дело № 2а-430/2023 УИД**
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года город Москва
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2023 года
Мотивированное решение составлено 02 июня 2023 года
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Дроновой Ю.П., при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-430/2023 по административному иску Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Административный истец в лице прокурора Зеленоградского АО г. Москвы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Зеленоградский районный суд г. Москвы с заявлением о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование административного иска указано на то, что Прокуратурой Зеленоградского АО г. Москвы во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 165 от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», 04.04.2023 проведен мониторинг Интернет ресурсов, в ходе которого выявлена группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Жестокие бои собак», главная страница размещена по адресу **, в которой размещена информация о жестоком обращении с животными. Изучением информационного наполнения указанной группы установлено, что посредством размещенной в фото-альбоме группы ** информации у неустановленного круга лиц имеется возможность получить доступ к фотографиям с изображениями собачьих боев. На фото изображены сцены мучения животных (втыкание иголок), жестоких драк собак, которых хозяева намеренно стравливают друг с другом с целью причинения увечий. Отчетливо видны рваные, кровоточащие раны, что свидетельствует о жестоком обращении с животными. В настоящем административном исковом заявлении сведения об административном ответчике не указаны, так как в ходе проверки установить владельца сайта ** не представилось возможным (п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ). Согласно данным общедоступной службы **, являющейся автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени, при вводе наименования страницы **, система указывает владельца домена - **. В указанной социальной сети любой гражданин может создать свою страничку и самостоятельно размещать на указанной странице информацию. Согласно политике конфиденциальности сайта ** пользователи предоставляют ряд данных для регистрации: ФИО, пол, дата рождения, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты (п.4.1.1. Политики), однако, в силу п. 2.2. Политики, администрация сайта не проверят достоверность информации о пользователях, в связи с чем, достоверно установить владельца страницы сайта не представляется возможным. Административный истец просит признать информацию, размещенную в открытой группе ** запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административный истец в лице помощника Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы Коньковой В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске доводам.
Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителей не обеспечили.
Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ввиду следующего.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Зеленоградского АО г. Москвы во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № ** от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», 04.04.2023 проведен мониторинг Интернет ресурсов, в ходе которого выявлена группа в социальной сети «**» под названием «Жестокие бои собак», главная страница размещена по адресу ***, в которой размещена информация о жестоком обращении с животными.
Изучением информационного наполнения указанной группы установлено, что посредством размещенной в фото-альбоме группы ** информации у неустановленного круга лиц имеется возможность получить доступ к фотографиям с изображениями собачьих боев. На фото изображены сцены мучения животных (втыкание иголок), жестоких драк собак, которых хозяева намеренно стравливают друг с другом с целью причинения увечий. Отчетливо видны рваные, кровоточащие раны, что свидетельствует о жестоком обращении с животными.
В ходе проверки установлено, что страница администратора группы по адресу **, заморожена. Каких-либо контактных данных администратора в группе не указано, в связи с чем, владельца группы установить не представилось возможным.
Согласно данным общедоступной службы **, являющейся автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени, при вводе наименования страницы **, система указывает владельца домена – **. В указанной социальной сети любой гражданин может создать открытую группу и самостоятельно размещать в ней информацию.
Согласно политике конфиденциальности сайта ** (далее – Политика), размещенной в открытом доступе по адресу **, пользователи предоставляют ряд данных для регистрации: ФИО, пол, дата рождения, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты (п.4.1.1 Политики), однако, в силу п. 2.2 Политики, администрация сайта не проверят достоверность информации о пользователях, в связи с чем достоверно установить владельца страницы сайта не представляется возможным.
Изложенные обстоятельства подтверждаются фотофиксацией, актом осмотра интернет- страницы, информацией о домене **, правилами защиты информации о пользователях сайта **.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – «Единый реестр»).
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно пункту 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденных вышеназванным постановлением, основанием для включения в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 №436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – «Федеральный закон 436-ФЗ»).
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона 436-ФЗ, доступ детей к информации определяется как возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 5 Федерального закона 436-ФЗ, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, помимо прочего, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона 436-ФЗ, предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является соблюдение лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
За нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, развитию, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Установление правового состояния спорного информационного материала имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на ее распространение.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, к компетенции данного органа.
В силу п. 5.1.7 Постановления создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Исчерпывающий перечень видов информации, в отношении которой решения о признании ее запрещенной принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также органов, уполномоченных на принятие соответствующих решений приведен в подп. «аж» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, и. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-сайте ** запрещенной к распространению в Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст.ст.177, 180 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление Прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в открытой группе **, запрещенной к распространению в Российской Федерации– удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» в открытой группе ** запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд город░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
5