<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лебедко К.В.,
при секретаре Юленковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яровой Натальи Павловны, Фроленковой Нины Михайловны, Поповой Надежды Александровны, Векленко Артема Константиновича, Расщупкина Михаила Поликарповича, Расчупкина Владимира Михайловича, Филиппова Александра Илларионовича, Черкашина Дмитрия Николаевича, Дыговой Татьяны Андреевны, Турдиева Махаметжана Ярмухаметовича, Лебедевой Ольги Алексеевны, Огородникова Константина Владимировича, Петровой Надежды Петровны, Сахно Юрия Николаевича, Поповой Елены Григорьевны, Ревенко Афанасия Ивановича, Аржевикиной Людмилы Михайловны, Слюнькова Владимира Михайловича, Аржевикина Юрия Викторовича, Князюк Ирины Валерьевны, Леонтьева Сергея Николаевича, Кудашко Ирины Михайловны к ООО «Агропромкомплект» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Яровая Н.П., Фроленкова Н.М., Попова Н.А., Векленко А.К., Расщупкин М.П., Расчупкин В.М., Филиппов А.И., Черкашин Д.Н., Дыгова Т.А., Турдиев М.Я., Лебедева О.А., Огородников К.В., Петрова. Н.П., Сахно Ю.Н., Попова Е.Г., Ревенко А.И., Аржевикина Л.М., Слюньков В.М., Аржевикин Ю.В., Князюк И.В., Леонтьев С.Н. обратились в суд с иском к ООО «Агропромкомплект» о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилых домов в пгт. Саянский Рыбинского района Красноярского края, с 01.01.2019 года на основании требований жилищного законодательства на собственников жилых помещений возложена обязанность по заключению договоров на сбор и вывоз ТКО. С января 2019 года истцам незаконно производится начисление платы за сбор и вывоз ТКО, поскольку договоры на сбор и вывоз ТКО с ответчиком не заключались, услуга по сбору и вывозу ТКО ответчиком не оказывается в соответствии с требованиями законодательства, так как контейнерные площадки на территории частного сектора пос. Саянский не организованы, истцы не пользуются контейнерами, установленными в районе многоквартирных жилых домов. На основании изложенного, просят признать отсутствие задолженности у истцов по обращению с ТКО перед региональным оператором ООО «Агромпромкомлект».
Кудашко И.М. обратилась в суд с иском к ООО «Агропромкомлект» о защите прав потребителей, требования заявлены по аналогичным основаниям.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ года данные гражданские дела объединены в одно производство.
Определением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено <данные изъяты>
В судебное заседании истцы Яровая Н.П., Фроленкова Н.М., Попова Н.А., Векленко А.К., Расщупкин М.П., Расчупкин В.М., Филиппов А.И., Черкашин Д.Н., Дыгова Т.А., Турдиев М.Я., Лебедева О.А., Огородников К.В., Петрова Н.П., Сахно Ю.Н., Попова Е.Г., Ревенко А.И., Аржевикина Л.М., Слюньков В.М., Аржевикин Ю.В., Князюк И.В., Леонтьев С.Н., Кудашко И.М не явились, ими представлены заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Агропромкомплект» - Гурьянова А.Ю. (полномочия проверены) в судебное заседание явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В адрес суда направлены возражения относительно искового заявления, из содержания которого следует. ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны с ДД.ММ.ГГГГ года на основании Соглашения № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект». Услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором - ООО «Агропромкомплект» с ДД.ММ.ГГГГ года на всей вверенной ему территории вне зависимости от наличия заключенных договоров с потребителями, в соответствии с условиями соглашения. Типовой договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Агропромкомплект», а также был опубликован в газете «Наш Красноярский край» от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ года плата за услуги по обращению с ТКО потребителям не заключившим договор насчитывалась на условиях типового договора. Расчет стоимости услуги по обращению с ТКО рассчитывается по формуле: норматив * тариф * количество проживающих человек (при отсутствии – количество собственников). Министерством тарифной политики Красноярского края утверждены единые тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Тарифы Красноярского края (по технологическим зонам) для населения составляют: Рыбинская технологическая зона (региональный оператор ООО «Агропромкомплект» - 1158,67 руб./м3. (965,56 руб./м3 + 20% НДС). Тарифы действуют в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Нормативы накопления ТКО для каждой из территорий Красноярского края утверждены Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № №. Нормативы накопления ТКО для Рыбинской технологической зоны составляют 0,07 м.куб./чел. в месяц. С учетом норматива потребления плата с 1 человека в месяц составляет <данные изъяты> руб. вне зависимости от степени благоустройства жилого фонда. Доводы истцов о том, что они как собственники частных домов, не являются потребителями услуги по обращению с ТКО основаны на неправильной толковании законодательства. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания, в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что <адрес> площадки накопления ТКО расположены: ул. <адрес>
ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Рыбинской технологической зоны с ДД.ММ.ГГГГ г. на основании соглашения № № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект». Дата начала выполнения региональным оператором предусмотренных соглашением обязанностей ДД.ММ.ГГГГ г. и действует до ДД.ММ.ГГГГ г. (включительно). Пунктом <данные изъяты> предусмотрено, что региональный оператор обязан осуществлять сбор, транспортирование ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по сбору и транспортированию ТКО путем проведения торгов <данные изъяты>
Министерством тарифной политики Красноярского края утвержден тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО по Рыбинской технологической зоне, который составляет 1158,67 руб./м3 на период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования № № от ДД.ММ.ГГГГ г. внесены изменения в приказ Министерства экологии и рационального природопользования № № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края», согласно которого норматив накопления ТКО для Рыбинского района составляет 0,07 м3/чел. в месяц (<данные изъяты>
Таким образом, плата с одного человека в месяц составляет <данные изъяты>
В соответствии с агентским договором № № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенным между ООО «Агропромкомплект» и <данные изъяты> принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать комплекс юридических, технических, организационных и иных фактических действий по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «Агропромкомплект», организации начисления платы потребителям за оказанные ООО «Агропромкомплект и коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей от потребителей за предоставленные ООО «Агропромкомплект» коммунальные услуги по обращению с ТК на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края (<данные изъяты>
Обращаясь в суд с названным иском, истцы указали, что услуга по вывозу ТКО им не оказывается поскольку на территории частного сектора пос. Саянский отсутствуют контейнерные площадки для сбора ТКО.
Вместе с тем, надлежащих, допустимых и относимых доказательств того, что в спорный период времени истцы собственными силами осуществляли вывоз ТКО, не нарушая требования ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в материалы дела не представлено.
Доводы истцов о том, что ответчиком не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей частного сектора пос. Саянский, не могут являться основанием для признания задолженности по оплате услуги по сбору и вывозу ТКО отсутствующей, поскольку ООО «Агропромкомплект», являющееся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов не наделено.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
При этом суд отмечает, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что вывоз мусора осуществлялся не только с установленных контейнерных площадках в районе многоквартирных жилых домов пос. <адрес>, но и непосредственно с улиц расположенных в частном секторе пос. <адрес> Обратного суду не представлено.
В связи с изложенным, доводы истцов о существенной отдаленности имеющихся площадок для сбора твердых бытовых отходов не могут являться основанием для освобождения от оплаты услуги. Истцы не лишены права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления в случае, если считают свои права нарушенными.
Доводы истцов об отсутствии между сторонами заключенного в письменном виде договора о предоставлении услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, что делает невозможным начисление платы, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7. Закона 89-ФЗ, собственники ТКО в обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в № Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (<данные изъяты>
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата за обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой и подлежит внесению региональному оператору при наличии утвержденного единого тарифа.
Пунктом 4 ст. 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, далее - Правила обращения с ТКО) установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (17) названных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцами и ООО «Агропромкомплект» является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что договор, содержащий условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, считается заключенным, поскольку истцами не оспаривается факт сбора и вывоза мусора ООО «Агропромкомплект» из пос. Саянский, кроме того, истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что они не пользуются услугами ООО «Агропромкомплект» по обращению с ТКО, либо того, что они заключили договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией. Напротив, истцы согласились с условиями указанного договора, с предложениями о внесение изменений в типовую форму договора истцы к ответчику не обращались.
При этом судом учитывается, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в пос. Саянский региональным оператором ООО «Агропромкомплект» осуществлялся, данная услуга была оказана, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истцов о признании задолженности по оплате услуги за сбор и вывоз ТКО за указанный период отсутствующей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Яровой Натальи Павловны, Фроленковой Нины Михайловны, Поповой Надежды Александровны, Векленко Артема Константиновича, Расщупкина Михаила Поликарповича, Расчупкина Владимира Михайловича, Филиппова Александра Илларионовича, Черкашина Дмитрия Николаевича, Дыговой Татьяны Андреевны, Турдиева Махаметжана Ярмухаметовича, Лебедевой Ольги Алексеевны, Огородникова Константина Владимировича, Петровой Надежды Петровны, Сахно Юрия Николаевича, Поповой Елены Григорьевны, Ревенко Афанасия Ивановича, Аржевикиной Людмилы Михайловны, Слюнькова Владимира Михайловича, Аржевикина Юрия Викторовича, Князюк Ирины Валерьевны, Леонтьева Сергея Николаевича, Кудашко Ирины Михайловны к ООО «Агропромкомплект» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.В. Лебедко
<данные изъяты>