ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
г. Краснодар 21 апреля 2021 года
Краснодарский краевой суд в составе председательствующего судьи Басова И.Е.,
протокол судебного заседания ведет помощник судьи Сотников Е.Д.,
с участием прокурора Синкина Р.В.,
следователя ШАА,
обвиняемого КАА,
его защитника – адвоката Лобачевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Краснодарскому краю ШАА о продлении срока содержания под стражей
КАА, <Дата ...> года рождения, гражданина РФ, уроженца <Адрес...>, не имеющего регистрации, проживающего по адресу: <...>, не женатого, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б» ч.4 ст.158, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, ч.2 ст.210, ч.2 ст.209 УК РФ,
на 01 месяц 19 суток, а всего до 19 месяцев 19 суток, то есть до 11 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
уголовное дело <№...> 15 марта 2021 г. выделено в отношении МАА, ММЮ, КИА, КАА и ООВ из уголовного дела <№...>, возбужденного в отношении МВГ и КДА по п.п. «а», «в», «г» ч.2 ст.163 УК РФ.
К уголовной ответственности привлекается, в том числе КАА, который 24 октября 2019 г. задержан в соответствии со ст.91 УПК РФ.
25 октября 2019 г. ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок которой последовательно продлевался, последний раз продлен Краснодарским краевым судом 21 января 2021 года до 18 месяцев, то есть до 24 апреля 2021 года.
КАА 13 марта 2021 г. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б» ч.4 ст.158, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, ч.2 ст.210, ч.2 ст.209 УК РФ.
Срок предварительного следствия по уголовному делу последовательно продлевался в установленном порядке, последний раз продлен 25 декабря 2020 г. первым заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации до 33 месяцев, то есть до 18 мая 2021 года. Расследование не приостанавливалось и не прекращалось.
19 апреля 2021 г. в связи с окончанием срока меры пресечения в виде заключения под стражу 24 апреля 2021 г. в отношении обвиняемого КАА, следователь ШАА с согласия исполняющего обязанности руководителя СУ СК России по Краснодарскому краю обратился в Краснодарский краевой суд с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого КАА под стражей на срок, необходимый для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, составления обвинительного заключения и направления уголовного дела прокурору для принятия решения в порядке ст.221 УПК РФ, а также принятия судом решения по поступившему уголовному делу.
В обоснование ходатайства следователь указывает, что первоначальные основания, ввиду которых КАА избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время не изменились. КАА обвиняется в совершении, в том числе особо тяжких преступлений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде длительного срока лишения свободы. В связи с этим полагает, что, учитывая данные о личности обвиняемого, характер, общественную опасность и способ совершения им в составе преступного сообщества инкриминируемых преступлений, имеются основания полагать, что КАА, находясь на свободе, скроется от следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, иным путем воспрепятствовать производству по делу. По мнению следователя, вероятность наступления этих обстоятельств не может быть предупреждена применением иной, более мягкой меры пресечения, в связи с чем, оснований для отмены или изменения ранее избранной КАА меры пресечения в виде заключения под стражу на другую, не связанную с полной изоляцией от общества, не имеется.
Просит учесть, что состояние здоровья, возраст, семейное положение, род занятий и иные обстоятельства не препятствуют содержанию обвиняемого КАА под стражей.
В исполнение требований ст.109 УПК РФ указывает, что расследование уголовного дела представляет особую сложность, а продление по нему срока содержания обвиняемого под стражей свыше 18 месяцев является исключительным случаем, обусловлено ознакомлением обвиняемого с материалами уголовного дела в порядке, предусмотренном ст.217 УПК РФ.
Указанные обстоятельства, по мнению следователя, свидетельствуют об исключительности случая продления срока содержания КАА под стражей свыше 18 месяцев, предусмотренного ст.109 УПК РФ.
В судебном заседании следователь и прокурор поддержали заявленное ходатайство и просили суд его удовлетворить.
Обвиняемый КАА и его защитник просили в удовлетворении ходатайства следователя отказать, полагая, что ходатайство является необоснованным, каких либо оснований для дальнейшего содержания обвиняемого под стражей не имеется, доводы следователя, изложенные в ходатайстве, не подтверждаются материалами дела, предварительное следствие по делу ведется неэффективно, затягивается ознакомление обвиняемого с материалами дела. Кроме того, считают, что причастность КАА к инкриминируемым преступлениям не подтверждается материалами уголовного дела.
Суд, обсудив доводы, изложенные в ходатайстве следователя, выслушав мнения участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы дела, приходит к выводу, что ходатайство следователя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.5 ст.109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей.
Частью 7 ст.109 УПК РФ установлено, что в случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные ч.5 ст.109 УПК РФ, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом соответствующего уровня.
Из предоставленных суду материалов следует, что КАА обвиняется в совершении тяжкого (п.п. «а», «б» ч.4 ст.158 УК РФ) и особо тяжких преступлений (п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, ч.2 ст.210, ч.2 ст.209 УК РФ), согласно ст.15 УК РФ.
Предельный срок содержания обвиняемого КАА под стражей (18 месяцев) истекает 24 апреля 2021 года.
17 марта 2021 г. обвиняемый КАА и его защитник уведомлены об окончании следственных действий в порядке ст.215 УПК РФ.
19 марта 2021 г. сторона защиты приступила к ознакомлению с материалами уголовного дела в порядке, предусмотренном ст.217 УПК РФ.
Поскольку 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела КАА оказалось недостаточно, следователь возбудил перед судом ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей.
Ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемого КАА под стражей на срок свыше 18 месяцев, обоснованно необходимостью ознакомления обвиняемого и его защитника, а также других обвиняемых с материалами уголовного дела и вещественными доказательствами, составлением обвинительного заключения и направления материалов уголовного дела прокурору.
Таким образом, требования ч.5 ст.109, ст.217 УПК РФ относительно установленных законом сроков, следователем соблюдены.
Ходатайство следователя в отношении обвиняемого КАА отвечает требованиям закона, поскольку составлено уполномоченным на то должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, в рамках возбужденного уголовного дела и внесено в суд с согласия соответствующего руководителя следственного органа в установленный законом срок (ч.8 ст.109 УПК РФ), к ходатайству следователем приложены необходимые материалы, которые соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства в той мере, в какой это необходимо для рассмотрения вопроса о мере пресечения и свидетельствуют об обоснованности ходатайства следователя.
В представленном материале содержится достаточный объем данных, подтверждающих обоснованность обвинения КАА в инкриминируемых деяниях, изложенных в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.
При этом суд не касается обсуждения доказанности виновности либо не виновности обвиняемого в совершении преступлений, поскольку данный вопрос является предметом судебного разбирательства уголовного дела по существу.
Суд, исследовав предоставленные материалы уголовного дела и, руководствуясь требованиями ст.ст. 97, 99, 109 УПК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, в совершении которых обвиняется КАА (участие в преступном сообществе и устойчивой вооруженной группе), стадии расследования уголовного дела, данных о его личности (не имеющий регистрации, проживающий по адресу: <...>, не женатый, ранее не судимый, не имеет легального источника дохода), приходит к выводу, что в отношении обвиняемого КАА не может быть изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую, поскольку имеются основания полагать, что при изменении меры пресечения, КАА, находясь на свободе, осознавая тяжесть предъявленного обвинения и возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок, может скрыться от следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Суд приходит к выводу, что ограничения, связанные с применением в отношении КАА меры пресечения в виде заключения под стражу, в данном случае соразмерны тяжести инкриминируемых ему преступлений, данным о его личности.
Данных, свидетельствующих о том, что иная более мягкая мера пресечения будет служить целям обеспечения производства по делу, охране прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и надлежащего проведения предварительного расследования в разумные сроки, судом не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости изменения ранее избранной КАА меры пресечения, судом не установлено.
Объективных сведений о наличии у обвиняемого КАА заболеваний, входящих в «Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3, удостоверенных медицинским заключением, и препятствующих содержанию его под стражей, суду не представлено.
Исключительность продления срока содержания под стражей свыше 18 месяцев обусловлена фактической сложностью расследования данного уголовного дела, которая заключается в проведении большого объема следственных и процессуальных действий, в объеме предъявленного обвинения, количества обвиняемых и необходимости ознакомления их с многотомными материалами уголовного дела, вещественными доказательствами, составлением обвинительного заключения и направления дела прокурору.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о необоснованном затягивании предварительного следствия и ознакомления обвиняемого с материалами дела, неразумности сроков содержания обвиняемого под стражей, при рассмотрении ходатайства не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ходатайство следователя является обоснованным, поданным в соответствии с требованиями закона и подлежит удовлетворению.
Решая вопрос о сроке меры пресечения, суд учитывает, что на основании ст.162 УПК РФ срок предварительного следствия по уголовному делу в отношении КАА продлен первым заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации до 18 мая 2021 года. Сведений о дальнейшем продлении срока предварительного следствия суду не представлено.
Согласно ч.2 ст.162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением.
Исходя из положений ч.1 ст.109 и ч.1 ст.162 УПК РФ в их взаимосвязи, содержание под стражей при расследовании преступлений осуществляется в пределах срока предварительного расследования, из чего следует, что срок действия данной меры пресечения не может выходить за пределы срока предварительного следствия.
При таких обстоятельствах, срок действия меры пресечения в отношении обвиняемого КАА необходимо установить с учетом действующего срока предварительного следствия, то есть до 18 мая 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.108, ч.ч. 5, 7 ст.109 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Краснодарскому краю ШАА о продлении срока содержания под стражей обвиняемого КАА удовлетворить.
Продлить срок содержания под стражей КАА, <Дата ...> года рождения, гражданина РФ, уроженца <Адрес...>, не имеющего регистрации, проживающего по адресу: <...>, не женатого, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б» ч.4 ст.158, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, п.п. «а», «б» ч.4 ст.162, ч.2 ст.210, ч.2 ст.209 УК РФ, на 25 суток, всего до 18 месяцев 25 суток, то есть до 18 мая 2021 года.
Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам третьего Апелляционного суда общей юрисдикции в течение 3 суток со дня его вынесения, а обвиняемым, содержащимся под стражей, в тот же срок с момента получения копии постановления.
Председательствующий И.Е. Басов