Мотивированное решение от 26.03.2019 по делу № 3а-0267/2019 от 09.01.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 марта 2019 года         г. Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Баталовой И.С.

при секретаре Комаровой Е.Д.

  рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3А-267/2019 по административному исковому заявлению Склярова А.Е., Скляровой В.Е., ООО «АБРИС-ИМИДЖ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 15 157 728 руб.

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 22 073 832 руб.

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 22 073 832 руб.

В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками зданий. На основании ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы Скляров А.Е., Склярова В.Е. являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.  На основании ст.375 Налогового кодекса РФ административный истец ООО «АБРИС-ИМИДЖ» является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, налоговая база по указанному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам, утверждена по состоянию на 01 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. 688-ПП  и до настоящего времени не изменялась.

Из представленного в материалы дела ответа Управления Росреестра по Москве от 10.12.2018г. следует, что объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам, с кадастровыми номерами *** не были включены в перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2016г. в связи с наличием у них на момент формирования такого перечня адреса, не соответствующего структуре адресов города Москве. В перечень объектов по состоянию на 01.01.2018 года данные здания также не включались. Согласно представленным в материалы дела выпискам о кадастровой стоимости от 30.11.2018 года на момент обращения в суд актуальной кадастровой стоимостью объектов являлась стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2014г. постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г.  688-ПП.

Указанным постановлением Правительства Москвы утверждена кадастровая стоимость объектов в следующем размере:

- в отношении здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 28 530 916,99руб.

- в отношении здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 43 279 820,28 руб.

- в отношении здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 43 279 820,28 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО «ПРО БКН» за составлением отчета об оценке рыночной стоимости  зданий. Согласно отчету об оценке  171024-1-2 от 22.12.2017г. рыночная стоимость зданий, принадлежащих административным истцам, на дату установления их кадастровой стоимости, составляет:

- в отношении здания с кадастровым номером ** в размере 15 157 728 руб.

- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 22 073 832 руб.

- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 22 073 832 руб.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 января 2018 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 27 декабря 2017 года, отклонено в связи с тем, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст.11 ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям пункта 5  Федерального стандарта оценки  3 (ФСО  3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России  от 20.05.2015г.  299.

Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.

В судебном заседании представитель истцов административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам проведенной судебной экспертизы, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание по адресу: ***; здание по адресу: ***; здание по адресу: *** что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

На основании ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы Скляров А.Е., Склярова В.Е. являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.  На основании ст.375 Налогового кодекса РФ административный истец ООО «АБРИС-ИМИДЖ» является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, налоговая база по указанному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.

На момент обращения в суд актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам, утверждена по состоянию на 01 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. 688-ПП.

С указанной кадастровой стоимостью административные истцы не согласны, полагают, что она является завышенной, не соответствует рыночной стоимости объектов. Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО «ПРО БКН»  171024-1-2 от 22.12.2017г., согласно которому рыночная стоимость объектов на дату установления их кадастровой стоимости существенно меньше. Данный отчет представлялся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 января 2018 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 27 декабря 2017 года, отклонено в связи с тем, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст.11 ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям пункта 5  Федерального стандарта оценки  3 (ФСО  3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России  от 20.05.2015г.  299.

В судебном заседании представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административных истцов, также указал на несоответствие представленного отчета об оценке  171024-1-2 от 22.12.2017г. требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года  28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административных истцов определением Московского городского суда от 29 января 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам  ООО «Лаборатория независимой оценки «Болари».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 февраля 2019 года, отчет об оценке, представленный административными истцами в обоснование заявленных требований и составленный ООО «ПРО БКН»  171024-1-2 от 22.12.2017г., не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Данный вывод судебной экспертизы стороны в судебном заседании не оспаривали.

Экспертом в заключении определена рыночная стоимость зданий по состоянию на 01 января 2014 года в следующем размере:

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 16 494 000 руб.,

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 23 615 200 руб.,

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 23 615 200 руб.

Представитель административных истцов в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы. Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражений против экспертного заключения не представил.

В судебном заседании стороны не заявляли о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.

В свою очередь административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцам Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просят пересмотреть административные истцы. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что представитель административных истцов уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость  зданий должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

С учетом изложенного, датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости   27 декабря 2017 года.

Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 16 494 000 (Шестнадцать миллионов четыреста девяносто четыре тысячи) рублей,

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 23 615 200 (Двадцать три миллиона шестьсот пятнадцать тысяч двести) рублей,

- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 23 615 200 (Двадцать три миллиона шестьсот пятнадцать тысяч двести) рублей.

Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2017 года.

 Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

 

 

        Судья 

Московского ░░░░░░░░░ ░░░                                .. ░░░░░░░░

 

 

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2019 ░░░░

8

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-0267/2019

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 25.03.2019
Истцы
Склярова В.Е.
ООО "АБРИС-ИМИДЖ"
Скляров А.Е.
Ответчики
Правительство Москвы
Управление Росреестра по Москве
Суд
Московский городской суд
Судья
Баталова И.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.03.2019
Мотивированное решение
25.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее