Уникальный идентификатор дела 77RS0020-02-2023-018426-98
Дело №2а-1148/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года Перовский районный суд адрес
в составе: председательствующего судьи Ашуровой О.А.,
при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1148/2023
по административному исковому заявлению ИП фио к начальнику отдела Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес старшему судебному приставу, судебному приставу-исполнителю Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес фио, ГУ ФССП России по адрес о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава – исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к начальнику отдела Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес старшему судебному приставу, судебному приставу-исполнителю Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес фио, ГУ ФССП России по адрес о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава – исполнителя, указывая, что на исполнении в Перовском РОСП ГУФССП России по адрес находится исполнительное производство № ... от 20.02.2023 по исполнительному листу ФС № ..., выданному 13.12.2022 Хорошевским районным судом адрес, предусматривающему взыскание задолженности в размере 992 061,50 руб., с должника ... .... По состоянию на 20.11.2023г. остаток задолженности составляет 992 049,45 руб. Согласно сведениям о ходе исполнительного производства должник ... А.С., паспортные данные, является получателем пенсии по возрасту, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27.07.2023 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию). По состоянию на 27.09.2023 удержаний денежных средств с пенсии должника не производилось, причины отсутствия удержаний с пенсии должника судебным приставом-исполнителем не сообщено. Таким образом, ИП фио полагает, что бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии им всего комплекса мер, направленных на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, нарушает права взыскателя по исполнительному производству. Учитывая изложенное, взыскатель 04.10.2023 г. направил жалобу в порядке ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» (№ ...), в которой просил признать незаконным бездействие судебного пристава фио, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением ПФР постановления об обращении взыскания на пенсию должника. 05.10.2023 г. врио заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Перовского РОСП фио было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы, в удовлетворении жалобы ИП фио было отказано, действия судебного пристава были признаны правомерными. При рассмотрении жалобы фио не была изучена суть проблемы, изложенной взыскателем. По состоянию на 26.10.2023 г. денежные средства из пенсии должника в адрес взыскателя не удерживаются. Причины неисполнения постановления об обращении взыскания на пенсию не установлены. Исполнительное производство № ... от 20.02.2023 не включено в сводное исполнительное производство № ..., что полностью нарушает требования ст. 34 Закона. 26.10.2023 г. в адрес Перовского РОСП была направлена жалоба в порядке подчиненности посредством портала «Госуслуги» (ЕПГУ ...) с просьбой признать неправомерным бездействие судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио в отсутствии контроля за исполнением ОПФ РФ постановления от 27.07.2023 об обращении взыскания на пенсию должника, а так же в не включении исполнительного производства № ... от 20.02.2023 в состав сводного ИП № .... 01.11.2023 г. Врио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Перовского РОСП фио рассмотрел жалобу в порядке подчиненности. Действие судебного пристава-исполнителя признано правомерным, в удовлетворении жалобы ИП фио отказано. В связи с чем, административный истец просит суд, признать незаконными действия (бездействие) врио начальника отделения Перовского РОСП фио выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью структурного подразделения, признать неправомерным бездействие судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, а именно: - в отсутствии контроля за исполнением ОПФ РФ постановления от 27.07.2023 об обращении взыскания на пенсию должника; - в не включении исполнительного производства № ... от 20.02.2023 в состав сводного ИП № ..., обязать судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио осуществить контроль за исполнением постановления об обращении взыскания на пенсию должника, сообщить информацию о причинах отсутствия удержаний из пенсии должника, а так же включит исполнительное производство ... от 20.02.2023 в состав сводного ИП ..., обязать судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио предоставить информацию о причинах неисполнения постановления судебного пристава-исполнителя об обращения взыскания на пенсию должника, обязать судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио направить запрос в ЗАГС для получения актуальной информации о гражданском состоянии должника ... А.С., паспортные данные.
Административный истец ИП фио в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав – исполнитель Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес фио, начальник отдела – старшего судебного пристава Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес, ГУ ФССП России по адрес не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, поступила копия исполнительного производства №... от 20.02.2023 года.
Заинтересованное лицо не явилось, о месте и времени судебного заседания, извещено, причины не явки суду не известны.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы административного иска, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, а также подтверждается представленной копией исполнительного производства №... от 20.02.2023 года, что 20.02.2023 года судебным приставом – исполнителем Перовского РОСП фио было возбуждено исполнительное производство №..., на основании исполнительного документа судебного приказа № 2-9094/2022 от 06.10.2022 года, выданного Хорошевским районным судом адрес о взыскании задолженности в размере 992 061 рубль 50 копеек с должника ... ... в пользу взыскателя фио.
Исполнительное производство №... от 20.02.2023 года года находится на исполнении у судебного пристава – исполнителя Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес фио.
В связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем приняты меры для полного и своевременного исполнения судебного решения, направлены запросы во все регистрирующие органы, кредитные организации, в ПФР, ФНС, ГИБДД, оператору связи, Росреестр, ЗАГС, ГУВМ МВД России, а также Банки.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесены постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, постановление о запрете на совершение действий по регистрации, постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию).
Административным истцом 04.10.2023 г. была направлена жалоба в порядке ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» (№ ...).
05.10.2023 г. врио заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Перовского РОСП фио было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы, в удовлетворении жалобы ИП фио было отказано.
Также административным истцом 26.10.2023 г. в адрес Перовского РОСП была направлена жалоба в порядке подчиненности посредством портала «Госуслуги» (ЕПГУ ...) с просьбой признать неправомерным бездействие судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП фио в отсутствии контроля за исполнением ОПФ РФ постановления от 27.07.2023 об обращении взыскания на пенсию должника, а так же в не включении исполнительного производства № ... от 20.02.2023 в состав сводного ИП № ....
01.11.2023 г. врио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Перовского РОСП фио рассмотрел жалобу и вынес постановление которым в удовлетворении жалобы ИП фио было отказано.
Статья 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) устанавливает, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 5 вышеназванного Закона принудительное исполнение судебных актов и актов других органов РФ возлагается на службу судебных приставов. В рамках названного закона судебный пристав-исполнитель должен принять все допустимые меры для исполнения исполнительного документа.
Согласно положениям ст. 6 Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей адрес.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При этом, в силу п.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118 «О судебных приставах» судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения принимаются мер принудительного исполнения, обеспечивающие своевременность и полноту исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 64 Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ст.123 Федерального закона "Об исполнительном производстве", Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.
Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
В силу статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Перечни исполнительных действий и мер принудительного исполнения, приведенные в статьях 64 и 68 Федерального закона N 229-ФЗ, не являются исчерпывающими.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Жалобы административного истца были рассмотрени должностным лицом в срок и дан ответ.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит императивных требований к судебному – приставу – исполнителю, обязывающих его совершать определенные исполнительные действия. Время совершения исполнительных действий судебным приставом – исполнителем определяются самостоятельно.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства по правилам ст.ст. 60, 61, 164 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд не усматривает нарушений со стороны начальника судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес, судебного пристава-исполнителя Перовского РОСП ГУ ФССП России по адрес фио, ГУ ФССП России по адрес, поскольку должностными лицами не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействий, нарушающих права административного истца, указанных в ст. 218 КАС РФ, в связи с чем, суд находит, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░