Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-506/2015
г. Тюмень 28 января 2015 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Макушевой С.А.
с участием представителя истицы Важенина О.И., представителя ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области ФИО18
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зараренко Т.А. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Зараренко Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации <адрес> об обязании Правительства Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на человека и отвечающее санитарным и техническим требованиям; обязании Администрации г. Тюмени заключить с Зараренко Т.А. договор найма жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истица с ДД.ММ.ГГГГ г. воспитывалась в Детском <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении со своими сестрами Важенина О.И. и Еленой. Мать истицы лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. После того как истица была помещена в детский <адрес> вынесла Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за ними жилья по месту временного проживания матери по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Нанимателем жилого помещения была бабушка Захаренко Т.Д., а их мать просто была зарегистрирована в данной квартире, но никогда не проживала, также как и они пока их мать не лишили родительских прав. Их забирали со съемной квартиры, где они проживали с матерью. Поэтому изначально за ними жилье не закрепляли. Только после прокурорской проверки было вынесено вышеуказанное распоряжение. При принятии решения не обследовались жилищные условия в доме, не проверялось было ли данное жилое помещение в собственности матери истицы. Кроме того в <данные изъяты> г. социальным педагогом было проведено обследование помещения и установлено, что оно не отвечает требованиям проживания в нем, установлено, что оно аварийное и не пригодное для проживания. В <данные изъяты> г. с ними был заключен договор социального найма жилого помещения, а в <данные изъяты> г. дом был признан аварийным и непригодным для проживания Государственной жилищной инспекцией <адрес>. Так как за ними было закреплено жилье, то их не ставили в очередь на предоставление отдельного жилья как лицу, относящемуся к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
В ходе подготовки дела ДД.ММ.ГГГГ от истицы поступило заявление об увеличении исковых требований, в котором дополнительно к ранее заявленным исковым требованиям просит обязать Департамент социального развития Тюменской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В судебное заседание истица Зараренко Т.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, сведений об уважительных причинах неявки суду не представила.
Представитель истицы Важенина О.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Коваль Н.М. исковые требования не признала, считает, что истица не встала на учет до <данные изъяты> лет, в связи с чем не подлежит обеспечению жилым помещением.
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил. В отзыве на исковое заявлением указывает, что решение о предоставлении Зараренко Т.А. жилого помещения возможно исходя из даты включения истицы в список в порядке очередности. Кроме того просит в резолютивной части решения определить способ исполнения решения суда Администрацией г. Тюмени после исполнения своих обязательств Правительством Тюменской области.
Представители третьих лиц Главного управления строительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.
Выслушав объяснения представителя истицы Важенина О.И., представителя ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Коваль Н.М., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей, в том числе Зараренко Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.10).
На основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ Зараренко Т.А. помещена <адрес> <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается справкой МБОУ Детский <адрес> (л.д.7).
В связи с указанными обстоятельствами и имеющимися доказательствами суд считает, что Зараренко Т.А. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за истицей закреплена жилая площадь по адресу <адрес> (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ с Захаренко О.А. заключен типовой договор социального найма жилого помещение № на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв., с включением в качестве членов семьи Зараренко Т.А. (сестра), Захаренко Е.А. (сестра) Капарушкина Н.А. (сестра), Капарушкина Ю,А. (племянница), Капарушкина К.Е. (племянница), Захаренко К.А. (племянница) (л.д.14-16).
Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.17-18).
В связи с этим суд считает, что истица, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, а следовательно как такое лицо, обратившееся за постановкой на учет, должна быть поставлена на соответствующий учет.
Данный вывод суда основан на следующем.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. «в» части 2 ст.7 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 г. № 137 право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 «Положения о ведении учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения», действовавшего до 31.12.2012 г. до принятия Постановления Правительства Тюменской области от 20.12.2012 г. «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», ведение учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или их структурными подразделениями в соответствии с их компетенцией. В соответствии с п.4 Положения орган опеки и попечительства при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в двухмесячный срок со дня принятия решения об устройстве данных детей (за исключением устройства в форме усыновления) либо со дня утраты ими прав на жилое помещение, подает в соответствующий орган местного самоуправления заявление о принятии ребенка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, при выявлении ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, на орган опеки и попечительства возложена обязанность подать заявление в соответствующий орган местного самоуправления о принятии ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
За истицей было закреплено жилое помещение, в связи с чем она не была поставлена Администрацией <адрес> на соответствующий учет. Однако жилое помещение не соответствовало нормам предоставления жилой площади. Из поквартирной карточки следует, что на момент закрепления жилого помещения за истицей в 1996 г., в указанном жилом помещении было зарегистрировано <данные изъяты> (наниматель бабушка истицы Захаренко Т.Д., мать истицы ФИО7, сестра истицы Захаренко Н.А.) (л.д.20). При этом общая площадь квартиры составляла <данные изъяты> кв.м. В настоящее время в связи с признанием жилого многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, истице и членам ее семьи в составе 7 человек предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, которое также не соответствует по площади нормам предоставления жилых помещений, учитывая, что в квартире зарегистрировано <данные изъяты> площадь <адрес>,<данные изъяты> (л.д.19).
То есть истица не была и в настоящее время не обеспечена жилым помещением, и не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не по своей вине. Суд считает, что истица до достижения 23 лет не имела возможности встать на учет нуждающихся в жилых помещениях как дитя-сирота в виду закрепления за ней жилого помещения, которое тем не менее, не соответствовало необходимым требованиям и не подтверждало обеспеченность истицы жилым помещением, достаточным для отказа в постановке на учет.
Частью 3 ст.23 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года № 137 установлено, что предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5, ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, п. «и» части 1 ст. 3 Закона Тюменской области РФ «О бюджетном процессе Тюменской области» от 12 января 2001 г. № 426 обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Тюменской области.
На основании ст. 1 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области предоставляемых им по договорам социального найма» от 7 октября 1999 года № 137, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, истица Зараренко Т.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеющего недостаточную площадь, не является собственником жилых помещений, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ст.24 Закона Тюменской области от 1.11.2013 г. № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> г. и на плановый период <данные изъяты>» обязанность по принятию решения по заключению договора найма специализированного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области с Зараренко Т.А., а также заключению с нею договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Тюмени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Зараренко Т.А. удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Зараренко Т.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Зараренко Т.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Обязать Администрацию г. Тюмени заключить с Зараренко Т.А. договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению Зараренко Т.А. благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Урубкова О.В.