Дело № 2-2909/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2016 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судья Мочаловой Е.Ю.,
при секретаре Майер Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Солохиной О. П. к Симагиной О. Н., Смирнову А. С., Смирновой Е. В., действующей также в интересах несовершеннолетних Смирнова В. А., Малова А. В., Майоровой Илюсе, Комовой В. Н., администрации города Коврова Владимирской области, о признании недействительными результатов межевания земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Солохина О.П. обратилась в суд с иском к собственникам земельного участка, администрации города Коврова, о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истицы на основании доверенности – Солохин С.А. пояснил, что Солохиной О.П. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок под ним с кадастровым номером <№>. Согласно данным государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным и поставлен на кадастровый учет в 2001 году. Правообладателями данного земельного участка являются собственники долей домовладения по адресу: <адрес>. Установление границ данного земельного участка произведено на основании межевого плана от 14.07.2000 г. При этом кадастровые границы поставленного на учет земельного участка с кадастровым номером <№> проходят в том числе по земельному участку истицы, имеющему кадастровый номер <№>, а именно: земельный участок, на котором расположен гараж истицы, полностью включен в земельный участок домовладения по адресу: <адрес>. Признание результатов межевания недействительными необходимо Солохиной О.П. для установления границ земельного участка под ее гаражом и постановки его на кадастровый учет, исходя из фактического расположения объектов недвижимости и границ земельных участков.
Представитель истицы на основании доверенности – Поздняков В.А., в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, что будет являться основанием для исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <№> из государственного кадастра недвижимости, что впоследствии даст возможность Солохиной О.П. поставить на кадастровый учет принадлежащий ей земельный участок под гаражом.
Ответчик Комова В.Н. – собственник <данные изъяты> долей домовладения и земельного участка по адресу: <адрес>, в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, поскольку считает, что гараж передан в собственность Солохиной О.П. незаконно. Истцом была представлена заведомо ложная информация о выделении наследодателю спорного земельного участка под гараж, тогда как на момент вынесения судом решения в 2012 году, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в составе земельного участка при домовладении <адрес>.
Представитель ответчика – администрации города Коврова, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
Ответчики Симагина О.Н., Смирнов А.С., Смирнова Е.В., Майорова И., в судебное заседание не явились, о дне и времени слушании дела извещались надлежащим образом, мнение по иску не представили.
Представитель третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, оставив решение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Объектом земельных отношений является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке федеральными законами. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет, снятие с учета, а также учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом документов.
Названным законом предусмотрено понятие «кадастровая ошибка», которая представляет собой воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (ст. 28).
Исходя из правовых норм, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по ст. 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположении таких границ).
Как следует из совокупности положений, предусмотренных ч. 3 ст. 25 и ч.ч. 4, 5 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них, по решению суда.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9 ст. 38).
По правилам ст. 39 Закона согласование местоположения границ требуется исключительно с лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.
Согласно ст. 40 указанного Закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании данных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5 ст. 40).
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что Солохиной О.П. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок под ним с кадастровым номером <№>. Правообладателями земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, являются собственники долей домовладения по адресу: <адрес>.
На основании кадастровой выписки о земельном участке от 04 марта 2016 года № 33/202/16-79014 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, при этом границы земельного участка имеют описание.
По межевому плану от 14 января 2016 года фактически местоположение земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№> включает в себя земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности Солохиной О.П.
Изучив представленные в материалы дела документы по межеванию земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о наличии кадастровой ошибки, в связи с которой вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с несоответствующими фактическому его положению границами.
При этом из документов инвентарного дела домовладения <адрес> следует, что гараж Лит. Г, указанный на плане спорного земельного участка от октября 1991 года, не принадлежит владельцам и квартиросъемщикам помещений данного дома (л.д. 88), что не было учтено при установлении границ земельного участка с кадастровым номером <№> и постановке его на государственный кадастровый учет в 2001 году.
Обстоятельства, установленные кадастровым инженером О.Е. при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№>, представленными в материалы дела документами не опровергнуты.
Напротив, из решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 18.01.2016 г. следует, что по координатам, представленным в межевом плане, граница земельного участка с кадастровым номером <№> пересекает границу земельного участка с кадастровым номером <№> ранее поставленного на государственный кадастровый учет.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приведенные выше нормы материального права, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, суд приходит к выводу о необходимости аннулирования сведений о местоположении границ спорного земельного участка из государственного кадастра недвижимости, поскольку он поставлен на кадастровый учет в неверных координатах, в результате чего граница земельного участка проходит по земельному участку истца.
Такое прохождение границ названного земельного участка, исходя из положений п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», не может быть признано правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере кадастровой деятельности, определения местоположения границ земельных участков. Межевание названных земельных участков выполнено с нарушением закона, а наличие в государственном кадастре недвижимости неверных сведений о местоположении фактических границ указанных земельных участков нарушает права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Солохиной О. П. удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, что является основанием для исключения из кадастра сведений о координатах характерных точек, определяющих местоположение границ указанного земельного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий: Е.Ю. Мочалова.
СПРАВКА: Мотивированное решение составлено 13 сентября 2016 года.