Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции по делу № 4га-1048/2019 от 04.09.2019

 4га/5-1048/2019

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

03 октября 2019 года                                                                        г. Москва

 

Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Шамиковой Л.Г., поступившую в Московский городской суд 04.09.2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Щербакова О.Н., Шамиковой Л.Г., Селивановой О.Ю., Копельчук Я. к Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве о признании решения и записи незаконными, обязании устранить допущенное нарушение,

 

установил:

 

Щербаков О.Н., Шамикова Л.Г., Селиванова О.Ю., являющиеся членами «Московского городского отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»» (далее  РОО «МГОСЖР») обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве о признании решения и записи незаконными, обязании устранить допущенное нарушение. Определением суда от 22.01.2019 года Копельчук Я. привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве административного соистца.

В обоснование требований о незаконности оспариваемого решения, вынесенного по причине отсутствия движения по счету общественной организации, утверждали, что открытие счета некоммерческой организацией является в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ее правом, а не обязанностью.

Относительно другого основания оспариваемого решения, касающегося не сдачи отчетной документации в налоговый орган за 2015  2017 годы указали, что такая документация направлялась в налоговый орган.

Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23.01.2019 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.03.2019 г. постановлено:

Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23.01.2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования административного иска.

Признать незаконным внесение УФНС по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц 15.03.2018 года записи за государственным регистрационным номером 2187700154300 об исключении Региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Постановлением Президиума Московского городского суда от 11.06.2019 г. постановлено:

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.03.2019 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2019 г. решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23.01.2019 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения от 24.06.2019 г. и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.  

В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).

Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было. 

Судами нижестоящих инстанций установлено, что региональная общественная организация «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве 20.01.2014 года с присвоением ОРГН *.

20.01.2014 года региональная общественная организация «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» поставлена на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы России 10 по г. Москве с присвоением ИНН/КПП *.

08.12.2017 года в связи с отсутствием движения денежных средств по расчетным счетам региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве принято решение  * о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

15.03.2018 года Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ГРН *).

Решение об исключении региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» из ЕГРЮЛ Управлением Федеральной Налоговой службы по г. Москве было принято на основании статьи 21.1 Федерального закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с отсутствием сведений о движении денежных средств по расчетным счетам, отсутствием у юридического лица открытых банковских счетов и непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев бухгалтерской отчетности.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты, что свидетельствует о законности принятого налоговой инспекцией решения.

Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.

Согласно п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

В силу ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Судом первой инстанции верно учтено, что регистрирующий орган надлежащим образом исполнил обязанность по опубликованию решения о предстоящем исключении, установленную пунктом 3 статьи 21.2 Закона о регистрации, у заинтересованных лиц имелась возможность отслеживать соответствующие сведения из общедоступных источников, между тем мотивированных заявлений, свидетельствующих о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу в установленный законом срок исключить его из ЕГРЮЛ, не поступало.

Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).

При этом утверждение заявителя о том, что выявленные налоговой инспекцией нарушения не могут являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, направлено на неверное толкование Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», носит субъективный характер, поскольку непредоставление отчетов о деятельности подразумевает сокрытие информации о доходах организации, ее расходах, не обеспечивая доступность ознакомления с указанным отчетом.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 года N 26-П; определения от 17.01.2012 года N 143-О-О, от 24.09.2013 года N 1346-О, от 26.04.2016 года N 807-О и др.), положения данной статьи Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое правовое регулирование, как было отмечено, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Довод заявителя о том, что региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» ежегодно предоставлялись отчеты о своей деятельности признан судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку последняя налоговая отчетность была представлена в Инспекцию юридическим лицом 19.07.2016 года. При этом, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2016 года и налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2017 года была представлена организацией после исключения некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

Также судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что УФНС России по Москве не соблюден порядок извещения юридического лица о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, поскольку 13.12.2017 года сообщение о принятом регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации», тем самым административный ответчик в полной мере исполнил предписания пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Как указывал Конституционный Суда РФ в определении от 19.12.2017 N 2981-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компании D.C.M.T. ISRAELI COMPANY FOR BUILDING OF HOUSES AND STRUCTURES LTD на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 4 статьи 21.1 и пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" гарантией, предоставленной лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра. Тем самым, вопреки доводам заявителя, обязанность по направлению уведомления в адрес юридического лица в силу вышеуказанного федерального закона на налоговый орган не возложена.

Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении или существенном нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или о допущенной судебной ошибке.

Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.

Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.

Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,

 

 

определил:

 

в передаче кассационной жалобы Шамиковой Л.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Щербакова О.Н., Шамиковой Л.Г., Селивановой О.Ю., Копельчук Я. к Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве о признании решения и записи незаконными, обязании устранить допущенное нарушение - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.

 

 

Судья Московского 

городского суда                                                                            Э.А. Магжанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4га-1048/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в рассмотрении, 03.10.2019
Истцы
Щербаков О.Н.
Селиванова О.Ю.
Шамикова Л.Г.
Копельчук Я.
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы РФ по г. Москве
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
03.10.2019
Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее