дело № 2-507/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2015 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Нестеренко Е.А.,
с участием истцов – Гуторовой Л.А., Гуторова Г.Е., Дьяковой Л.Г.,
представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области - Кузнецовой С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гуторовой <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Гуторова Л.А. обратилась с иском к УФСИН России по Амурской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование поданного иска указала, что она проживает в <адрес> в с.Тахтамыгда Сковородинского района Амурской области. <данные изъяты> года постройки. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к председателю жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области с рапортом о признании её и членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в Федеральной президентской программе «Государственные жилищные сертификаты». Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) года в удовлетворении рапорта истцу было отказано, так как порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется ЖК РФ и согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их жительства при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ. Постановка сотрудников и пенсионеров УИС в учреждениях и органах УИС с ДД.ММ.ГГГГ прекращена. С данным решением она не согласна в полном объеме. Так она проживает в доме, который не соответствует установленным правилам и нормам для жилых помещений, что подтверждается актом жилищно-бытовой комиссии села Тахтамыгда от ДД.ММ.ГГГГ. Она проходила службу ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области в должности младшего инспектора отдела охраны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе составляет в календарном исчислении 13 лет 01 месяц 11 дней, в льготном исчислении 19 лет 06 месяцев 16 дней. Считает, что указанным решением грубо нарушены её и членов семьи жилищные права и создается препятствие для участия в Федеральной президентской программе «Государственные жилищные сертификаты».
В связи с чем, просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области об отказе в постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области включить ее и членов ее семьи в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище». Признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы в числе лиц, претендующих на получение государственных сертификатов в 2015 г.
В судебном заседании истица Гуторова Л.А. дополнительно суду пояснила, что заключением межведомственной жилищной комиссии, назначенной главой Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания.
Определением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к уастию в деле в качестве соистцов были привлечены Гуторов <данные изъяты>, Дьякова <данные изъяты>.
В судебном заседании соистец Гуторов <данные изъяты> на исковых требованиях настаивает и поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании соистец Дьякова <данные изъяты> на исковых требованиях настаивает и поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Кузнецова С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, при этом, суду пояснила, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. (ст. 30), учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. Наравне с работающими, принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. На основании этой статьи работники и пенсионеры уголовно - исполнительной системы имели возможность вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, как по месту жительства, так и по последнему месту работы (службы). В соответствие с п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства. В связи с тем, что законодательством РФ не предусматривается принятие на учет граждан по месту службы в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с принятием Жилищного кодекса РФ постановка граждан, сотрудников учреждения и пенсионеров УИС в учреждениях и органах УИС была прекращена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (с изменениями и дополнениями) сотрудникам и пенсионерам УИС в случае соответствия требованиям предоставляется право обращаться в органы местного самоуправления с целью признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и постановке на учет. В Амурской области действует закон «О жилищной политике в Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, который определяет основные цели, задачи, направления жилищной политики области, формы реализации права населения области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище. Закон определяет компетенцию органов местного самоуправления в вопросах жилищной политики, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и другие вопросы. ДД.ММ.ГГГГ Гуторова Л.А. обратилась с рапортом к председателю жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области о принятии ее и членов ее семьи на учет для получения жилой площади. На заседании жилищной комиссии рапорт Гуторовой Л.А. был рассмотрен, решением комиссии отказано в постановке на учет в соответствие с вышеуказанными нормативными актами. Гуторовой Л.А. был направлен обоснованный ответ.
Таким образом, считают необходимым отказать истцам Гуторовой <данные изъяты>, Гуторову <данные изъяты>, Дьяковой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 <данные изъяты> области в полном объеме.
Ответчик УФСИН России по Амурской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Своего представителя в судебное заседание не направил, не просил рассмотреть в отсутствие их представителя УФСИН России по Амурской области.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 3 ст.40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Гуторова Л.А. обратилась с рапортом в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Гуторовой Л.А. отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется органом местного самоуправления.
Также установлено, что Гуторова Л.А. проживает в <адрес>, по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Основным нанимателем является Гуторов <данные изъяты>, а Гуторова <данные изъяты>, Дьякова <данные изъяты>, Дьякова <данные изъяты>, Зубков <данные изъяты> включены в указанный договор в качестве членов семьи.
Дом, находящийся по адресу <адрес> признан непригодным для проживания (заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).
Иного жилья у истицов не имеется.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В судебном заседании установлено, что Гуторова Л.А. уволена на основании приказа ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области №ЛС от ДД.ММ.ГГГГ по статье 58 п. «б» (по достижению предельного возраста), непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе на день увольнения составляет 12 лет 01 месяца 11 дней, в льготном исчислении 19 лет 06 месяцев 16 дней.
Согласно п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в которую включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
В соответствии с п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании пункта 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников Подпрограммы (пункт 7 Инструкции).
На основании приведенных выше норм законодательства, определяющего порядок работы организаций и учреждений, подчиненных ФСИН России, с заявлениями и документами, представляемыми сотрудниками названного ведомства и гражданами, уволенными со службы ФСИН России, изъявившими желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, следует признать, что территориальные органы ФСИН России наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а, следовательно, при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа Гуторовой Л.А., Гуторову Г.Е., Дьяковой Л.Г. в разрешении вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия полномочий у жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области не имелось.
Следовательно, требования истцов о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК № УФСИН России по Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на ФКУ ИК № УФСИН России по Амурской области обязанность устранить допущенные нарушения законодательства подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истицов об обязании ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области включить их в список участников и признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, суд приходит к следующему.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, вопрос о нуждаемости истцов по существу не разрешался, необходимые критерии для возможности реализации жилищных прав не устанавливались. При указанных обстоятельствах, возложение на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанности признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, при том, что указанный вопрос находится в исключительной компетенции жилищного органа, недопустимо. Следовательно, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, суд вправе возложить на орган, принявший такое решение обязанность повторно рассмотреть рапорт.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гуторовой <данные изъяты>, Гуторова <данные изъяты>, Дьяковой <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гуторовой <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Возложить на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанность повторно рассмотреть рапорт Гуторой <данные изъяты> о признании её и членов её семьи Гуторова <данные изъяты>, Дьяковой <данные изъяты> нуждающимися в жилом помещении.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю.Сушко
дело № 2-507/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2015 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Нестеренко Е.А.,
с участием истцов – Гуторовой Л.А., Гуторова Г.Е., Дьяковой Л.Г.,
представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области - Кузнецовой С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гуторовой <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и обязании устранить допущенные нарушения,
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гуторовой <данные изъяты>, Гуторова <данные изъяты>, Дьяковой <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гуторовой <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Возложить на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанность повторно рассмотреть рапорт Гуторой <данные изъяты> о признании её и членов её семьи Гуторова <данные изъяты>, Дьяковой <данные изъяты> нуждающимися в жилом помещении.
В остальной части иска отказать.
С мотивированным решением строны могут ознакомиться и получить его копию ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю.Сушко