№ 2-1699/2021 <данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-002437-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
представителя истца Аксеновой Ю.Е. по доверенности Нефедорова И.А.,
представителя ответчика Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Ливандовской А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой Юлии Евгеньевны к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о внесении изменений в договор аренды № от 25.05.2011, о возложении обязанности произвести перерасчет платы по договору аренды лесного участка по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом применения К2 равного 0,5,
установил:
Аксенова Ю.Е. обратилась в суд с иском к Управлению лесного хозяйства Воронежской области об изложении пункта 1 дополнительного соглашения № о внесении изменений в договор аренды № от 25.01.2011 лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 02.04.2015 в части расчета арендной платы в ином виде, о возложении обязанности произвести перерасчет платы по договору аренды лесного участка по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом применения К2. В обоснование иска указала, что 25.11.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор аренды лесного участки для рекреационной деятельности находящийся по адресу: <адрес> часть выдела 2, пл.0,8 га; часть выдела 23 пл.1га; общей площадью 2,7 га, расположенный в границах земель лесного фонда: <адрес> (часть выдела 1-32,36,37,39). Согласно приложению к договору № расчет арендной платы производиться с коэффициентом К2, в котором учитывается приближённость лесного участка к автодорогам общего пользования, установленном в размере 3,5, как расстояние от 1 км. до 2 км.; 12.12.2011 ОАО «РЖД» заключило с ООО «Теплохимпром» договор передачи прав и обязанностей аренды по указанному выше договору; 02.04.2015 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО «Теплохимпром» заключено дополнительное соглашение с применением к расчёту К2 - коэффициента учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 км. – 3,5; 20.12.2019 между ООО «Теплохимпром» и истцом заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды № от 25.05.2011; поскольку ближайшая автомобильная дорога расположена по <адрес>, и находится на расстоянии 4 км. от участка, а ответчик отказывает во внесудебном порядке отказываться изменять расчет арендной платы, истец обратился в суд с указанными требованиями (л.д. 4-7).
Определением суда от 16.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова».
Определением суда 28.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда приняты уточненные исковые требования, в которых истица просила внести изменения в договор аренды № от 25.05.2011 в части расчета арендной платы с применением коэффициента К2 равным 0,5; обязать произвести перерасчет арендной платы по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом коэффициента К2 равного 0,5.
В судебном заседании представитель истца Аксеновой Ю.Е. по доверенности Нефедоров И.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Ливандовская А.М. исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Истица Аксенова Ю.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.
Третье лицо администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Третье лицо ООО «Теплохимпром» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Третье лицо ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с ч. 3 ст. 433 ГК договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом
Согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 указанной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 25.11.2011 на основании решения № 23 от 25.05.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор № аренды лесного участки для рекреационной деятельности находящийся по адресу: <адрес>, часть выдела 2, пл.0,8 га; часть выдела 23 пл. 1га, общей площадью 2,7 га, расположенный в границах земель лесного фонда: <адрес> согласно п. 25 договора, срок его действия устанавливается на 49 лет - с 25.05.2011 по 24.05.2060 (л.д. 9-16).
Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Воронежской области, о чем свидетельствует совершенная надпись заверенная печатью на оборотной стороне договора.
Согласно приложению к договору расчет арендной платы производиться с учетом коэффициента К2, в котором учитывается приближённость лесного участка к автодорогам общего пользования, установленном в размере 3,5, как расстояние от 1 км. до 2 км. (л.д. 16 оборот).
12.12.2011 ОАО «Российские железные дороги» заключило с ООО «Теплохимпром» договор №/ДСС передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № от 25.05.2011 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 18.04.2013), в соответствии с которым передало новому арендатору права и обязанности, принадлежащие на основании указанного выше договора аренды лесного участка (л.д. 17-18, 20).
По актам приема-передачи в данному договору ООО «Теплохимпром» переданы лесной участок и оригиналы правоустанавливающих документов на него (л.д. 18 оборот, 19).
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 02.04.2015 Управление лесного хозяйства Воронежской области и ООО «Теплохимпром» уточнили расчет арендной платы на 2015-2017 года и сроки внесения платежей, в соответствии с которыми при расчет применяется коэффициент К2 равный 3,5, что соответствует приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 км. (л.д. 22-23).
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, указанное дополнительное соглашение в установленном порядке в Управлении Росреестра по Воронежской области не регистрировалось.
В соответствии договором уступки прав и обязанностей от 20.12.2019, ООО «Теплохимпром» передало Аксеновой Ю.Е. права и обязанности по договору аренды № лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25.05.2011 (л.д. 24-25).
Во исполнение договора по акту от 20.12.2019 Аксеновой Ю.Е. передан названный лесной участок (л.д. 26).
Переуступка прав и обязанностей по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 16 от 25.05.2011 согласована ответчиком, что подтверждается письмом от 14.04.2020 (л.д. 27).
04.06.2020 Управлением лесного хозяйства Воронежской области истице выдано уведомление № 646 на внесение в бюджет исчисленных сумм платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с которым плата по договору исчислена с применением коэффициента К2 равным 3,5; арендная плата по договору в 2020 году в совокупности составила 230 703,87 руб. (л.д. 21).
Несогласившись с указанным расчетом, 20.08.2020 истица обратилась к ответчику с претензией, которой просила изменить расчет арендной платы с применением коэффициента К2 равного 0,5 (л.д. 30).
В ответе от 18.09.2020 Управление лесного хозяйства Воронежской области указало на отсутствие оснований для изменения данного коэффициента, сославшись на материалы лесоустройства 2016 года и таксационное описание Борского участкового лесничества Воронежского лесничества Воронежской области 2016 года, по которым расстояние от арендуемого лесного участка до автомобильной дороги общего пользования составляет 1 км; дорога асфальтированная шириной 10 м., шириной проезжей части 6 м. протяженностью 0,4 км. (л.д. 31).
Согласно п. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" таблицы 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и выделенного для рекреационной деятельности применяются коэффициенты, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования: на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование необходимости изменений расчета арендной платы в указанной части стороной истца в материалы дела представлен ответ администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 30.09.2019 на запрос ООО «Теплохимпром», согласно которому автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> городского поселения, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес> с идентифицированным номером №, предназначенная для движения транспортных средств неопределенного круга лиц, включенная в перечень дорог общего пользования местного значения Рамонского городского поселения на основании постановления администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.01.2010 № 4 (в редакции постановлений от 09.11.2012 № 604, от 22.07.2013 № 362, от 13.12.2016 № 552 от 08.08.2017 № 382), является ближайшей дорогой к земельному участку сооружению-комплексу <адрес>, кадастровый номер (условный) №, инв. № лит, 1-56. Указанная договора значится в перечне за № 66 (л.д. 28-29, 33-36).
Из ответа администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 10.02.2020 также следует, что согласно представлено планшету № 4, указанная (спорная) дорога, расположенная в <адрес> не содержится в перечне дорог общего пользования местного значениям Рамонского городского поселения; дорога на балансе и в реестре муниципального имущества Рамонского городского поселения не числится. Данная дорога также не числится в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или международного значения Воронежской области (постановление администрации области от 30.12.2005 № 129). На основании изложенного, данная дорога может относиться к лесным технологическим дорогам необщего пользования (л.д. 37).
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Согласно представленному в материалы дела ответу Департамента дорожной деятельности Воронежской области № 64-11/3766 от 05.07.2021 в адрес ответчика, дорога, ведущая от поселка <адрес>» (проходящая рядом с арендованным лесным участком), в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области утвержден постановлением администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239 не включена, Департамент не располагает информацией о наименовании дороги, проходящей от поселка Маклок Новоусманского муниципального района до урочища «Кордон Зверинец», ее идентификационном номере, отнесении к дорогам общего пользования и балансодержателе.
Из ответа ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» от 12.07.2021 следует, что согласно данным публичной кадастровой карты (pkk.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером № (<адрес> (ч.в.1-17,19-22,24), 12-14, 15 (ч.в1-12,16-23,27,28), 19-26, 27 (ч,в 1-7,9-19), 31-39, 40 (ч.в.1-13,17-30), 44-46, 47 (ч.в. 1-7,10-15), 51-58, 59 (ч.в.1-4,5-8), 63, 64, 65 (ч.в. 1-4,6), 69 (ч.в.1-31), 70-74, 75 (ч.в.1-18,21), 79-83, 84 (ч.в.1- 7,9-18), 88-92, 93 (ч.в.1,2,8,15-21), 96-103,104 (ч.в. 1-4,8-13), 107 (ч.в. 1-4,14,20), 110-116, 117 (ч.в.1 -11,14-27)) относится к категории «Земли лесного фонда» с разрешенным использованием «для прочих объектов лесного хозяйства» и располагается в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» (территория ООПТ 36:00-9.4), (далее - заказник). Заказник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 года № 336 (п. 1.2 и 1,6 «Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский»», утвержденного Приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 № 142, далее Положения) и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На территории лесного фонда в границах заказника согласно «Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области» (Приложение к постановлению администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239) находится две автомобильные дороги общего пользования: Сомово-Маклок (20 ОП РЗ Н 11-16) протяженностью 5,95 км V категории и Рамонь-Бор (20 ОП РЗ Н 9-25) протяженностью 7,0 км IV категории.
Из заключениям кадастрового инженера ФИО1, представленной в материалы дела представителя истца, следует, что согласно сведениям ЕГРН кратчайшее расстояние (по прямой) от земельного участка с кадастровым номером № (арендованного лесного участка) до <адрес> в <адрес> составляет 5 006,98 м. <адрес> является неразграниченной муниципальной собственностью. За точку отсчета был выбран крайний по улице земельный участок с кадастровым номером №
В обоснование своих возражений представитель ответчика в письменных возражения ссылался на материалы лесоустройства 2016 года и таксационное описание Борского участкового лесничества Воронежского лесничества Воронежской области за 2016 год, согласно которым на расстоянии менее 1 км от арендованного лесного участка проходит дорога общего пользования.
Пунктом 94 Лесоустроительной инструкции утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, предусмотрено, что при таксации лесов дается описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги в карточке таксации отражаются: а) назначение дороги (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования); б) тип дороги (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск); в) ширина трассы дороги; г) ширина земляного полотна дороги; д) протяженность дороги; е) состояние дороги. Нумерация лесотаксационных выделов дорог продолжает нумерацию лесных и нелесных лесотаксационных выделов в лесном квартале. Дороги отображаются на тематических лесных картах.
Вместе с тем, правовое обоснование указания на отнесение данной дороги к категории дорог общего пользования, его виду, данные документы, выполненные исполнителями работ (ФГУП «Воронежлеспроект», ФГБУ «Рослесинфорг»), не содержат.
Как указано выше, в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ все дороги общего пользования в зависимости от их назначения делятся на 4 вида: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; частные автомобильные дороги.
Перечень автодорог федерального значения, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года N 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Перечень автодорог регионального и межмуниципального значения утвержден Постановлением Администрации Воронежской области N 1239 от 30 декабря 2005 года «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области».
Автомобильные дороги общего пользования, не отнесенные к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, или к частным автодорогам, относятся к дорогам местного значения в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа.
Перечни дорог общего пользования являются документами, определяющими статус этих дорог.
Дорога, расположенная в Борском участковом лесничестве Воронежского лесничества Воронежской области (указанная на планшете №4), на которую ссылается представитель ответчика, не содержится в перечне дорог общего пользования, указанном в постановлении администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области № 4 от 12.01.2010 «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения Рамонского городского поселения», а, соответственно, не относится ни к одному из видов дорог общего пользования, предусмотренных указанным законом.
Более только, участок дороги расположен на особо охраняемой природной территории. В соответствии с преамбулой ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24 указанного Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Режим и правила использования природных ресурсов на территории заказника урегулированы Положением о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденным приказом Минприроды России № 142 от 28.05.2009, где в п. 16 предусмотрен запрет на проезд и стоянку автомототранспорта вне дорог общего пользования.
Согласно п. 4.5 классификации лесных дорог Свода правил СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства», к ним относятся дороги, предназначенные для рекреационной деятельности.
В п. 7.2 Свода этих правил СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» указано, что лесные дороги являются автомобильными дорогами необщего пользования.
Кроме того, в пункте 6.3.1 Свода правил СП 318.1325800.2017 «Дороги лесные. Правила эксплуатации» прямо указано, что автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих в дорожной сети необщего пользования.
Каких-либо достоверных и убедительных доказательств отнесения проходящей рядом с арендованным лесным участком дороги к дорогам общего пользования (прохождение кадастрового или инвентарного учета, наличие кадастрового паспорта, внесение сведений о ней в ЕГРН или перечень дорог, осуществление государственного или муниципального надзора за ее сохранностью и содержанием), ответчиком суду не представлено.
Согласно письменным объяснениям представителя третьего лица ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» в судебном заседании 28.07.2021, данная дорога юридически не относится к дорогам общего пользования и указана в качестве таковой только в таксационном описании, на чьем-либо балансе не числится.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, оцененным по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает недоказанным факт прохождения рядом с арендованным лесным участком дороги общего пользования, а, соответственно, правомерность использования при расчете арендной платы коэффициента К2 равного 3,5.
В соответствии с п. 22 договора № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ, требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Соответственно, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истицы о внесении изменения в договор № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года в части расчета арендной платы, изложив его с применением коэффициента К2 - коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка общего пользования на расстоянии свыше 3 км. равного 0,5.
Вместе с тем, требование истицы об обязании ответчика произвести перерасчет платы по договору аренды по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с указанном коэффициента К2 – 0,5, то есть за прошлый период, не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Соответственно, оснований для перерасчета арендной платы за период, предшествующий вынесению решения по настоящему делу, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Внести изменения в договор № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года в части расчета арендной платы, изложив его с применением коэффициента К2 - коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка общего пользования на расстоянии свыше 3 км. равного 0,5.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 сентября 2021 года.
№ 2-1699/2021 <данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-002437-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
представителя истца Аксеновой Ю.Е. по доверенности Нефедорова И.А.,
представителя ответчика Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Ливандовской А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой Юлии Евгеньевны к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о внесении изменений в договор аренды № от 25.05.2011, о возложении обязанности произвести перерасчет платы по договору аренды лесного участка по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом применения К2 равного 0,5,
установил:
Аксенова Ю.Е. обратилась в суд с иском к Управлению лесного хозяйства Воронежской области об изложении пункта 1 дополнительного соглашения № о внесении изменений в договор аренды № от 25.01.2011 лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 02.04.2015 в части расчета арендной платы в ином виде, о возложении обязанности произвести перерасчет платы по договору аренды лесного участка по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом применения К2. В обоснование иска указала, что 25.11.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор аренды лесного участки для рекреационной деятельности находящийся по адресу: <адрес> часть выдела 2, пл.0,8 га; часть выдела 23 пл.1га; общей площадью 2,7 га, расположенный в границах земель лесного фонда: <адрес> (часть выдела 1-32,36,37,39). Согласно приложению к договору № расчет арендной платы производиться с коэффициентом К2, в котором учитывается приближённость лесного участка к автодорогам общего пользования, установленном в размере 3,5, как расстояние от 1 км. до 2 км.; 12.12.2011 ОАО «РЖД» заключило с ООО «Теплохимпром» договор передачи прав и обязанностей аренды по указанному выше договору; 02.04.2015 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО «Теплохимпром» заключено дополнительное соглашение с применением к расчёту К2 - коэффициента учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 км. – 3,5; 20.12.2019 между ООО «Теплохимпром» и истцом заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды № от 25.05.2011; поскольку ближайшая автомобильная дорога расположена по <адрес>, и находится на расстоянии 4 км. от участка, а ответчик отказывает во внесудебном порядке отказываться изменять расчет арендной платы, истец обратился в суд с указанными требованиями (л.д. 4-7).
Определением суда от 16.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова».
