Судья: Каржавина Н.С.
Дело №33-21635
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2018 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Раскатовой Н.Н., Шипиковой А.Г.,
при секретаре Волковой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 30 января 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г.Москвы в непринятии решения по заявлению фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетней фио паспортные данные, фио паспортные данные о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07.12.12 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть заявления фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетней фио паспортные данные, фио паспортные данные о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07.12.12 года, имеющееся в материалах учетного дела.
В удовлетворении остальной части иска фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетней фио паспортные данные, фио паспортные данные о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07.12.12 года – отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио, фио, фио, действующие также в интересах несовершеннолетних фио и фио, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы, в котором просили суд признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г.Москвы, выжаренное в неприятии решения о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, обязать Департамент городского имущества г.Москвы принять семью фио на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить семью фио в очереди на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением главы Управы адрес от 10 марта 2010 года № 1-03/44 семья фио в составе из 6 человек, постоянно проживающих по адресу: адрес, признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, заведено учетное дело № .... 07 декабря 2012 года в связи с началом Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 454-ПП, семья фио обратилась с заявлением о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Однако, по истечении установленного срока, распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ либо об отказе в признании таковыми истцам не направлялось. 15 января 2015 года истцами, после их обращения, было получено сообщение из Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с информацией о том, что по состоянию на 01 января 2015 года их номер в очереди на предоставление субсидий - 5036. 13 января 2016 года после очередного обращения семьи фио для разрешения вопроса об их статусе и номере в очереди на получение субсидии, был получен ответ из Департамента городского имущества города Москвы с уведомлением о том, что они не состоят в очереди на получение субсидии, а только имеют право подать такое заявление в случае перевода на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений. Таким образом, Департаментом городского имущества города Москвы допущено нарушение в форме бездействия, выжаренное в неприятии решения о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, непринятии на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, в неоказании содействия в приобретении в собственность жилых помещений, кроме этого, Департаментом городского имущества города Москвы допущено нарушение, выразившееся в исключении истцов из очереди по городу Москве на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы, а также их представитель исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов фио, фио, фио, представителя истца фио по ордеру адвоката фио полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Департамента городского имущества г. Москвы, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований истцов о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, обязании рассмотреть заявление истцов, с принятием по делу нового решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснений в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным выше требованиям решение суда первой инстанции в полной мере не соответствует.
Так, судом первой инстанции установлено, что истцы в составе семьи из 6 человек на основании распоряжения главы Управы адрес от 10 марта 2010 года № 1-03/44 признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с указанного времени состоят на жилищном учете, учетное дело № ....
07 декабря 2012 года в связи с началом Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 454-ПП, семья фио обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, истцы ссылались на то, что указанное заявление о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке рассмотрено уполномоченным на то органом не было, семья истцов не признана нуждающейся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку 13 января 2016 года согласно полученному истцами уведомлению Департамента городского имущества г.Москвы им сообщено, что они не состоят в очереди на получение субсидии, а имеют только право подать такое заявление.
Разрешая спор, суд первой инстанции исследовав копии материалов учетного дела семьи истцов, пришел к выводу, что заявленные истцами требования подлежат частичному удовлетворению.
Признавая бездействие Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела действительно имеется заявление семьи фио о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений от 07 декабря 2012 года, однако какое-либо решение по данному заявлению уполномоченным органом принято не было, заявление истцов не рассмотрено.
Отказывая в удовлетворении требования истцов в части признания их семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и обязании ответчика восстановить семью фио в очереди на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, суд исходил из того, что не вправе подменять деятельность уполномоченного на то органа исполнительной власти г.Москвы, в связи с чем пришел к выводу, что восстановление нарушенных прав истцов возможно путем возложения на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности рассмотреть ранее поданное истцами заявление от 07 декабря 2012 года в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность постановленного судом решения, не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным и обязании рассмотреть заявление истцов, поскольку данные выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах дела и представленных в материалы дела доказательствах.
Из материалов дела следует, что семья истцов, будучи принятой на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, 07 декабря 2012 года обратилась в уполномоченный на тот момент орган исполнительной власти - Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, о чем в материалах учетного дела имеется соответствующее заявление (л.д.67).
Как предусмотрено ч.1 ст. 31 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ на дату обращения был утвержден Постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 г. N 815-ПП, на основании п. 3.1 которого Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществлял учет и перерегистрацию граждан в рамках реализации городских жилищных программ преимущественно в электронном виде с использованием информационной системы «Реестр участников жилищных программ города Москвы».
В соответствии с.п.п 4.1., 4.2. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 г. N 815-ПП, ведение учета по всем категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки. В учетных делах граждан, состоящих на учете и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета, делается соответствующая пометка. Данные о гражданах в обязательном порядке вносятся в «Реестр участников жилищных программ города Москвы» в электронном виде.
С 13 ноября 2014 года произошла реорганизация Департамента городского имущества путем присоединения к нему Департамента жилищной политики и жилищного фонда, в связи с чем материалы учетных дел переданы Департаменту городского имущества г.Москвы, уполномоченному вести в г.Москве жилищный учет граждан в соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы № 99-ПП от 20 февраля 2013 года.
Из копий представленных Департаментом городского имущества г.Москвы материалов учетного дела видно, что заявление семьи истцов о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений от 07 декабря 2012 года принято РЭУ № 40 адресМосквы, в верхней части заявления имеются рукописная отметка, содержащая номер учетного дела семьи заявителей (№ ...), а также отметка о внесении 14 декабря 2012 года сведений в список ИС «КУРС».
Согласно выписки из карточки учета, сформированной на базе ИС «КУРС» по состоянию на 31 октября 2014 года, семья фио в составе из 6 человек состоит на жилищном учете с 2010 года с номером в очереди по г.Москве - 71152, в очереди на городскую программу «Субсидия» - 6828.
Каких-либо данных о снятии семьи истцов с очереди на предоставление субсидий материалы учетного дела не содержат, в апелляционной жалобе представитель Департамента городского имущества г.Москвы также указывает на то, что истцы продолжают состоять на жилищном учете, с номером очереди на городскую программу по получению субсидией - 6594.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.
Между тем, учитывая изложенные выше обстоятельства, незаконного бездействия Департамента городского имущества г.Москвы по рассмотрению заявления истцов от 07 декабря 2012 года из материалов дела не усматривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таком положении, поскольку со стороны Департамента городского имущества г.Москвы не установлено заявленных истцами нарушений их жилищных прав, вопрос о постановке семьи истцов на учет по предоставлению субсидий для приобретения или строительства жилых помещений был своевременно рассмотрен уполномоченным органом исполнительной власти г.Москвы, семья истцов в 2012 году включена в соответствующий список очередников, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части признания незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы, выразившегося в непринятии решения по заявлению семьи фио о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07 декабря 2012 года, а также в части обязания Департамента рассмотреть указанное заявление истцов - полежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований истцов.
В части отказа судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований о признании семьи истцов нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений и обязании Департамента городского имущества г. Москвы восстановить их семью в очереди на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, судебная коллегия полагает необходимым оставить решение без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 января 2018 года в части признания незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы, выразившегося в непринятии решения по заявлению фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетних фио и фио, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07 декабря 2012 года, и обязания Департамента городского имущества г.Москвы рассмотреть заявление фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетних фио и фио, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07 декабря 2012 года - отменить.
Постановить по делу в данной части новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетней фио и фио о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы по рассмотрению заявления фио, фио, фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетних фио и фио, о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ от 07 декабря 2012 года.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 января 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
2