Решение от 01.06.2023 по делу № 02а-0430/2023 от 17.04.2023

дело  2а-430/2023 УИД**

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

01 июня 2023 года                                                                                     город Москва

Резолютивная часть решения объявлена  01 июня 2023 года

Мотивированное решение  составлено 02 июня 2023 года

Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Дроновой Ю.П., при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-430/2023 по административному иску Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

    Административный истец в лице прокурора Зеленоградского АО г. Москвы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Зеленоградский районный суд г. Москвы с заявлением о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование административного иска указано на то, что Прокуратурой Зеленоградского АО г. Москвы во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации  165 от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», 04.04.2023 проведен мониторинг Интернет ресурсов, в ходе которого выявлена группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Жестокие бои собак», главная страница размещена по адресу **, в которой размещена информация о жестоком обращении с животными. Изучением информационного наполнения указанной группы установлено, что посредством размещенной в фото-альбоме группы ** информации у неустановленного круга лиц имеется возможность получить доступ к фотографиям с изображениями собачьих боев. На фото изображены сцены мучения животных (втыкание иголок), жестоких драк собак, которых хозяева намеренно стравливают друг с другом с целью причинения увечий. Отчетливо видны рваные, кровоточащие раны, что свидетельствует о жестоком обращении с животными. В настоящем административном исковом заявлении сведения об административном ответчике не указаны, так как в ходе проверки установить владельца сайта ** не представилось возможным (п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ). Согласно данным общедоступной службы **, являющейся автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени, при вводе наименования страницы **, система указывает владельца домена - **. В указанной социальной сети любой гражданин может создать свою страничку и самостоятельно размещать на указанной странице информацию. Согласно политике конфиденциальности сайта ** пользователи предоставляют ряд данных для регистрации: ФИО, пол, дата рождения, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты (п.4.1.1. Политики), однако, в силу п. 2.2. Политики, администрация сайта не проверят достоверность информации о пользователях, в связи с чем, достоверно установить владельца страницы сайта не представляется возможным. Административный истец просит признать информацию, размещенную в открытой группе ** запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Административный истец в лице помощника Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы Коньковой В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске доводам.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителей не обеспечили.

        Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ввиду следующего.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Зеленоградского АО г. Москвы во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации  ** от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», 04.04.2023 проведен мониторинг Интернет ресурсов, в ходе которого выявлена группа в социальной сети «**» под названием «Жестокие бои собак», главная страница размещена по адресу ***, в которой размещена информация о жестоком обращении с животными.

Изучением информационного наполнения указанной группы установлено, что посредством размещенной в фото-альбоме группы ** информации у неустановленного круга лиц имеется возможность получить доступ к фотографиям с изображениями собачьих боев. На фото изображены сцены мучения животных (втыкание иголок), жестоких драк собак, которых хозяева намеренно стравливают друг с другом с целью причинения увечий. Отчетливо видны рваные, кровоточащие раны, что свидетельствует о жестоком обращении с животными.

В ходе проверки установлено, что страница администратора группы по адресу **, заморожена. Каких-либо контактных данных администратора в группе не указано, в связи с чем, владельца группы установить не представилось возможным.

Согласно данным общедоступной службы **, являющейся автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени, при вводе наименования страницы **, система указывает владельца домена  **. В указанной социальной сети любой гражданин может создать открытую группу и самостоятельно размещать в ней информацию.

Согласно политике конфиденциальности сайта ** (далее  Политика), размещенной в открытом доступе по адресу **, пользователи предоставляют ряд данных для регистрации: ФИО, пол, дата рождения, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты (п.4.1.1 Политики), однако, в силу п. 2.2 Политики, администрация сайта не проверят достоверность информации о пользователях, в связи с чем достоверно установить владельца страницы сайта не представляется возможным. 

   Изложенные обстоятельства подтверждаются фотофиксацией, актом осмотра интернет- страницы, информацией о домене **, правилами защиты информации о пользователях сайта  **.

           В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2018 года  498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года  149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон  149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона  149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона  149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона  149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона  149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее  «Единый реестр»).

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона  149-ФЗ одним из оснований для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г.  228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пункту 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.10.2012  1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденных вышеназванным постановлением, основанием для включения в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

            Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 436  ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее  «Федеральный закон 436-ФЗ»).

           Согласно положениям статьи 2 Федерального закона 436-ФЗ, доступ детей к информации определяется как возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

          В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 5 Федерального закона 436-ФЗ, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, помимо прочего, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.

          Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона 436-ФЗ, предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является соблюдение лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

           За нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, развитию, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

           В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

           В соответствии с ч. 1 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона  149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

           В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона  149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

          Установление правового состояния спорного информационного материала имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона  149-ФЗ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на ее распространение.

           Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009  228, к компетенции данного органа.

           В силу п. 5.1.7 Постановления создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

          Исчерпывающий перечень видов информации, в отношении которой решения о признании ее запрещенной принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также органов, уполномоченных на принятие соответствующих решений приведен в подп. «аж» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона  149-ФЗ, и. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012  1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».        

          В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992  2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

  На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-сайте ** запрещенной к распространению в Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.

  На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 27.07.2006  149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст.ст.177, 180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» в открытой группе ** запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд город ░░░░░  ░░░░░░ ░░░░░  ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                                                 ░░░░░░ ..

5

 

02а-0430/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 01.06.2023
Истцы
Прокуратура Зеленоградского АО Москва
Суд
Зеленоградский районный суд
Судья
Дронова Ю.П.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее