Схема подключения к тепловым сетям, которую ответчик прилагает к отзыву отличная от той, которая ему была выдана, а также разные технические условия. Ответчик пишет в отзыве на исковое заявление о том, что истец пояснил ему, что замена счетчика произошла по причине поломки. Опровергают данное утверждение следующие документы: приложение к договору от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении ремонтных работ по демонтажу прибора учета тепловой энергии акт № 1, а также отметка в техническом паспорте счетчика тепловой энергии. Руководство МУП «Ромненские теплосети» в лице директора Т.С.М. незаконно принудило его к повторному монтажу узла учета, бывшего в эксплуатации и уже принятого ими в 2010 году, о чем свидетельствует акт приема в эксплуатацию узла учета тепла. После выполнения их требований ДД.ММ.ГГГГ представителем МУП «Ромненские теплосети» мастером Е. был осуществлен ввод прибора в эксплуатацию, что подтверждает акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. ДД.ММ.ГГГГ с запорной арматуры были сняты пломбы, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ о проверке внутренних кранов запорной арматуры. В декабре 2014 года при внесении очередного платежа, ему было отказано в приеме денежных средств за оплату отопления по показаниям прибора, так как акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, должен быть утвержден директором МУП «Ромненские теплосети».
Дополнительно суду истец И.Г.В. пояснил, что в ходе рассмотрения дела наметилась тенденция или новая попытка ответчика ввести суд в заблуждение. В своём отзыве ответчик на заявление истца ссылается на нарушения Постановления № от 06.11.2011г. в редакции 14.02.2015г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» чем полностью подтверждает, что взаимоотношения строятся на основании этого документа, в списке изменяющих его документов не значится Постановление Правительства № от 18.11.2013г. В четвертом разделе Постановления № права и обязанности исполнителя п.31 сказано, что исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его прав на пользование им индивидуальными комнатными приборами учета, соответствующими требованиям законодательства РФ. В четвертом разделе Постановления № права и обязанности исполнителя п.31 сказано, что осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учёта по функциональным возможностям отличается от коллективных (общедомовых) приборов, а также приступить к осуществлению расчётов по показаниям прибора размера платы за коммунальную услугу. В п. 2 указано, что должны осуществлять ввод индивидуальных приборов после замены, поверки, ремонта в срок и порядке, которые установлены настоящими правилами. В разделе Постановления № в п.81 указан порядок документального оформления прибора учёта в качестве прибора учёта, по показаниям которого осуществляется расчёт размера платы за услуги, он содержит: сведения о потребителе, предлагаемая дата и время ввода установленного прибора в эксплуатацию, тип и заводской номер установленного прибора, место его установки, сведения об организации, осуществляющей монтаж прибора учёта, показания прибора учёта на момент его установки, дата следующей поверки, копия паспорта на прибор учёта, а также копии документов. Подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учёта (за исключением новых приборов, подтверждение их работоспособности является свидетельство о заводской госповерке). Все эти документы были представлены ответчику в период подготовки к вводу теплосчётчика. В результате мероприятий по вводу счётчика представителем МУП «Ромненские коммунальные сети» был проверен прибор на соответствие документам и работоспособность, чему подтверждение снятие показаний и занесение их в акт приемки и опломбирование прибора одноразовыми номерными пломбами, о чём сделана запись в акте приёма. Пункт 81 (8) гласит, что установка контрольных пломб является подтверждением отсутствия оснований для отказа ввода учёта прибора в эксплуатацию. Также исполнителем грубо нарушены пункт 81 (1) - порядок ввода прибора учёта в эксплуатацию, который гласит, что после подачи заявки потребителем, в срок до 3-х рабочих дней, исполнитель должен назначить дату ввода и в срок до 15 рабочих дней должен осуществить мероприятия по вводу или отказать, что исполнителем не было исполнено. Он подал заявку ДД.ММ.ГГГГ вх. № от 14.10.2014г. Согласно п.81 (2), в случае если исполнитель не явился в сроки, указанные в п.81 (1) прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки и с этой даты его показания учитываются при определении объёма потребления коммунальных услуг. Ершов на протяжении назначения на должность, подписывал эти акты. Считает, что на замену и на ввод подписи директора не требуется, собирается комиссия и представитель теплоснабжающей организации подписывает этот акт. Е. подписывал эти акты. Е. проходил обучение в Гостехнадзоре по эксплуатации энерготеплоустановок и имеет такой же допуск как П.С.В. Ответчик ссылается на Правила коммерческого учета, согласно Правил о предоставлении коммунальных услуг, взаимоотношения между потребителем и теплоснабжающей организацией, описаны в Правилах. Что касается проектов, и актов, указанных в Правилах коммерческого учета, это всё касается больших организаций. Поэтому в данном случае его применять не правильно.
Представитель ответчика Т.С.М. исковые требования не признал в полном объёме. Просит в удовлетворении исковых требований И.Г.В. отказать в полном объёме. Суду показал, что в 2000 году Управляющую компанию возглавляла В.И.П., которая занималась платежами. Они выставляли расчет по теплу, Управляющая компания с ними рассчитывалась на 100%. Когда в 2014 году они приняли управление, он распорядился всё проверить. До нового года истец платил за тепло по *** рублей. В мае проверили его теплосчётчик и предложили ему провести поверку счетчика. После отопительного сезона поехали домой к И.Г.В., обнаружили, что гараж подключен без счетчика. Предложили истцу выполнить схему. Счетчики ставятся горизонтально, у истца счетчик установлен вертикально. Вопрос встал о работоспособности счетчика, в нем забиты все параметры, необходимо было их проверить. Проекта не было. Они выдали технические условия. Истец решил обойти его, как директора, и убедить в своей правоте главного инженера. Он обратился, чтобы поставить пломбы с арматурными запорами. Схему в таком виде они принимать не будут. На сегодняшний день есть технические условия, их необходимо выполнить. В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что произведено опломбирование без его ведома, Е. и К. там участвовали. Е. в акте не там расписался, также в акте нет подписи самого И.Г.В.. Опломбированием должен был заниматься главный инженер. Работоспособность счетчика проверяется в течение 72 часов, проверку производит тот, кто устанавливал счетчик, оформляется это распечаткой из архива, это не выполнено.
Свидетель П.С.В., главный инженер МУП «Ромненские теплосети», суду показал, что когда истцом устанавливался первый счетчик, он работал мастером и понадеялся на слова истца и компетентность фирмы, которая занималась установкой прибора учета. Он тогда подписал акт, не имея соответствующего опыта. Будучи главным инженером, осматривал узел учета у истца. На гараж шла магистраль. Он сам лично начертил от руки схему и дал И.Г.В.. При демонтаже узла учета их представители не присутствовали. Акт от ДД.ММ.ГГГГ не видел и не подписывал, не был уведомлен, что 20 сентября будет производиться опломбирование узла учета у И.Г.В.. От Е. узнал, что им опломбирован счетчик у И.Г.В.. Считает, что ввести в эксплуатацию прибор учета нельзя.
Свидетель Ч.А.В., глава КФХ, суду показал, что их компания имеет свидетельство, которое дает им допуск на монтажные работы счетчиков тепловой энергии. С И.Г.В. у них был заключен договор на монтаж, демонтаж приборов учета. Точно число он не помнит, их компания демонтировала счетчик, который должен был быть отправлен на поверку. У этого счетчика закончился ресурс поверки, поставили другой счетчик, так как такого же счетчика не было. Это было сделано согласно технических условий, которые были им предоставлены Ромненскими тепловыми сетями. Существует два вида счетчиков тепловой энергии, это индивидуальные для жилых домов, квартир и на многоквартирные дома. У И.Г.В. стоит индивидуальный счетчик, и, согласно Правил установки этих счетчиков №354, они установили данный счетчик год назад, вернее сделали замену счетчика. Согласно этих правил и Правил коммерческого учета, даже если схема выполнена неверно или неправильно, не соответствует Правилам коммерческого учета, а счетчик стоит в Госреестре, п.7 Правил дает возможность потребителю тепловой энергии в течение трех лет привести свой узел учета в соответствии с этими Правилами. То есть он думает, если тепловой счетчик в настоящий момент опломбирован энергоснабжающей организацией, значит можно считать, что он принят в эксплуатацию. Через три года теплоснабжающая организация может прийти, и если счетчик стоит и есть претензии, может все акты аннулировать. До 2016 года счетчик тепловой энергии должен находиться в эксплуатации, тем более счетчик у истца, согласно акту, опломбирован. Там же стоят термопары не опломбированы и еще отвод, но согласно правил коммерческого учета, это должен выполнить поставщик тепловой энергии. На сегодняшний день, если опломбировать термопары и кран, счетчик будет установлен в соответствии с нормативной базой. Когда счетчик запускался в эксплуатацию, теплоснабжающая организация, если была не согласна с какими-то условиями монтажа этого счетчика, должна была составить акт, в котором должна указать чего не хватает, а потребитель в лице И.Г.В., должен был на основании этого акта в течение установленного срока, устранить недочеты. А затем И.Г.В. должен создать комиссию, написать заявление в теплоснабжающую организацию, и комиссионно должны были принять узел учёта в эксплуатацию. На сегодня у И.Г.В. узел учета и гараж подключены согласно технических правил. Отводы на гараж и на квартиру идут после прибора учета тепловой энергии, всё потребление считывается прибором тепловой энергии. Вчера 25.05.2015г. у И.Г.В. проводился осмотр теплового узла, при осмотре присутствовали: он - Ч., потребитель И.Г.В., представитель теплоснабжающей организации Т., и А.Н.В.. Инициатором осмотра были потребитель и энергоснабжающая организация. Они произвели коллегиально осмотр теплового узла. А.Н.В. снял показания счетчика, также был снят временной интервал. В первую очередь они осмотрели схему подключения. Схема соответствует схеме, которую они составляли, она приложена к договору. Осмотрели схему, теплосчетчик, пломбы на теплосчетчике, записали пломбу в акт, также записали номер теплосчетчика, сняли показания теплосчетчика. Далее осмотрели термопары, они были не опломбированы. Стоял сифон, который тоже не опломбирован. Все замечания главный инженер МУП «Ромненские коммунальные сети» П.С.В. записал в акт. Он был не согласен с тем, что схема теплового узла смонтирована с нарушением правил, так как не имеется второго расходомера.
Привлеченный судом в качестве специалиста В. А.Н., генеральный директор ООО «ЭнергоЭффект», дав консультацию, указал, что возможность принятия прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию и расчеты по этому прибору, два этих вопроса регламентируются двумя различными постановлениями Правительства: № «Правилами коммерческого учета тепловой энергии», и №354. Правилами коммерческого учета расшифровывается понятие самого ввода в эксплуатацию прибора учета - это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативно правовых актов и проектной документации, включая соответствие составления акта ввода в эксплуатацию узла учета. То есть, идет жесткое закрепление за наличием строительной документации. Этими же правилами п.44 прописаны требования к самому проекту, который должен быть на любой узел учета. И нет никаких делений на общедомовой или квартирные, это касается всех приборов учета. Проект должен содержать технические условия, которые истец получил в ресурсоснабжающей компании: план подключения, принципиальную схему подключения, план теплового пункта с указанием мест установки датчика, электрические монтажные схемы, настроечную базу, схему пломбирования. В нашей стране существует около тысячи видов приборов, которые прошли проверку. Потребитель вправе приобрести любой из этих приборов, а ресурсоснабжающая организация не обязана знать каждый прибор, поэтому существует такой порядок: в проекте содержится вся информация, где он пломбируется, где настраивается, и как устанавливается, чтобы не вникать в эти тонкости. Ввод узла учета в эксплуатацию регламентирован теми же правилами п.17, где четко прописано, что процедура организации коммерческого учета включает в себя четыре позиции: получение технических условий, данная позиция была выполнена; проектирование и установка прибора учета, она была выполнена частично, т.е. установили, но проект отсутствует; ввод в эксплуатацию прибора учета, ввода в эксплуатацию не было должным образом выполнено; сама эксплуатация прибора учета. По проектированию, первый пункт был выполнен полностью, второй пункт отсутствует полностью, есть некая схема. Из той схемы, с которой он ознакомился, может сказать четко, что прибор учета проектируется на основании Правил коммерческого учета, на основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, и Правил проектирования тепловых пунктов - это свод Правил 41/101/95, это основные документы, на основании которых проектируются тепловые узлы, тепловые пункты и узлы учета. Там предусмотрены все моменты, от выбора самого диаметра до прокладки всех проводов, установки пломб и прочее. Второй пункт в части проектирования узла учета был опущен истцом, была сделана некая схема. Третий пункт - это ввод прибора учета в эксплуатацию оговаривается п.66, согласно данного пункта, заявитель должен не ранее чем за 10 дней, до предполагаемого ввода в эксплуатацию прибора учета, обязан уведомить ресурсоснабжающую компанию о данном вводе и предоставить ей весь пакет документов, для ознакомления и ввода. Проект, который делается заявителем, он в обязательном порядке согласовывается с ресурсоснабжающей компанией, это обязательное условие. Представитель, который вводит прибор учета в эксплуатацию, обязан по правилам создать комиссию из монтажной организации и представителя РСО. В РСО он должен за 10 дней направить заявление со всем перечнем документов, который прописан в правилах. В данном случае этого сделано не было должным образом. На основании этого заявления комиссия собирается на месте, рассматривает все документы и соответствие монтажа документам, после чего подписывается акт. Данный прибор учета в эксплуатацию не введен, так как второй основной пункт, это проектирование, не был выполнен. Третий пункт, это создание комиссии и проверка документации, этого тоже не было сделано должным образом. Также не были опломбированы термопары, которые дают возможность потребителю воровать тепловую энергию. Так как не было проекта, никто не знает где и что нужно пломбировать. Проектирование должны делать организации, имеющие допуски РСО. Так как прибор учета в эксплуатацию не введен, то вопрос о расчётах прибора по 354-му Постановлению некорректный и неправильный. Обязанность потребителя выдавать ресурсоснабжающей организации показания приборов. С данного прибора снять показания помесячные невозможно, необходимо установка специального оборудования. Есть приборы, более дорогие, к ним специального дополнительного оборудования не требуется. Вчера, 25.05.2015г., на месте они сняли показания - это 12 Гкалл, но в тоже время счетчик показывал, что он отработал 17000 часов, это больше двух лет, хотя его установили только в октябре 2014 года, и в тоже время он наработал 672 часа ошибок, которые должны ресурсником доначисляться потребителю дополнительно, но так как они не видят распечаток помесячных, годовых, они не знают, когда эти Гкал были наработаны, не знают, когда были ошибки наработаны, ресурсник, в данном случае, сделать ничего не может. Чтобы сдвинуть как-то этот процесс, необходимо дополнительное оборудование, чтобы добраться к архиву счетчика. И.Г.В. необходимо сделать проект, установить другой прибор, у которого в части наличия двух расходомеров датчиков давления, это обязательные параметры, которые должны сниматься, плюс требования к архивам, которые должны записываться по срокам архивов. В данном приборе у И.Г.В. нет одного расходомера и архивы у него маленькие, месячные. Поэтому данный прибор не подходит под действие данных Правил. В технических условиях указан другой прибор. Здесь расходомеры и вычислитель другой. Сейчас класс точности опустили в новых правилах, но появился другой пункт в части второго расходомера. Данные приборы стоят около *** руб. Согласно Закону № «Об энергосбережении» установлены требования по установке приборов учета во всех объектах, в т.ч. и многоквартирных домах, и в каждой квартире. Существуют типы приборов для технического учета, для коммерческого учета они раньше использовались, когда можно было один расходомер, но, как правило, такие дешевые приборы ставят на квартиры, но при обязательном наличии на вводе общедомового прибора, который показывает общее потребление по дому. А на основании таких мелких приборов просто идет разделение между квартирами. На сегодня в чистом виде установить такой прибор у потребителя невозможно. По переходному периоду может пояснить, что это касается тех приборов, которые установлены и работают на сегодняшний день, т.е. если приборы были введены ранее и работают на сегодняшний день, то данные нормы Правил к ним не применяются. И.Г.В. прибор поменял, у него до 2014 года стоял прибор «Минокал», сейчас поставили прибор «Эльф», это разные приборы. Если старый прибор не прошел поверку, то необходима проектная документация на новый. С Гостехнадзора, на который ссылается истец, на сегодняшний день, и уже давно, сняты все полномочия по контролю за приборами учета тепловой энергии, они этими вопросами не ведают и не занимаются. Истец ссылается по монтажу на инструкцию, но ни одна инструкция не скажет, как проложить провода, на какой высоте, какого диаметра исходя из нагрузки, из объема потребления и т.д., многие моменты, которые прописываются в проектах. Поэтому ссылка на монтаж только по инструкции, это неправильно и не соответствует никаким нормам. Истец ссылается на тех.условия, на тот момент это была ошибка РСО, так как с 1995 года эти Правила уже не работали и не нужно на них ссылаться.
Выслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Реализация данного положения осуществляется и в рамках правоотношений, возникающих по поводу предоставления услуги теплоснабжения.
Так, ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О теплоснабжении" от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст. 15 настоящего Федерального закона.
Потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем, - расценивается как бездоговорное потребление энергии (п. 29 ст. 2 указанного Закона).
В соответствии с ч.ч. 7 - 10 ст. 22 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что И.Г.В. проживает и является владельцем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, с централизованной системой отопления, которая обслуживается МУП «Ромненские коммунальные сети».
Согласно разделу V Устава муниципального унитарного предприятия «Ромненские коммунальные сети», утвержденного постановлением главы Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, предприятие создано в целях обеспечения устойчивой работы системы теплоснабжения, эксплуатации и ремонта теплооборудования, удовлетворения общественных потребностей в его работах и услугах. Для этих целей предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: производство и сбыт тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды и населению; производство и сбыт тепловой энергии потребителям.
Таким образом, обязанность по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии возложена на МУП «Ромненские коммунальные сети», которая является управляющей компанией, что не оспаривается истцом.
Понятие «ввод в эксплуатацию узла учета», согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила №1034), означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Согласно п. 17 Правил №1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Пунктами 61-68 Правил № 1034 установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
Пломбирование узла учета осуществляется:
а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;
б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией. Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений.
МУП «Ромненские коммунальные сети» является теплоснабжающей организацией на территории <адрес> и в силу закона должно входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учёта, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учёта.
Согласно п. 44 Правил №1034, проект узла учета содержит:
а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) план подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с п. 71 настоящих Правил;
з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.
Пункты 81 – 81.8, 81.14 Постановления Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (ред. от 14.02.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривают, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
(абзацы введены Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 824)
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Судом установлено, что из договора № от ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение ремонтных работ по демонтажу и установке прибора учёта тепловой энергии в связи с проведением плановой, очередной метрологической поверки прибора учёта тепловой энергии (п.1.1., 1.2.) следует, что Ч.А.В. (подрядчик), действующий на основании свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ., и И.Г.В. (заказчик) заключили настоящий договор на выполнение ремонтных работ: демонтаж теплосчётчика для очередной метрологической поверки и установки теплосчётчика после прохождения поверки с использованием оборудования, предоставленного заказчиком. Заказчик передаёт подрядчику в целях исполнения настоящего договора оборудование: теплосчётчик MINOL MNOCAL с приложением инструкций и технической документации по его использованию.
Демонтаж прибора учёта тепловой энергии произведён без уведомления и участия МУП «Ромненские коммунальные сети» в нарушение п. 81(13) Правил №354.
20.05.2014г. И.Г.В. установил в своём доме индивидуальный прибор учёта тепловой энергии – ELF – 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, заменив прежний MINOL MNOCAL, работы по установке теплосчётчика выполнены Ч.А.В., однако договором № от 22.01.2014г. на выполнение ремонтных работ по демонтажу и установке прибора учёта тепловой энергии в связи с проведением плановой, очередной метрологической поверки прибора учёта тепловой энергии, выполнение данных работ не оговорено. В акте № от 20.05.2014г. приёма-передачи выполненных работ указано, что исполнитель в соответствии с договором о выполнение ремонтных работ по демонтажу и установке прибора учёта тепловой энергии № от 22.01.2015г. выполнил работы по установке прибора учёта тепловой энергии (теплосчётчика) на объекте заказчика, по адресу: <адрес> <адрес>. Состояние, показания и марка прибора учёта тепловой энергии: тех.исправен, 0000 гкл, ELF.
Как следует из паспорта теплосчётчика ELF (государственный реестр № 45024-10) 2013г., данный теплосчётчик предназначен для измерения и учёта тепловой энергии и параметров теплоносителя в закрытых системах водяного теплоснабжения. Согласно разделу 4 теплосчётчика ELF– 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, на основании результатов поверки 17.09.2013г. признан годным и допущен к эксплуатации. Дата следующей поверки ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно свидетельству об утверждении типа средств измерений № от 27.09.2010г. утверждён тип теплосчётчиков ELF.
МУП «Ромненские коммунальные сети» направило И.Г.В. технические условия на установку прибора учёта тепловой энергии, с которыми он был ознакомлен под роспись 6.08.2014г.
Судом установлено, что И.Г.В. не выполнены технические условия в полном объёме, а именно: не выполнен проект узла учёта тепловой энергии в соответствии с п. 44 Правил №1034, что не оспаривается истцом. Кроме того, истцом не выполнены действия, связанные с подготовкой к вводу узла учёта в эксплуатацию, предусмотренные п. 64 Правил №1034: отсутствует проект узла учёта тепловой энергии, согласованный с теплоснабжающей организацией. Также собственником жилого помещения И.Г.В. не подана заявка исполнителю надлежащим образом оформленная в соответствие с требованиями п. 81 Правил №354. Таким образом, довод истца о том, что если исполнитель не явился для осуществления ввода прибора учёта в эксплуатацию, то прибор учёта считается введенным в эксплуатацию, является несостоятельным.
Также довод истца об утере документов в МУП «Ромненские коммунальные сети» не обоснован и надуман, так как не подтвержден документально.
Из акта допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии следует, что, с участием ответственного представителя потребителя Е.В.Г., представителя сервисной организации ИП Ч.А.В., у потребителя по адресу: <адрес>Б <адрес> (И.Г.В.), произведён технический осмотр приборов учёта тепловой энергии и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено: узел учёта тепловой энергии допускается (не допускается) в эксплуатацию с 20.09.2014г. по 2018г. в следующем составе оборудования и пломбируется: ELF– 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, показания прибора на момент допуска – 0000, место установки и наличие пломбы – гараж прибор учёта № пломбы 1249531, 01.10.2014г.
Суд критически оценивает данный акт, так как оформлен ненадлежащим образом: не содержит указаний о допуске или не допуске в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, так как в акте это не отмечено и не указано соответствие или несоответствие правилам, допускается или не допускается в эксплуатацию. Кроме того, данный акт не подписан правомочным лицом – главным инженером МУП «Ромненские коммунальные сети» П.С.В., что не оспаривается истцом. Таким образом, суд признаёт данный акт незаконным и недопустимым доказательством.
Довод истца о том, что прибор учёта тепловой энергии ELF – 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, согласно его паспорту годен и допущен к эксплуатации, сам по себе без выполнения всех предусмотренных Правилами № и № требований, не состоятелен и судом не может быть принят во внимание.
Показания свидетеля Ч.А.В. не опровергают вывод суда о невыполнении истцом требований Правил по вводу узла учёта в эксплуатацию.
Акт от 14.10.2014г. проверки внутренних кранов запорной арматуры по адресу <адрес> комиссией в составе представителя МУП «Ромненские коммунальные сети» К.А.О. и И.Г.В. о том, что на момент осмотра краны находятся в рабочем состоянии и опломбированы пломбами №, № и признаны к дальнейшей эксплуатации, не опровергает вывод суда о невыполнении истцом требований Правил по вводу узла учёта в эксплуатацию.
Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Допустимых доказательств того, что владельцем узла учёта тепловой энергии И.Г.В. в полном объёме выполнены действия, связанные с подготовкой к вводу узла учёта в эксплуатацию, предусмотренные Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, суду не представлено. Таким образом, и в возложении обязанности по расчёту потребления тепловой энергии по показаниям прибора на МУП «Ромненские коммунальные сети» надлежит отказать. При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска И.Г.В. к МУП «Ромненские коммунальные сети» в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска И.Г.В. к МУП «Ромненские коммунальные сети» о возложении обязанности по введению и принятию в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии ELF – 2,5 DN – 20, заводской номер 01328833, с 1.10.2014г., по адресу: <адрес>, и расчёту потребления тепловой энергии по показаниям прибора, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Б.Ходкевич
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