Дело № 2-3024/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.
при секретаре Савельевой Н.Е.,
с участием представителя истца Ишмаевой Р.Р. по доверенности от 11.09.2017 № 3-2972,
представителя ответчика Лысенко В.А. по доверенности от 09.01.2018 Д-26,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсупова Валерия Мирсаловича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Юсупов В.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указано на то, что Юсупов В.М. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>
Право собственности на дом возникло на основании договора аренды земельного участка № от 17.06.2011г., а также на основании постановления Главы Администрации городского округа город Уфа РБ № от 14.10.2010г. «О принятии в эксплуатацию
законченных строительством индивидуальных «жилых домов, построенных хозспособом в Кировском районе г. Уфы РБ».
Согласно выписке из ЕГРН № от 21.03.2018г. земельный участок, с кадастровым номером 02:55:050610:299, имеет общую площадь 970 кв.м., относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
В настоящее время земельный участок, с кадастровым номером №, предоставлен истцу в аренду по договору аренды земельного участка № от 17.06.2011г. на основании постановления Главы Администрации городского округа город Уфа РБ 732 от 15.02.2011г. для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
Ранее указанный земельный участок был предоставлен истцу в аренду по договору аренды земельного участка № от 10.12.2003г. на основании постановления Главы Администрации городского округа город Уфа РБ 5114 от 31.10.2003г. для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с указанной выпиской из ЕГРН от 21.03.2018г. какие-либо ограничения на земельный участок с кадастровым номером, № не зарегистрированы.
Кроме того, Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ № от 22.08.2017г. утверждено предварительное согласование предоставления земельного участка в связи с уточнением местоположения границы и площади спорного земельного участка.
Таким образом, истец, являясь собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также на основании Решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ № от 22.08,2017г. имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.
С целью реализации своего права на приобретение земельного участка Юсупов В.М. 19.01.2018г. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ с заявлением о заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №
Письмом от 15.02.2018г. № № Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне «Р-1», земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан материалы дела не содержат.
Также сведений о переводе данного участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, ^научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением отсутствуют.
На основании вышеизложенного истец просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Юсупову Валерию Мирсаловичу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 970 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>
В судебном заседании представитель истца Ишмаева Р.Р. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Истец Юсупов В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменного заявления просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, согласно ст.113ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Представитель ответчика Лысенко В.А. просила отказать в удовлетворении иска с учетом того, что испрашиваемый земельный участок не соответствует зоне для жилой застройки.
В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца Ишмаеву Р.Р., представителя ответчика Лысенко В.А., изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка № от 17 июня 2011года, постановления Главы Администрации городского округа город Уфа РБ № от 14 октября 2010 года «О принятии в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных «жилых домов, построенных хозспособом в Кировском районе г. Уфы РБ»Юсупов В.М. является собственником жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от 21 марта 2018 года земельный участок, с кадастровым номером №, имеет площадь 970 кв.м., относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № предоставлен истцу в аренду по договору аренды земельного участка № от 17 июня 2011года на основании постановления Главы Администрации городского округа город Уфа РБ 732 от 15 февраля 2011 года для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
С целью реализации своего права на приобретение земельного участка Юсупов В.М. 19 января 2018 года обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБс заявлением о заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №.
Письмом от 15 февраля 2018 года № № Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ отказало в предоставлении земельного участка с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне «Р-1», ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Так, статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании пункта 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зона (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участка, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 г. №7/4 границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В соответствии с п.43.4 Правил рекреационные зоны «Р -1», «Р-2» - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно п. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В силу ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № изъят, ограничен в обороте, на нем находятся объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также о переводе испрашиваемого участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением материалы дела не содержат.
Ответчиком вопреки положению ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Юсупова В.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юсупова Валерия Мирсаловича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка– удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Юсупову Валерию Мирсаловичу проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером № общей площадью 970 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Рамазанова З.М.