Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-163/2022 (2-1580/2021;) ~ М-1344/2021 от 29.09.2021

Дело № 2-163/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 21 января 2022 года

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи    Ульяненковой О.В.,

при секретаре     Хопуновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности принять меры к организации проезда,

установил:

Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности в срок до <дата> принять меры к организации проезда по земельным участкам с кадастровыми номерами *** от земельного участка с кадастровым номером *** до земельного участка с кадастровым номером *** в <адрес>

В обосновании иска указано, что в ходе проверки по вопросу исполнения ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения при его организации в <адрес> установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами *** расположенные в <адрес> являются собственностью муниципального образования <адрес> На указанных участках имеется самонакатанная дорога, фактически данные участки являются проездами к земельным участкам граждан, расположенным в <адрес>. Администрацией не принято должных мер по организации дорожного движения в частности право собственности на автомобильную дорогу не оформлено, не проведена ее паспортизация. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.6,24 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», истцом заявлены вышеуказанные требования.

Протокольным определением от <дата> в качестве третьего лица привлечено ПАО «МРСК Центра» филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».

В судебном заседании помощник прокурора Г.О.Ю. требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Х.И.Н. в судебном заседании требования не признала по тем основаниям, что на заявленных истцом земельных участка расположены линии электропередаче, в охранных зонах которых запрещается осуществление любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. В пределах охранных зон без письменного разрешения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство. Формирование администрацией программ по строительству и содержанию происходит исходя из финансовых средств, в приоритете те населенные пункты, где постоянно проживают и зарегистрированы жители. Требования к организации проезда в столь короткий срок, является нарушением финансовой и бюджетной дисциплины.

Представитель ПАО «МРСК Центра» филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» Б.А.М. поддержал позицию ответчика.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

На основании п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ).

Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу положений части 9 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

При таких данных осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах сельского поселения относится к компетенции административного ответчика.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки с кадастровыми номерами *** находятся в собственности муниципального образования <адрес> ( л.д.189-215).

Прокуратурой Смоленского района Смоленской области была проведена проверка о соблюдении законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что вышеуказанные земельные участки фактически являются дорогами и <адрес> в населенном пункте <адрес>, данные дороги представляют собой грунтовые дороги и используются жителями вышеуказанных улиц для подъезда к своим домам и земельным участкам. Вместе с тем на данных дорогах дорожная деятельность не осуществляется, в реестре муниципальной собственности указанная дорога отсутствует, спорные дороги отсутствуют в перечне улично-дорожной сети населенных пунктов <адрес>

Из сообщения ОГИБДД ОМВД России по Смоленскому району от <дата> следует, что в ходе проведенного обследования с выездом на место установлено, что <адрес> в <адрес> не строились и не проектировались. Технический учет указанных улиц не ведется: на кадастровом учете дороги не стоят, паспортизация не проведена, техническими средствами дорожного движения не обустроены. Покрытие дороги – грунтовое. В перечне улично-дорожной сети Корохоткинского сельского поселения данные улицы не значатся (л.д.28-31).

Суд, оценив представленные доказательства, исходя из того, что спорные элементы дорожной сети, не имеющие собственника, отвечают признакам дороги, установленным в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приходит к выводу о том, что автомобильные дороги расположенные на вышеуказанных земельных участках в д.Корохоткино относятся к автомобильным дорогам местного значения, вместе с тем вопрос о принадлежности автомобильной дороги, принятии в муниципальную собственность не решен, бездействие органа местного самоуправления в указанной сфере нарушает права и законные интересы жителей <адрес>, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку указанные дороги надлежащим образом не обустроены, не отвечают критериям безопасности дорожного движения.

Бездействие административного ответчика влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Суд не соглашается с доводами ответчика о невозможности организации проезда от земельного участка с кадастровым номером *** до земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку ширина территории земель общего пользования, расположенная между земельными участками с кадастровыми номерами *** и земельными участками ***, земельными участками расположенными в одной линейке с участком *** составляет менее 6 метров.

Из обзорного плана <адрес> в <адрес> следует, что габаритные параметры данного участка земель общего пользования по <адрес> составляет в диапазоне от 4,7 м до 5.9 м.

Таблицей 11.3 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусмотрена классификация улиц и дорог сельского поселения, к категории которых отнесены проезды, которые обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки.

Минимальную ширину проезда при определении расчетных параметров улиц и дорог следует принимать в соответствии с таблицей 11.4 вышеуказанного СНиПа для сельских поселений: ширина проезда должна составлять не менее 4,5 м, число полос движения : 1, без пешеходной части тротуара.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 63 данного Федерального закона установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В соответствии с пунктом 8.6 Приказа МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно. Таким образом минимальная ширина участка 4,7 метров на спорной территории позволяет организации проезда, осуществляющего связь жилых домов, расположенных в глубине квартала.

Доводы ответчика о невозможности устройства проезда в связи с наличием объектов электросетевого хозяйства несостоятельны, поскольку Положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила), не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне. Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.

Не влияют на обоснованность требований прокурора и ссылки ответчика на нарушение принципов самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, отсутствие доказательств технической возможности его исполнения.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог ( п.п.6,12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"). В свою очередь, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог (п. 6 ч. 1 ст. 13 того же Федерального закона). В таких обстоятельствах, исполняя решение суда, администрация сельского поселения вправе самостоятельно определить способ реализации полномочий, возложенных на нее уставными документами и законом.

В соответствии со ст.ст.204, 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, с учетом их значительного объема и сезонности, необходимости формирования расходов бюджета, суд определяет срок исполнения для ответчика до <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области – удовлетворить.

Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в срок до <дата> принять меры к организации проезда по земельным участкам с кадастровыми номерами *** от земельного участка с кадастровым номером *** до земельного участка с кадастровым номером *** в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Мотивированное решение суда составлено <дата>.

Председательствующий Ульяненкова О.В.

2-163/2022 (2-1580/2021;) ~ М-1344/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Смоленского района Смоленской области
Ответчики
Администрация Корохоткинского сельского поселения
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Ульяненкова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
smol--sml.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2021Передача материалов судье
05.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Дело оформлено
04.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее