Решение
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г. Москва
Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Рубцовой Н.В.,
при секретаре Цветкове Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-956/2018 по иску Татарникова …. к ФСИН России об отмене дисциплинарных взысканий и признании незаконным привлечение к труду и взыскании заработной платы
установил:
Татарников А.А. обратился с административным иском к ФСИН России об отмене дисциплинарных взысканий в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве и признании незаконным привлечение к труду в качестве пожарного и взыскании заработной платы за период содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.
В обоснование требований указал, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве на него было наложено 35 дисциплинарных взыскания просит признать их незаконными, в связи с тем, что с постановлениями о наложении дисциплинарных взысканий он не знакомился правила внутреннего распорядка не нарушал. Так же просит признать действия администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области по трудоустройству в качестве пожарного и невыплате заработной платы ссылаясь при этом на то что по прибытию в данное исправительное учреждение был трудоустроен пожарным пожарной части, однако заработная плата ему не выплачивалась
Административный истец находится в ФЕК ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, о дате и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ФСИН России Мелихов И.Ю. возражал против удовлетворения требований.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Как установлено в судебном заседании меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, являются одним из средств воспитательного воздействия на личность осужденных, которое организуется с учетом индивидуальных и личностно-психологических особенностей осужденных, нарушивших установленный порядок отбывания наказания.
Согласно ст. 38 - Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Далее Закон) за невыполнение установленных обязанностей
к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок
до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Согласно ст. 39 Закона «Порядок применения мер взыскания» взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
Согласно ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В соответствии со ст. 105 УИК РФ труд осужденного оплачивается
в случаях: отработки полностью определенной на месяц нормы рабочего времени и выполнения установленной нормы выработки; пропорционально отработки осужденным времени, в зависимости от выработки (при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе).
Татарников А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 6 дет по приговору суда от 07.02.2017 г. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области с 27.06.2017 по настоящее время; до вступления приговора в законную силу находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве.
Татарников А.А. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области указал на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в СИЗО-1, а также не оплату труда.
По данному факту оперуполномоченным ОООРД оперативного отдела УФСИН России по Ярославской области была проведена проверка, по итогам которой 29 октября 2018 г. составлено заключение об отсутствии нарушений со стороны СИЗО и ФКУ ИК-8.
Согласно письму УФСИН России по г. Москве 2 дисциплинарных взыскания было отменено, остальные признаны законными. Согласно ответу УФСИН России по Ярославской области от 13.02.2018 г. фактов нарушений трудовых прав не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию, что закреплено ч. 2 ст. 106 УИК.
Иные ограничения по привлечению осужденных к неоплачиваемому труду уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены.
В период содержания осужденного Татарникова А.А. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области заявлений о трудоустройстве в адрес администрации исправительного учреждения не поступало.
Осужденный Татарников А.А. привлекался к работам в соответствии
со ст. 106 УИК РФ, в том числе на территории пожарной части учреждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмами ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области от 25.10.2018 № исх-78/ТО/010-12880 по результатам проверки привлечения осужденного Татарникова А.А. к труду.
Согласно пункту 1 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Основными задачами ФСИН России являются исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей); обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
ФСИН России осуществляет следующие полномочия: обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации; правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения о ФСИН России).
Как приведено выше, дисциплинарные взыскания налагаются начальником исправительного учреждения, к трудовой деятельности осужденный также привлекается начальником исправительного учреждения; действия указанных должностных лиц или СИЗО-1, ФКУ ИК-8 Татарниковым А.А. в ФСИН России не оспаривались, предметом рассмотрения ФСИН России они не были, поэтому суд не усматривает нарушений прав административного истца именно ФСИН России. Действия, решения начальником СИЗО-1 и ФКУ ИК-8, подлежат оспариванию самостоятельно путем предъявления административного иска именно к данным государственным органам или должностным лица.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Отказать Татарникову … в удовлетворении требований к ФСИН России о признании решения незаконным, необоснованным, признании нарушения прав, переводе в иное исправительное учреждение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова