77RS0022-02-2023-015169-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2023 года адрес
Преображенский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лукиной Е.А.,
при помощнике судьи фио,
представителей административных ответчиков, представитель заинтересованного лица - фио, фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-1870/2023 по административному исковому заявлению Князева Дениса Владимировича к призывной комиссии адрес о признании незаконным решения о призыве на военную службу от 11.10.2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании незаконным решения о призыве на военную службу от 11.10.2023 г., мотивируя свои требования тем, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате по адрес. В период проведения весеннего призыва 2023 года административный истец был освобожден от прохождения военной службы по состоянию здоровья. 11 октября 2023 года в отношении административного истца было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого принято решение о призыве административного истца на военную службу. С данным решением административный истец не согласен, указывая на то, что он страдает заболеваниями: «язвенная болезнь 12 перстной кишки, дефицит массы тела», «нефроптоз правой почки (опущение право почки). Кроме того, административный истец указывает, что указанное решение нарушает его право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас.
Таким образом, административный истец просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 11.10.2023 г. о призыве административного истца на военную службу; признать незаконным и отменить заключение врача терапевта призывной комиссии адрес о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями; обязать врача-терапевта освидетельствовать административного истца по категории годности – В – ограниченно годен к военной службе; обязать призывную комиссию адрес освободить административного истца от призыва на военную службу и зачислить в запас Вооруженных сил РФ.
Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
Представители административных ответчиков в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, представили в материалы дела возражения, согласно доводам, которых просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата по адрес по доверенности – фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела в их совокупности, оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон N 53-ФЗ).
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ).
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа заявитель должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, действиями (бездействием) и указать способ их восстановления.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Административный истец Князев Денис Владимирович, 01.10.2003 г/р, состоит на военном комиссариате (объединенном, адрес) с 21.01.2020 г.
13.12.2021 г. административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2026 года на основании п. «а» ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается справкой от 29.09.2021 г. за исх. № 651, выданной Московским политехническим университетом (л.д. 27).
23.05.2023 г. административный истец прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему была установлена категория годности В (ограниченно годен к военной службе), статья 58 Расписания болезней (приложения к положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 № 565).
23.05.2023 г. решением призывной комиссии Богородское адрес административный истец был освобожден от призыва на военную службу по основаниям пп. «а», п. 1, ст. 23, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
25.11.2022 г. административный истец был отчислен из образовательной организации на основании приказа № 5876-УД от 25.11.2022 г., что подтверждается справкой от 28.11.2022 г. за исх. № 82/4032 (оборот л.д. 26).
11.10.2023 г. призывной комиссией адрес в отношении административного истца было проведено контрольное медицинское освидетельствование, по результатам которого административному истцу была установлена категория годности Б-4 (годен с незначительными ограничениями) на основании ст.ст. 13,25,59 Расписания болезней.
Административный истец считает данное решение незаконным, указывая на то, что у него имеются заболевания: «язвенная болезнь 12 перстной кишки, дефицит массы тела», «нефроптоз правой почки (опущение правой почки) в весенний призыв 2023 года он явился на контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию адрес, по результатам которого врачом-терапевтом было выдано направление на Арбитражное обследование в ГКБ им. фио ДЗМ. Копия решения о не подтверждении заключения вручена не была. Диагноз по направлению призывной комиссии адрес подтвердился, однако врач-терапевт освидетельствовал не по применимой к данному заболеванию статье Расписания болезней. Также, административный истец указывает, что согласно ст. 58 Расписания болезней в фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка – наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии. Данная норма права и вышеуказанные диагнозы позволяют признать административного истца ограничено годным к военной службе и освободить от призыва на военной службу по основаниям пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
Суд, изучив доводы административного истца, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 г № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 1, 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе медицинские документы о состоянии здоровья (п. 1 приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывной на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе).
Граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости – врачами других специальностей (п. 1 ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 г № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно абз. 2 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определениях их годности к военной службе (приравненной службы) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно абз. 5 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 28.03.1998 г № 53-ФЗ «О воинское обязанности и военной службе»).
Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г № 565) в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Согласно п. 2 ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 г № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент- освидетельствования в целях определения их годности к военной службе с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (пункт 4).
Названным Положением предусмотрено, что по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как следует из материалов дела, 11.07.2023 г. в отношении административного истца было проведено арбитражное обследование (л.д. 56), по результатам которого было, вынесено заключение врача-специалиста о направлении на дообследование в ГКБ им. фио (явка 03.10.2023 г.).
Как следует из медицинского заключения о состоянии здоровья № 757/9188-23-С (л.д. 57-59) административному истцу установлен диагноз: К26.7 Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, не/ассоциированная с H.pylori, ремиссия. Рубцовая деформация луковицы двенадцатиперстной кишки. Сопутствующий: хронический гастродуоденит с наличием эррозии в луковице двенадцатиперстной кишки, обострение. Парафатериальный дивертикул. Дефицит массы тела (ИМТ-16,7 кг/м2).
На основании заключения указанного арбитражного освидетельствования, 11.10.2023 г. на основании ст. 59 пункта статьи «в» графы I расписания болезней административному истцу была установлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен с незначительными ограничениями.
Статьей 58 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрено, что к категории годности к военной службе «В» - ограничено годен к военной службе, относятся язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки независимо от длительности (стойкости) ремиссии.
В примечании к статье 58 Расписания болезней указано, что наличие язвенной болезни должно быть подтверждено обязательным эндоскопическим исследованием и (или) рентгенологическим исследованием в условиях гипотонии.
Согласно абзацу двадцать первому пояснений к статье 58 расписания болезней раздела II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Требования), в фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка - наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии.
При неосложненных симптоматических язвах желудка и двенадцатиперстной кишки категория годности к военной службе определяется в зависимости от тяжести и течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней. При осложненных симптоматических язвах в отношении освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней заключение о категории годности к военной службе выносится по пунктам «а», «б» или «в» в зависимости от нарушения функций пищеварения.
Согласно п. «в» графы I ст. 59 Расписания болезней к категории годности «Б-3» (годен с незначительными ограничениями) относятся хронические гастриты, гастродуодениты с незначительным нарушением секреторной функции с редкими обострениями.
Как следует из медицинского заключения, административному истцу установлен основной диагноз: Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, не/ассоциированная с H.pylori, ремиссия. Рубцовая деформация луковицы двенадцатиперстной кишки. Сопутствующий: хронический гастродуоденит с наличием эррозии в луковице двенадцатиперстной кишки, обострение.
При этом, как следует из листа медицинского освидетельствования (л.д. 60), заключение о категории годности фио вынесено в соответствии с выявленными заболеваниями «хронический гастродуоденит с наличием эррозии в луковице двенадцатиперстной кишки, обострение», соответствует п. «в» ст. 59 графы I Расписания болезней и категории годности к военной службе «Б-3».
Исходя из изложенного, нет законных оснований для квалификации заболеваний фиоВ, по ст. 58 «Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии, а также медицинское заключение вынесено в соответствии с представленными документами, категория годности присвоена в соответствии с действующим законодательством, с учетом имеющихся данных о состоянии здоровья призывника и медицинских документов. При этом в ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о наличии у него заболеваний, являющихся основанием для признания его ограниченно годным к военной службе с установлением категории годности «В», что также подтверждено медицинскими документами.
Кроме того, само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе, данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии в будущем.
Принимая во внимание, изложенное, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав.
Напротив, административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца, категории годности к военной службе.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 г N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешая требования административного истца, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории по состоянию здоровья, а также доказательств нарушения оспариваемыми результатами медицинского освидетельствования прав и законных интересов административного истца.
Также, на основании представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии является законным, поскольку принято в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия, с учетом того, что в ходе медицинского освидетельствования у фио не было выявлено заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Заключение военно-врачебной комиссии Князевым Д.В. не обжаловалось. Доказательств, подтверждающих наличие у фио заболевания, препятствующего прохождению военной службе, в материалы дела не представлены. Иных доказательств, опровергающих выводы военно-врачебной комиссии, в ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено.
Принимая во внимание, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а в ходе рассмотрения дела заявителем не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении его прав оспариваемыми действиями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 173-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11.10.2023 ░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.