РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-823/2023 по административному исковому заявлению фио к прокуратуре адрес, Тушинской межрайонной прокуратуре адрес о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам и просит признать незаконными действия (бездействие) Тушинской межрайонной прокуратуры адрес, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения административного истца от 30.06.2023, в частности в отсутствии объективного, всестороннего и своевременного обращения, а также не уведомлении административного истца о ходе рассмотрения его обращения. В обоснование заявленных требований указывает на то, что 30.06.2023 он обратился в Тушинскую межрайонную прокуратуру адрес с заявлением в котором просил разъяснить ему суть ответа № 2099ж-2022/20450055/Он1308-23, согласно которому ему было сообщено, что в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 его обращение рассмотрено, о чем ему дан ответ № 2099ж-2022/20450055/Он1308-23 от 16.05.2023, который направлен посредством официальной почты межрайонной прокуратуры, а также, что в ходе проверки, нарушений со стороны должностных лиц межрайонной прокуратуры не выявлено. В обращении от 30.06.2023 административный истец также просил разъяснить ему каким законом, на будущее, ему руководствоваться, когда он будет обжаловать незаконные действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел по заявлениям о преступлениях и проведенных ими проверок, по каким причинам при рассмотрении его жалобы, поданной в порядке ст. 124 УПК РФ, прокуратура руководствовалась Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, в исправном состоянии или нет оргтехника в прокуратуре, как он должен действовать при обращении в Тушинскую межрайонную прокуратуру адрес, также просил разъяснить ему приказ Генпрокуратуры России от 24.08.2021 № 487, однако какого-либо ответа на свое обращение не получил, также не был проинформирован о ходе рассмотрения указанного обращения. Таким образом истец указывает на то, что Тушинской межрайонной прокуратурой адрес было допущено бездействие при рассмотрении его обращения от 30.06.2023, чем были нарушены его права на своевременное получение ответа на обращение по существу поставленных в нем вопросов, в связи с чем он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец Милица В.Г. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административных ответчиков – фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, указывая на то, что межрайонной прокуратурой был дан ответ на обращение административного истца от 30.06.2023.
Огласив административное исковое заявление, выслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, Милица В.Г. 30.06.2023 обратился в Тушинскую межрайонную прокуратуру адрес с заявлением в котором просил разъяснить ему каким законом, на будущее, ему руководствоваться, когда он будет обжаловать незаконные действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел по заявлениям о преступлениях и проведенных ими проверок, по каким причинам при рассмотрении его жалобы, поданной в порядке ст. 124 УПК РФ, прокуратура руководствовалась Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, в исправном состоянии или нет оргтехника в прокуратуре, как он должен действовать при обращении в Тушинскую межрайонную прокуратуру адрес, также просил разъяснить ему приказ Генпрокуратуры России от 24.08.2021 № 487.
Суд отмечает, что в заявлении от 30.06.2023 административный истец не ставил вопрос о разъяснении ему сути ответа № 2099ж-2022/20450055/Он1308-23 от 16.06.2023, о чем им заявлено в настоящем административном исковом заявлении.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, административный истец указывает на то, что межрайонной прокуратурой не было дано ответа на его обращение от 30.06.2023, а также он не был проинформирован о ходе рассмотрения указанного обращения.
Суд, разрешая заявленные административным истцом требования по существу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела, административными ответчиками представлен ответ на обращение административного истца от 30.06.2023, бездействий по рассмотрению которого он обжалует в настоящем административном исковом заявлении.
Указанный ответ подготовлен 01.08.2023, направлен в адрес административного истца и получен им на момент рассмотрения настоящего административного дела, что подтверждается представленным в материалы дела отчетом об отслеживании почтового отправления.
При этом суд отмечает, что по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа, организации или должностного лица, а на восстановление нарушенного права административного истца. Таким образом, отсутствие способа восстановления права, а равно ситуация, когда нарушенное право восстановлено до принятия судом решения, влекут отказ в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, с которым административный истец связывает нарушение своих прав.
При рассмотрении настоящего дела было достоверно установлено, что Тушинской межрайонной прокуратурой адрес был подготовлен и направлен ответ на обращение административного истца от 30.06.2023, который им был получен.
Таким образом на момент рассмотрения настоящего дела отсутствует нарушение прав административного истца, на которое он ссылался в обоснование заявленных требований, при этом сам ответ, в рамках заявленных административным истцом требований не оспаривается.
Также следует отметить, что в рассматриваемом случае в обязанность Тушинской межрайонной прокуратуры адрес входила подготовка ответа на обращение административного истца и его направление в адрес последнего, при этом обязанности информировать заявителя о ходе рассмотрения его обращения, за исключением случаев направления обращения в другой государственный орган в соответствии с его компетенцией или продления срока рассмотрения обращения, чего в данном случае не происходило.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил
В удовлетворении административного искового заявления фио к прокуратуре адрес, Тушинской межрайонной прокуратуре адрес о признании незаконными действий (бездействия) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20.10.2023.
Судья