РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2013 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Игнатьевой О.В.
с участием представителя истцов Богнат Е.В., Земцовой О.И., Нестерова А.В. по доверенности Багдасарян В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1205/2013 по иску Богнат Е.В., Земцовой Е.В., Нестерова Е.В. к администрации г.Тулы о признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования по завещанию,
установил:
Богнат Е.В., Земцова О.И. и Нестеров А.В. обратились в суд с иском к администрации г. Тулы о признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования по завещанию и включении в наследственную массу жилого помещения. В обоснование исковых требований указали, что за Нестеровым А.В. и Нестеровой И.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право совместной собственности на <адрес>, согласно договору передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Главным управлением муниципального жилищного хозяйства в лице заместителя начальника Изотова М.А. и Нестеровой И.П., Нестеровым А.В. В договоре передачи доли Нестеровой И.П. и Нестерова А.В. не определены. Согласно завещания Нестерова И.П. завещала указанную квартиру в равных долях Земцовой О.И. и Багнат Е.В., которые в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство. Согласно сообщению нотариуса № № от ДД.ММ.ГГГГ выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию на квартиру не представляется возможным, ввиду отсутствия регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просили признать право собственности по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждой за Земцовой О.И., Богнат Е.В. на <адрес> в порядке наследования по завещанию; признать право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности за Нестеровым А.В. на <адрес>.
Истцы Богнат Е.В., Земцова О.И., Нестеров А.В. в судебное заседание не явились, представили письменные заявления, в которых просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истцов Богнат Е.В., Земцовой О.И., Нестерова А.В. по доверенности Багдасарян В.В. в судебном заседании уточнила исковые требования. Просила не рассматривать требование о включении в наследственную массу жилого помещения, так как фактически данное требование истцами не заявлялось. В мотивированной части искового заявления истцами указано на необходимость определения долей между наследодателем Нестеровой И.П. и Нестеровым А.В. в праве общей долевой собственности и прекращении права их совместной собственности. В остальной части исковые требования поддержала. Просила прекратить совместную собственность Нестеровой И.П. и Нестерова А.В. в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, определив доли участников совместной собственности на указанную квартиру и закрепив за Нестеровой И.П. и Нестеровым А.В. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности за каждым; признать право собственности по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждой за Земцовой О.И., Богнат Е.В. на <адрес> в порядке наследования по завещанию.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что трехкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 59,80 кв.м, в том числе жилой площадью 42,90 кв.м, принадлежит на праве совместной собственности Нестеровой И.П. и Нестерову А.В. на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство также подтверждается выпиской (справкой) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) № от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Пролетарским городским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», уведомлением начальника отдела паспортной работы и приватизации М.А. Изотова.
В соответствии с положениями ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Долевая собственность лиц на общее имущество может быть установлена по соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия, - по решению суда.
Согласно ч. 1 ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В силу ст. 3.1 ФЗ № 1541-1 от 4.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Судом отмечено, что на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ Нестеровой И.П. и Нестерову А.В. (истцу по настоящему делу) была передана в совместную собственность <адрес>.
Свидетельством о смерти № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ сектором ЗАГС по регистрации смерти комитета ЗАГС администрации г.Тулы, подтверждается, что Нестерова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашения об определении долей в праве собственности на квартиру между сособственниками не заключалось, доказательств обратного суду не представлено, и заключение такого соглашения в настоящее время не представляется возможным в связи со смертью Нестеровой И.В.
Судом установлено, что между сторонами фактически не имеется спора об определении долей в совместной собственности, поэтому с учетом изложенного суд считает возможным прекратить совместную собственность Нестеровых И.В. и А.В. на <адрес> и определить доли собственников в указанной квартире равными, а именно по 1/2 доли в праве общей долевой собственности за каждым.
Таким образом, после смерти Нестеровой И.В. открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, принадлежащее гражданину, в случае его смерти переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 8.1 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.
Согласно ст. 1130 ГК РФ завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Вышеуказанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, осуществление оплаты коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ. В целях подтверждения фактического принятия наследства наследником могут быть представлены, в частности, квитанция о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 36 Постановления).
Положениями ст. 1149 ГК РФ предусмотрено, что несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 ст. 1148 Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введение в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» правила об обязательной доле в наследстве применяются к завещаниям, совершенным после 01.03.2002.
Таким образом, для разрешения исковых требований о признании права собственности на имущество в порядке наследования по завещанию необходимыми условиями является установление круга наследников, факта принятия ими данного имущества, а также наличие не отмененного и не измененного завещания.
Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом г. Тулы Мухиной А.А. и зарегистрированному в реестре за №, Нестерова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, завещала Земцовой Е.В. и Богнат Е.В. <адрес>.
Доказательств того, что завещание впоследствии не было отменено либо изменено Нестеровой И.П. в порядке, предусмотренном ст. 1130 ГК РФ, суду не представлено.
Ставить под сомнение волеизъявление Нестеровой И.П. в отношении принадлежавшего ей ко дню смерти имущества у суда не имеется оснований, поскольку Богнат Е.В., Земцова О.И. и Нестеров А.В. являются детьми наследодателя, что подтверждается свидетельствами: о рождении Нестерова А.В. серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом (бюро) ЗАГС <адрес> <адрес> (повторное); о рождении Земцовой О.И. № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ бюро ЗАГС <адрес> <адрес>; о рождении Нестеровой Е.В. серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ бюро ЗАГС <адрес>; о заключении брака между Богнат Е.В. (Нестеровой Е.В.) и Богнат А.П. № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом (бюро) ЗАГС <адрес>; о расторжении брака между Богнат А.П. и Богнат Е.В. № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> <адрес> комитета ЗАГС администрации <адрес>.
Из материалов наследственного дела № к имуществу Нестеровой Е.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом шестимесячный срок Богнат Е.В. и Земцова О.И. подали в нотариальный орган заявление о принятии наследства, открывшегося после смерти Нестеровой И.П. - <адрес>., и тем самым приняли наследство. Из материалов наследственного дела также следует, что нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников к имуществу Нестеровой И.П. не имеется.
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Богнат Е.В. и Земцова О.И. после смерти Нестеровой И.П. фактически приняли наследство в виде 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждая на 3-комнатную <адрес>.
Из сообщения нотариуса г. Тулы Военнова А.Р. за исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию на квартиру не представилось возможным ввиду того, что спорная квартира приватизирована в общую совместную собственность, право собственности на вышеуказанную квартиру не было зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, и нотариус рекомендовал обратиться с данным вопросом в судебном порядке.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Нестеров А.В. фактически является сособственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ст. 39 ГПК РФ право выбора способа защиты субъективных прав или охраняемых законом интересов принадлежит заинтересованному лицу.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Росреестра по Тульской области правопритязания и запрещения на квартиру по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Оценив в совокупности вышеприведенные положения закона и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что наследниками к имуществу, указанному в завещании, в равных долях являются Земцова О.И. и Богнат Е.В., поэтому полагает возможным признать за ними право на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти Нестеровой И.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Богнат Е.В., Земцовой Е.В., Нестерова Е.В. удовлетворить.
Прекратить совместную собственность Нестеровой И.П. и Нестерова А.В. в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Определить доли участников совместной собственности на <адрес>, закрепив за Нестеровой И.П. и Нестеровым А.В. по 1/2 доле в праве общей долевой собственности за каждым.
Признать за Земцовой О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Богнат Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за каждой право на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти Нестеровой И.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий