2-2146/2017
Решение
Именем Российской Федерации
03 ноября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Батищевой Н.И.,
при секретаре Фирсовой А.Н.,
с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Пестовой Л.Н., действующей на основании доверенности от 16.02.2017,
ответчиков Панова К.В., Пановой Л.А., Панова В.В.,
представителя ответчиков по устному ходатайству – Баймешова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Оренбурга к Пановой Людмиле Алексеевне, Панову Константину Вячеславовичу, Панову Вячеславу Владимировичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
Установил.
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками жилого помещения, общей площадью 42,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являются Панова Л.А., Панов К.В. и Панов В.В.
Заключением межведомственной комиссии от 28 декабря 2011 года №432, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 16 мая 2017 года №1-3/3732 ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В связи с тем, что ответчики в установленный срок не осуществили снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1764-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от 26 мая 2017 года Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчикам; <данные изъяты>;ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, общей проектной площадью 47,38 кв.м., расположенного в строящемся доме <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и го
<данные изъяты>
- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3 месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполняются.
Просили суд изъять для муниципальных нужд у Пановой Л.А., Панова К.В., Панова В.В. жилое помещение, общей площадью 42,0 кв.м., расположенное по адресу<адрес>.
Предоставить в собственность Пановой Л.А., Панову К.В. и Панову В.В. жилое помещение, общей площадью 47,38 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Выселить Панову Л.А., Панова К.В. и Панова В.В. из жилого помещения, общей площадью 42,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Снять с регистрационного учета Панова В.В. и Панову Л.А. по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования:
просит прекратить право собственности Пановой Л.А. на <данные изъяты> доли, Панова В.В. на <данные изъяты> доли, Панова К.В. на <данные изъяты> доли жилого помещения, общей площадью 42,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
признать за МО г.Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью 42,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
признать право собственности Пановой Л.А. на <данные изъяты> долю, Панова В.В. на <данные изъяты> долю, Панова К.В. на <данные изъяты> долю жилого помещения, общей площадью 46,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
выселить Панову Л.А., Панова В.В., Панова К.В. из жилого помещения по адресу: <адрес> и снять с регистрационного учета по указанному адресу Панову Л.А. и Панова В.В.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н. измененные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Панова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. Пояснила, что согласна на переселение из аварийного жилого помещения, но не согласна с предлагаемым вариантом предоставляемого жилого помещения взамен аварийного. Они проживают в двухкомнатной квартире по <адрес>, площадью 42 кв.м. На момент подписания соглашения об изъятии жилого помещения ей (Пановой Л.А.) и остальным собственниками не было известно, что предоставляемая квартира является однокомнатной.
На данный момент проживает вместе с сыном Пановым В.В. и внуком Пановым К.В., у которых имеются свои семьи. Таким образом, фактически в квартире проживают несколько семей. Кроме того, её сын - Панов В.В. страдает <данные изъяты>, в связи с чем, имеет право на предоставление отдельной комнаты в жилом помещении.
Учитывая данные обстоятельства, считает, что предоставление однокомнатной квартиры не может являться надлежащим способом обеспечения их жилищных прав.
Ответчик Панов К.В. в судебном заседании не согласился с уточненными исковыми требованиями. Пояснил, что не согласен с вариантом предоставляемого жилья взамен аварийного. Он (Панов К.В.) проживает с сожительницей, также как и его отец Панов В.В. В связи с чем, проживание двух семей в однокомнатной квартире не будет соответствовать надлежащему уровню обеспечения их жилищных прав. Отец Панов В.В. является <данные изъяты> группы в связи с <данные изъяты>. Считает, что администрация обязана предоставить равнозначное жилое помещение по количеству жилых комнат.
Ответчик Панов В.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований. Пояснил, что имеет заболевание, которое препятствует его совместному проживанию с другими членами семьи в одной комнате. В настоящее время они живут в двухкомнатной квартире, поэтому считает, что им обязаны предоставить тоже двухкомнатную квартиру.
Представитель ответчиков Баймешов С.С.в судебном заседании возражал против удовлетворения измененных исковых требований. Пояснил, что ответчики согласны на переселение. При этом, поскольку Панов В.В. является <данные изъяты>, в связи с чем, имеет право на получение дополнительной площади. Проживание в однокомнатной квартире нескольких семей не возможно. Предоставляемая однокомнатная квартира не является равнозначной двухкомнатной, в которой проживают ответчики.
Помощник прокурора Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае администрацией не выполнен порядок обеспечения прав собственников жилого помещения, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ.
Заслушав пояснение представителя истца, ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании п. 9 вышеуказанной статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 11, 12 ст. 32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника
Администрацией г. Оренбурга не соблюдены условия и порядок обеспечения жилищных прав собственников жилого помещения – Пановых при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ и указаниями, изложенными в вышеуказанном Пленуме Верховного Суда РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН и договором на передачу квартиры в собственность граждан), что жилое помещение, общей площадью 42,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Панову В.М. (<данные изъяты> доля в праве) и Панову В.В. (<данные изъяты> доля), Панову К.В. (<данные изъяты> доля).
Квартира по названному адресу является двухкомнатной, что подтверждается техническим паспортом на квартиру.
Согласно поквартирной карточке и справке ООО УК «Центр-ЖКХ» в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы Панов В.В. и Панова Л.А.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 28 декабря 2011 следует, что указанный дом является 16-ти квартирным, площадь дома 676,7 кв.м., дом двухэтажный, фундамент каменно-ленточный, перекрытия деревянные, кровля шиферная, оборудован энергоснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением, канализацией, износ на 30.04.1992 составил 70%.
Из заключения межведомственной от 28.12.2011 №432, следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы».
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург»;
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы решается основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 16 мая 2017 года №1-3/3731 ответчикам Пановой Л.А. и Панову К.В. было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В указанном требовании в нарушении действующего законодательства не был установлен какой-либо разумный срок (не менее 6 месяцев) для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
Кроме того, доказательства вручения либо невручения данного требования ответчикам Пановой Л.А. и Панову К.В., а также доказательства направления требования ответчику Панову В.В. истцом не представлено.
Имеющиеся в материалах дела ксерокопии почтовых уведомлений не позволяют идентифицировать, какое почтовое вложение получено ответчиками.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по пер. Станочный, 15 для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.
Таким образом, между требованием администрации <адрес> к собственникам квартиры о сносе дома и постановлением об изъятии земельного участка прошло всего 2 дня, а не 6 месяцев, указанных в законодательстве.
В материалах дела имеется только уведомление (проект соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), которое ответчиками подписано ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ответчики при подписании соглашения, не выбрали способ обеспечения их жилищных прав, а именно, нет указания на конкретный способ обеспечения жилищных прав (либо выкуп жилого помещения, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения (л.д.14).
Кроме того, суд считает, что истцом не учтены интересы собственников изымаемого жилого помещения.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что занимаемая ответчиками и находящаяся в их собственности <адрес> по пер. Станочному в <адрес>, состоит из двух комнат общей площадью 42,0 кв.м.
Из справке МСЭ-2014 № следует, что собственник <данные изъяты> доли данной квартиры Панов В.В. является инвалидом второй группы.
По сведениям ГБУЗ «ООКПБ № 1» Оренбургский областной психоневрологический диспансер Панов В.В. наблюдается в ПНД с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (справка от ДД.ММ.ГГГГ) по поводу <данные изъяты>.
Согласно справке ВК ГБУЗ «ООКПБ № 1» Панов В.В. подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В том числе имеет право на получение дополнительной жилой площади согласно Постановления Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Распоряжением № 2986-р от 01 августа 2017 года вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН от 15 августа 2017 года квартира <адрес> имеет площадь 46,3 кв.м., расположена на 4 этаже, назначение жилое, правообладателем является Управление жилищной политики администрации г.Оренбург. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что квартира по <адрес> является однокомнатной.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Таким образом, квартира предоставляется ответчикам без учета интересов инвалида 2 группы Панова В.В., заболевание которого относится к тяжелым формам хронических заболеваний, при которой невозможно совместное проживание в однокомнатной квартире.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом не соблюдена, а также предоставляемое жилое помещение не является равноценным изымаемому, требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
Решил.
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Пановой Людмиле Алексеевне, Панову Константину Вячеславовичу, Панову Вячеславу Владимировичу о прекращении права собственности на жилое помещение общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием «город Оренбург, признании права собственности на жилое помещение общей площадью 46,3 кв.м., расположенное по <адрес>, выселении и снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 ноября 2017 года.
Судья Батищева Н.И.