Определением суда 28.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда приняты уточненные исковые требования, в которых истица просила внести изменения в договор аренды № от 25.05.2011 в части расчета арендной платы с применением коэффициента К2 равным 0,5; обязать произвести перерасчет арендной платы по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с учетом коэффициента К2 равного 0,5.
В судебном заседании представитель истца Аксеновой Ю.Е. по доверенности Нефедоров И.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Ливандовская А.М. исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Истица Аксенова Ю.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.
Третье лицо администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Третье лицо ООО «Теплохимпром» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Третье лицо ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с ч. 3 ст. 433 ГК договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом
Согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 указанной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 25.11.2011 на основании решения № 23 от 25.05.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор № аренды лесного участки для рекреационной деятельности находящийся по адресу: <адрес>, часть выдела 2, пл.0,8 га; часть выдела 23 пл. 1га, общей площадью 2,7 га, расположенный в границах земель лесного фонда: <адрес> согласно п. 25 договора, срок его действия устанавливается на 49 лет - с 25.05.2011 по 24.05.2060 (л.д. 9-16).
Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Воронежской области, о чем свидетельствует совершенная надпись заверенная печатью на оборотной стороне договора.
Согласно приложению к договору расчет арендной платы производиться с учетом коэффициента К2, в котором учитывается приближённость лесного участка к автодорогам общего пользования, установленном в размере 3,5, как расстояние от 1 км. до 2 км. (л.д. 16 оборот).
12.12.2011 ОАО «Российские железные дороги» заключило с ООО «Теплохимпром» договор №/ДСС передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № от 25.05.2011 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 18.04.2013), в соответствии с которым передало новому арендатору права и обязанности, принадлежащие на основании указанного выше договора аренды лесного участка (л.д. 17-18, 20).
По актам приема-передачи в данному договору ООО «Теплохимпром» переданы лесной участок и оригиналы правоустанавливающих документов на него (л.д. 18 оборот, 19).
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 02.04.2015 Управление лесного хозяйства Воронежской области и ООО «Теплохимпром» уточнили расчет арендной платы на 2015-2017 года и сроки внесения платежей, в соответствии с которыми при расчет применяется коэффициент К2 равный 3,5, что соответствует приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 км. (л.д. 22-23).
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, указанное дополнительное соглашение в установленном порядке в Управлении Росреестра по Воронежской области не регистрировалось.
В соответствии договором уступки прав и обязанностей от 20.12.2019, ООО «Теплохимпром» передало Аксеновой Ю.Е. права и обязанности по договору аренды № лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25.05.2011 (л.д. 24-25).
Во исполнение договора по акту от 20.12.2019 Аксеновой Ю.Е. передан названный лесной участок (л.д. 26).
Переуступка прав и обязанностей по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 16 от 25.05.2011 согласована ответчиком, что подтверждается письмом от 14.04.2020 (л.д. 27).
04.06.2020 Управлением лесного хозяйства Воронежской области истице выдано уведомление № 646 на внесение в бюджет исчисленных сумм платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с которым плата по договору исчислена с применением коэффициента К2 равным 3,5; арендная плата по договору в 2020 году в совокупности составила 230 703,87 руб. (л.д. 21).
Несогласившись с указанным расчетом, 20.08.2020 истица обратилась к ответчику с претензией, которой просила изменить расчет арендной платы с применением коэффициента К2 равного 0,5 (л.д. 30).
В ответе от 18.09.2020 Управление лесного хозяйства Воронежской области указало на отсутствие оснований для изменения данного коэффициента, сославшись на материалы лесоустройства 2016 года и таксационное описание Борского участкового лесничества Воронежского лесничества Воронежской области 2016 года, по которым расстояние от арендуемого лесного участка до автомобильной дороги общего пользования составляет 1 км; дорога асфальтированная шириной 10 м., шириной проезжей части 6 м. протяженностью 0,4 км. (л.д. 31).
Согласно п. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" таблицы 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и выделенного для рекреационной деятельности применяются коэффициенты, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования: на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование необходимости изменений расчета арендной платы в указанной части стороной истца в материалы дела представлен ответ администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 30.09.2019 на запрос ООО «Теплохимпром», согласно которому автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> городского поселения, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес> с идентифицированным номером №, предназначенная для движения транспортных средств неопределенного круга лиц, включенная в перечень дорог общего пользования местного значения Рамонского городского поселения на основании постановления администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.01.2010 № 4 (в редакции постановлений от 09.11.2012 № 604, от 22.07.2013 № 362, от 13.12.2016 № 552 от 08.08.2017 № 382), является ближайшей дорогой к земельному участку сооружению-комплексу <адрес>, кадастровый номер (условный) №, инв. № лит, 1-56. Указанная договора значится в перечне за № 66 (л.д. 28-29, 33-36).
Из ответа администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 10.02.2020 также следует, что согласно представлено планшету № 4, указанная (спорная) дорога, расположенная в <адрес> не содержится в перечне дорог общего пользования местного значениям Рамонского городского поселения; дорога на балансе и в реестре муниципального имущества Рамонского городского поселения не числится. Данная дорога также не числится в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или международного значения Воронежской области (постановление администрации области от 30.12.2005 № 129). На основании изложенного, данная дорога может относиться к лесным технологическим дорогам необщего пользования (л.д. 37).
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Согласно представленному в материалы дела ответу Департамента дорожной деятельности Воронежской области № 64-11/3766 от 05.07.2021 в адрес ответчика, дорога, ведущая от поселка <адрес>» (проходящая рядом с арендованным лесным участком), в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области утвержден постановлением администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239 не включена, Департамент не располагает информацией о наименовании дороги, проходящей от поселка Маклок Новоусманского муниципального района до урочища «Кордон Зверинец», ее идентификационном номере, отнесении к дорогам общего пользования и балансодержателе.
Из ответа ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» от 12.07.2021 следует, что согласно данным публичной кадастровой карты (pkk.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером № (<адрес> (ч.в.1-17,19-22,24), 12-14, 15 (ч.в1-12,16-23,27,28), 19-26, 27 (ч,в 1-7,9-19), 31-39, 40 (ч.в.1-13,17-30), 44-46, 47 (ч.в. 1-7,10-15), 51-58, 59 (ч.в.1-4,5-8), 63, 64, 65 (ч.в. 1-4,6), 69 (ч.в.1-31), 70-74, 75 (ч.в.1-18,21), 79-83, 84 (ч.в.1- 7,9-18), 88-92, 93 (ч.в.1,2,8,15-21), 96-103,104 (ч.в. 1-4,8-13), 107 (ч.в. 1-4,14,20), 110-116, 117 (ч.в.1 -11,14-27)) относится к категории «Земли лесного фонда» с разрешенным использованием «для прочих объектов лесного хозяйства» и располагается в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» (территория ООПТ 36:00-9.4), (далее - заказник). Заказник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 года № 336 (п. 1.2 и 1,6 «Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский»», утвержденного Приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 № 142, далее Положения) и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На территории лесного фонда в границах заказника согласно «Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области» (Приложение к постановлению администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239) находится две автомобильные дороги общего пользования: Сомово-Маклок (20 ОП РЗ Н 11-16) протяженностью 5,95 км V категории и Рамонь-Бор (20 ОП РЗ Н 9-25) протяженностью 7,0 км IV категории.
Из заключениям кадастрового инженера ФИО1, представленной в материалы дела представителя истца, следует, что согласно сведениям ЕГРН кратчайшее расстояние (по прямой) от земельного участка с кадастровым номером № (арендованного лесного участка) до <адрес> в <адрес> составляет 5 006,98 м. <адрес> является неразграниченной муниципальной собственностью. За точку отсчета был выбран крайний по улице земельный участок с кадастровым номером №
В обоснование своих возражений представитель ответчика в письменных возражения ссылался на материалы лесоустройства 2016 года и таксационное описание Борского участкового лесничества Воронежского лесничества Воронежской области за 2016 год, согласно которым на расстоянии менее 1 км от арендованного лесного участка проходит дорога общего пользования.
Пунктом 94 Лесоустроительной инструкции утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, предусмотрено, что при таксации лесов дается описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги в карточке таксации отражаются: а) назначение дороги (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования); б) тип дороги (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск); в) ширина трассы дороги; г) ширина земляного полотна дороги; д) протяженность дороги; е) состояние дороги. Нумерация лесотаксационных выделов дорог продолжает нумерацию лесных и нелесных лесотаксационных выделов в лесном квартале. Дороги отображаются на тематических лесных картах.
Вместе с тем, правовое обоснование указания на отнесение данной дороги к категории дорог общего пользования, его виду, данные документы, выполненные исполнителями работ (ФГУП «Воронежлеспроект», ФГБУ «Рослесинфорг»), не содержат.
Как указано выше, в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ все дороги общего пользования в зависимости от их назначения делятся на 4 вида: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; частные автомобильные дороги.
Перечень автодорог федерального значения, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года N 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Перечень автодорог регионального и межмуниципального значения утвержден Постановлением Администрации Воронежской области N 1239 от 30 декабря 2005 года «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области».
Автомобильные дороги общего пользования, не отнесенные к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, или к частным автодорогам, относятся к дорогам местного значения в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа.
Перечни дорог общего пользования являются документами, определяющими статус этих дорог.
Дорога, расположенная в Борском участковом лесничестве Воронежского лесничества Воронежской области (указанная на планшете №4), на которую ссылается представитель ответчика, не содержится в перечне дорог общего пользования, указанном в постановлении администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области № 4 от 12.01.2010 «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения Рамонского городского поселения», а, соответственно, не относится ни к одному из видов дорог общего пользования, предусмотренных указанным законом.
Более только, участок дороги расположен на особо охраняемой природной территории. В соответствии с преамбулой ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24 указанного Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Режим и правила использования природных ресурсов на территории заказника урегулированы Положением о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденным приказом Минприроды России № 142 от 28.05.2009, где в п. 16 предусмотрен запрет на проезд и стоянку автомототранспорта вне дорог общего пользования.
Согласно п. 4.5 классификации лесных дорог Свода правил СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства», к ним относятся дороги, предназначенные для рекреационной деятельности.
В п. 7.2 Свода этих правил СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» указано, что лесные дороги являются автомобильными дорогами необщего пользования.
Кроме того, в пункте 6.3.1 Свода правил СП 318.1325800.2017 «Дороги лесные. Правила эксплуатации» прямо указано, что автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих в дорожной сети необщего пользования.
Каких-либо достоверных и убедительных доказательств отнесения проходящей рядом с арендованным лесным участком дороги к дорогам общего пользования (прохождение кадастрового или инвентарного учета, наличие кадастрового паспорта, внесение сведений о ней в ЕГРН или перечень дорог, осуществление государственного или муниципального надзора за ее сохранностью и содержанием), ответчиком суду не представлено.
Согласно письменным объяснениям представителя третьего лица ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» в судебном заседании 28.07.2021, данная дорога юридически не относится к дорогам общего пользования и указана в качестве таковой только в таксационном описании, на чьем-либо балансе не числится.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, оцененным по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает недоказанным факт прохождения рядом с арендованным лесным участком дороги общего пользования, а, соответственно, правомерность использования при расчете арендной платы коэффициента К2 равного 3,5.
В соответствии с п. 22 договора № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ, требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Соответственно, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истицы о внесении изменения в договор № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года в части расчета арендной платы, изложив его с применением коэффициента К2 - коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка общего пользования на расстоянии свыше 3 км. равного 0,5.
Вместе с тем, требование истицы об обязании ответчика произвести перерасчет платы по договору аренды по уведомлению № 646 от 04.06.2020 с указанном коэффициента К2 – 0,5, то есть за прошлый период, не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Соответственно, оснований для перерасчета арендной платы за период, предшествующий вынесению решения по настоящему делу, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Внести изменения в договор № 16 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25 мая 2011 года в части расчета арендной платы, изложив его с применением коэффициента К2 - коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка общего пользования на расстоянии свыше 3 км. равного 0,5.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 сентября 2021 года.