Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33а-0525/2022 от 29.01.2022

судья: Гришин Д.А.

адм. дело 33а-525/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

3 февраля 2022 года                                                                                   адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,

судей фио, фио

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело 2а-450/2021 по административному иску Ветровой ..., Жуковой ..., Каменевой ..., Казак ..., Летянской ..., Мирзоянова ..., Минулиной ..., Ноздриной ..., Нечаева ..., Нуреевой ..., Ковалевой ..., Судниковича ... к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России  46 по адрес о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица, обязании внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица

по апелляционной жалобе представителя административных истцов по доверенности Акрамовой Н.А. на решение Тушинского районного суда адрес от 14 июля 2021 года об отказе в удовлетворении требований,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ветрова И.В., Жукова Н.М., Каменева Е.О., Казак Н.М., Летянская М.Г., фио, фио, Ноздрина Н.С., Нечаев С.В., фио, Ковалева С.В., Судникович А.В. обратились в суд с административным иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России  46 по адрес (далее  МИФНС России 46 по адрес) о признании незаконным решения о государственной регистрации от 21 августа 2019 года за ГРН 1197746520850 СНТ «Клеверное», обязании МИФНС России  46 по адрес внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи о государственной регистрации 21 августа 2019 года за ГРН 1197746520850 СНТ «Клеверное», ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения гражданского дела  2-1180/20 в Хамовническом районном суде адрес было установлено, что для государственной регистрации юридического лица СНТ «Клеверное» были представлены документы, содержащие недостоверные сведения, в частности протокол  1 от 13 августа 2019 года общего собрания учредителей о создании СНТ «Клеверное», при этом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, в соответствии с п. 4.2 ст. 9 указанного Федерального закона регистрирующий орган обязан был проверить достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Административные истцы ссылались на то, что указание в протоколе  1 общего собрания учредителей от 13 августа 2019 года на то, что СНТ «Клеверное» создано собственниками всех 144 земельных участков, образующих территорию площадью 170 300 кв.м, не соответствует действительности, поскольку 7 учредителей на момент принятия решения о создании СНТ являлись собственниками 11 земельных участков, право собственности на остальные земельные участки им не принадлежало, кроме того, протокол общего собрания учредителей подписан только председателем собрания и секретарем, подписи семи учредителей в нарушение требований ч. 3 ст. 10 Федерального закона  217-ФЗ от 29 июля 2017 года отсутствуют, также отсутствует проект планировки адрес «Клеверное», утвержденный Правительством адрес. Изложенное, по мнению административных истцов, свидетельствует о том, что обжалуемое решение Инспекции не соответствует требованиям закона, а также нарушает их права и охраняемые законом интересы, как собственников земельных участков, не входящих в состав СНТ «Клеверное».

Решением Тушинского районного суда адрес от 14 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административных истцов по доверенности Акрамова Н.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения административных истцов Жуковой Н.М., Ветровой И.В., Летянской М.Г., представителя административных истцов по доверенности Акрамовой Н.А., представителя заинтересованного лица СНТ «Клеверное» по доверенности фио, сочтя возможным на основании статей 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Статьей 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1).

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган (пункт 3).

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

Основания для отказа в государственной регистрации поименованы в пункте 1 статьи 23 названного Федерального закона.

Разрешая настоящее дело, суд установил, что 13 августа 2019 года проведено общее собрание собственников земельных участков, составляющих единый неразрывный элемент планировочной структуры площадью 170 300 кв.м, расположенных на территории одного муниципального образования, занимающих территорию в адрес, вблизи адрес, которым определено, что учредители - собственники земельных участков создают СНТ «Клеверное» для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом общего пользования, определен состав учредителей СНТ «Клеверное», проведено общее собрание учредителей СНТ «Клеверное», на котором было принято решение об учреждении СНТ «Клеверное» (том 1 л.д. 114-116, 117 - 120).

фио, являвшаяся председателем общего собрания учредителей СНТ «Клеверное», проведенного 13 августа 2019 года, избранная председателем Товарищества и уполномоченным лицом, осуществляющим государственную регистрацию Товарищества, обратилась к нотариусу адрес фио в порядке ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате с заявлением о передаче в МИФНС России  46 по адрес в электронном виде с использованием компьютерных сетей и технических средств заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 с приложением протокола  1 общего собрания учредителей о создании, устава (т. 1 л.д. 225).

Указанное заявление с приложенными документами направлено нотариусом адрес фио в МИФНС России  46 по адрес 16 августа 2019 года (т. 1 л.д. 226).

21 августа 2019 года МИФНС России  46 по адрес принято решение 437185А о государственной регистрации юридического лица  СНТ «Клеверное» на основании представленных для государственной регистрации документов, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о создании юридического лица.

Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что государственная регистрация СНТ «Клеверное» в качестве юридического лица осуществлена МИФНС России  46 по адрес в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом судом учтено, что в силу пункта 4.1 статьи 9 названного Федерального закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4.2 той же статьи проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, как установлено судом, возражения заинтересованных лиц относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган не поступали, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных для осуществления государственной регистрации сведений у МИФНС России 46 по адрес не имелось.

При таких обстоятельствах, поскольку заявителем были представлены все необходимые для государственной регистрации создания юридического лица  СНТ «Клеверное» документы, каких-либо возражений от заинтересованных лиц в установленном порядке не поступало, у регистрирующего органа не было законных оснований для проведения мероприятий, предусмотренных ч. 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а равно установленных данным Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица  СНТ «Клеверное».

С учетом изложенного, судом отклонены доводы административных истцов о том, что представленный на государственную регистрацию протокол  1 общего собрания учредителей СНТ «Клеверное» от 13 августа 2019 года не подписан всеми учредителями, а также содержит недостоверные сведения относительно создания СНТ «Клеверное» собственниками всех 144 земельных участок, образующих территорию площадью 170300 кв.м., поскольку указанные обстоятельства отказ в государственной регистрации СНТ повлечь не могли.

При рассмотрении данного дела суд указал на то, что обращаясь с настоящими административными исковыми требованиями, административные истцы фактически оспаривают протокол общего собрания учредителей СНТ «Клеверное» от 13 августа 2019 года, вместе с тем, проверка действительности решения общего собрания учредителей СНТ «Клеверное» к числу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора, не относится, поскольку судом по настоящему делу в рамках требований статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ осуществляется проверка законности действий регистрирующего органа при регистрации СНТ «Клеверное» в качестве юридического лица.

Судом учтено, что соответствие указанного протокола требованиям действующего законодательства являлось предметом судебной проверки в рамках гражданских дел, в том числе и с участием административных истцов.

Кроме того, судом указано на пропуск административными истцами срока для обращения в суд с данными требованиями, который согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его  прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение о государственной регистрации юридического лица СНТ «Клеверное» было принято МИФНС России  46 по адрес 21 августа 2019 года.

Установлено, что 27 ноября 2020 года Хамовническим районным судом адрес вынесено решение по гражданскому делу  2-1180/2020, состав истцов, участвовавших в котором тождественен составу истцов, участвующих в настоящем административном деле, при этом одним из заявленных истцами требований являлось признание решения общего собрания учредителей СНТ «Клеверное», оформленного протоколом  1 от 13 августа 2019 года, недействительным.

Принимая во внимание, что о государственной регистрации юридического лица СНТ «Клеверное» истцам было известно не позднее ноября 2020 года, тогда как с настоящим административным исковым заявлением они обратились только 27 мая 2021 года, суд пришел к выводу о пропуске административными истцами срока для обращения в суд с настоящими требованиями.

Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административных истцов не имеется.

При этом судебная коллегия учитывает, что административные истцы членами СНТ «Клеверное» не являются, в связи с чем вопросы государственной регистрации СНТ как юридического лица их права и законные интересы нарушать не могут.

Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом приобщена к материалам дела копия регистрационного дела СНТ «Клеверное», оригинал его не исследовался, о нарушении судом норм процессуального права не свидетельствуют, поскольку согласно части 3 статьи 84 КАС РФ достаточность и допустимость доказательств по делу определяется судом. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ). В соответствии с требованиями статей 84, 178, 180 КАС РФ всем представленным в материалы дела доказательствам судом дана оценка, результаты которой изложены в мотивировочной части решения суда.

При этом сведений о том, что представленная копия регистрационного дела не соответствует оригиналу, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы о том, что протокол собрания учредителей СНТ «Клеверное» от 13 августа 2019 года содержит недостоверные сведения о принадлежащих учредителям земельных участках, подписан лишь председателем собрания и секретарем, воспроизводят доводы, на которые административные истцы ссылались, обращаясь в суд с данным иском, и которые в соответствии с требованиями статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой не имеется.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что пропуск установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения в суд с данным иском вызван объективными обстоятельствами, на правомерность постановленного судом решения не влияют, поскольку заявленные исковые требования рассмотрены судом по существу с проверкой обстоятельств, имеющих значение для дела.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Тушинского районного суда адрес от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

 

Председательствующий:

 

 

Судьи:

33а-0525/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 03.02.2022
Истцы
Летянская М.Г.
Минулина А.М.
Казак Н.М.
Ноздрина Н.С.
Нуреева Л.М.
Нечаев С.В.
Каменева Е.О.
Мирзоянов И.И.
Жукова Н.М.
Ковалева С.В.
Судникович А.В.
Швачко В.Г.
Ветрова И.В.
Ответчики
МИФНС России № 46 по г. Москве
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
03.02.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее