4у-6910/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
г. Москва |
20 декабря 2016 года |
Судья Московского городского суда О.В. Рольгейзер, изучив кассационную жалобу адвоката Сергеевой Т.В. на приговор Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года в отношении Бастаева С.В.,
установил:
Приговором Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года
Бастаев С.В., родившийся …. года в пос. … Целинного района Республики Калмыкия, гражданин РФ, судимый 30.10. 2007 г. по ст. 159 ч. 3 УК РФ к 4 годам лишения свободы, освободившийся условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 11 месяцев,
осужден по ст. ст. 30 ч. 3, 159 ч. 4 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Отбывание срока наказания с зачетом предварительного заключения постановлено исчислять с 19 июня 2014 года.
Приговором также принято решение по гражданскому иску потерпевшего …. и решена судьба вещественных доказательств по делу.
Этим же приговором осуждены Ющенко О.Л. и Белинский И.В., судебные решения, в отношении которых в кассационном порядке не обжалованы.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года приговор в отношении всех осужденных изменен, в частности, в отношении Бастаева С.В. в его в описательно-мотивировочной части уточнено, что он с соучастниками совершили покушение, а именно умышленные действия, непосредственно направленные на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, из той же описательно-мотивировочной части приговора исключены ссылка при назначении Бастаеву С.В. наказания на наличие в его действиях отягчающего обстоятельства – опасного рецидива преступлений, с указанием о наличии отягчающего обстоятельства – рецидива преступлений, а также ссылка на мнение потерпевшего …. о строгом наказании Бастаева С.В., назначенное Бастаеву С.В. наказание в этой связи смягчено до 3 лет 5 месяцев лишения свободы, в резолютивной части приговора уточнено, что в срок отбывания наказания Бастаеву С.В. подлежит зачету время содержания его под стражей в период с 12 ноября 2014 года по 22 сентября 2015 года. Кроме того, апелляционной инстанцией принято решение об удовлетворении гражданского иска потерпевшего ….. и взыскании в его пользу с осужденных, в том числе Бастаева С.В., в солидарном порядке в возмещение материального ущерба 500 000 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день вынесения решения, то есть в сумме 33 025 000 рублей.
С учетом внесенных в приговор изменений Бастаев С.В. признан виновным в покушении на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (на сумму в 1 млн. долларов США), а именно в совершении умышленных действий, непосредственно направленных на означенное преступление, которое не было доведено до конца по независящим от виновного обстоятельствам.
Преступление совершено в г. Москве в период времени с ноября 2013 года по июнь 2014 года при обстоятельствах, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора. В судебном заседании Бастаев С.В. своей вины не признал.
В кассационной жалобе адвокат Сергеева Т.В. выражает несогласие с состоявшимися в отношении Бастаева С.В. судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными. В обоснование своих доводов, ссылаясь на конкретные обстоятельства дела, нормы закона, а также руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, защитник указывает, что по своему содержанию приговор в отношении ее подзащитного не отвечает требованиям ст. 307 УПК РФ, поскольку в нем не приведены в полном объеме показания Бастаева С.В. и доказательства, их опровергающие, а также не описана его роль в групповом преступлении и иные признаки квалифицированного мошенничества, за которое он осужден. Полагает, что доказательств вины Бастаева С.В. следствием не добыто и в приговоре не приведено. Считает также, что ввиду отсутствия в приговоре ссылки на применение положений ч.3 ст. 66 УК РФ относительно предела лишения свободы за покушение на преступление, наказание Бастаеву С.В. назначено с нарушением данной нормы закона и является несправедливым. Также оспаривает решение суда апелляционной инстанции по гражданскому иску …, поскольку Бастаев С.В. осужден за неоконченное преступление, соответственно, как считает защитник, материального ущерба потерпевшему не причинено. Просит приговор и апелляционное определение в отношении Бастаева С.В. изменить, смягчить назначенное ему наказание и в удовлетворении заявленного потерпевшим … гражданского иска отказать.
Проверив представленные материалы, считаю, что доводы кассационной жалобы адвоката являются несостоятельными и передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции она не подлежит.
Несмотря на доводы кассационной жалобы, выводы в приговоре о виновности Бастаева С.В. в покушении на мошенничество, совершенное путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, а также квалификация его действий по ст. ст. 30 ч. 3, 159 ч. 4 УК РФ являются верными и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых … Комарова С.К. об обстоятельствах, при которых Бастаев С.В. с соучастниками путем обмана в соответствующие периоды 2013-2014гг. пытались завладеть принадлежащими ему денежными средствами в размере 1 млн. долларов США, пообещав содействие в урегулировании взаимоотношений между возглавляемым им … и …. РФ, наложившим на указанную выше кредитную организацию ряд предписаний, грозивших …., часть денежных средств в размере 500 000 долларов США он поэтапно передал соучастникам под расписку в декабре 2013 года, в дальнейшем в связи с тем, что проблема его не решалась и при этом на него стали оказывать давление осужденные и иные лица с тем, чтобы под разными предлогами и условиями получить от него оставшуюся часть оговоренной ранее суммы и в перспективе в дальнейшем получать часть прибыли от его деятельности, он вынужден был обратиться в органы правопорядка; показаниями свидетелей … и … о преступной деятельности осужденных; показаниями свидетеля …, которая являлась акционером и членом Совета директоров …., была в курсе проблем этой кредитной организации и договоренности между руководителем Банка с Бастаевым С.В. и его соучастниками относительно содействия за крупное денежное вознаграждение в их разрешении; показаниями иных свидетелей, данными о результатах ОРД, протоколом осмотра места происшествия, протоколами осмотра предметов и иными доказательствами, проанализированными в приговоре.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела были судом всесторонне исследованы и проанализированы, исследованным доказательствам, представленным как стороной обвинения, так и стороной защиты, а также доводам сторон, приведенным в обоснование своей позиции по делу, в приговоре дана надлежащая оценка с указанием мотивов, по которым суд доверяет одним из них и отвергает другие. При этом суд обоснованно признал положенные в основу приговора доказательства относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения уголовного дела по существу.
Судом было установлено, что явной заинтересованности в исходе дела и оснований для оговора Бастаева С.В. и иных осужденных у потерпевшего и свидетелей обвинения не имелось, показания их последовательны и согласуются как между собой, так и с иными представленными следствием доказательствами, в связи с чем заслуживают доверия. Судом также тщательно проверялась версия защиты о невиновности Бастаева С.В. и недопустимости ряда исследованных в процессе доказательств. Своего объективного подтверждения по материалам дела эта версия не нашла и обоснованно получила критическую оценку в приговоре.
Несмотря на доводы жалобы, описательно-мотивировочная часть приговора в отношении Бастаева С.В. соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ. В приговоре подробно описаны направленные на совершение квалифицированного мошенничества действия соучастников, в том числе Бастаева С.В., который, как установлено судом, являлся фактически одним из руководителей ….куда за помощью обратился …., и принимал активное участие в обсуждении с последним финансовых вопросов и условий их с соучастниками деятельности по выведению …. из сложной ситуации, в которой оказалась эта кредитная организация, а также принимал меры к тому, чтобы поддерживать в …. уверенность в их возможностях. Также в приговоре в кратком изложении, что законом не запрещено, приведены показания Бастаева С.В., и в достаточно развернутом по содержанию виде, приведены доказательства, их опровергающие.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона в стадии предварительного следствия, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу с вынесением по нему соответствующего итогового решения, судебными инстанциями обнаружено не было.
Из представленных материалов следует, что судебное разбирательство осуществлялось с достаточной полнотой и с соблюдением основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Каких-либо предположений относительно вопросов, подлежащих в соответствии со ст. 73 УПК РФ доказыванию по уголовному делу, судом в приговоре не высказано, противоречий в его выводах не усматривается. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности суда не имеется. Приговор надлежаще мотивирован.
Таким образом, повода усомниться в правильности выводов суда о доказанности виновности осужденного Бастаева С.В. в преступлении, за которое он осужден, несмотря на доводы защиты, в данном случае, не имеется.
При назначении Бастаеву С.В. наказания в соответствии со ст.ст. 6, 60, 66 ч. 2 УК РФ были учтены характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела, степень реализации преступного намерения, роль осужденного в преступлении, влияние назначаемого наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи, иные имеющие значение обстоятельства и все известные данные о личности осужденного.
Смягчающими наказание Бастаева С.В. обстоятельствами были признаны наличие на его иждивении двоих малолетних детей и матери- инвалида, его положительные характеристики, а также плохое состояние его здоровья в связи с наличием ряда заболеваний. Отягчающим обстоятельством справедливо признано наличие в действиях осужденного рецидива преступлений, являющегося в данном случае опасным.
Достаточных оснований для применения к осужденному положений ст.ст. 15 ч.6, 64, 73 УК РФ суд не усмотрел, свои выводы об этом в приговоре надлежаще мотивировал. Вид исправительного учреждения определен осужденному правильно.
Несмотря на доводы жалобы, назначенное Бастаеву С.В. наказание (с учетом внесенных в приговор изменений) соразмерно содеянному, соответствует его личности и является справедливым. Как верно отмечено в апелляционном определении, требования ч.3 ст.66 УК РФ были судом соблюдены.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда были тщательно проверены доводы апелляционных представления и жалоб, в том числе поступивших от Бастаева С.В. и его защитника, о неправосудности приговора суда, в определении им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Выводы судебной коллегии о необходимости внесения в приговор соответствующих изменений также обоснованы. Содержание апелляционного определения отвечает требованиям ст. 389-28 УПК РФ.
Довод жалобы о неправосудности решения суда апелляционной инстанции по исковому заявлению потерпевшего необоснован, поскольку из представленных материалов видно, что умыслом осужденных охватывалось совершение хищения денежных средств …. в несколько этапов и часть из них -в сумме 500 000 долларов США, как раз и составляющих предмет иска,- осужденные успели получить до того, как их преступная деятельность была пресечена, и распорядились этими деньгами по своему усмотрению.
Фундаментальных нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законов, бесспорно влекущих отмену или изменение состоявшихся в отношении Бастаева С.В. судебных решений, по представленным материалам не усматривается.
Таким образом, оснований для передачи кассационной жалобы адвоката Сергеевой Т.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401-8, 401-10 УПК РФ, судья
постановил:
В передаче кассационной жалобы адвоката Сергеевой Т.В. на приговор Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 22 сентября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года в отношении Бастаева С.В. для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции Московского городского суда – отказать.
Судья Московского
городского суда О.В. Рольгейзер