Решение по делу № 2-293/2018 ~ М-315/2018 от 17.07.2018

Дело № 2-293/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

15 августа 2018 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Вухтым» об обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет,

установил:

Прокурор Прилузского района Республики Коми обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к АСП «Вухтым» об обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества - «Пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная»» - на учет в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявления указал, что в рамках прокурорской проверки установлено, что пожарный водоем на балансе района или сельского поселения не состоят, являются бесхозяйным имуществом, что влечет за собой ненадлежащее содержание последнего, что создает опасность возникновения лесных пожаров на территории с.п. «Вухтым», ставит под угрозу здоровье граждан и окружающую среду, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Помощник прокурора Прилузского района Республики Коми Козлов А.И. в судебном заседании заявление прокурора поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации с.п. «Вухтым», в судебном заседании не присутствует, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, не ходатайствовал об отложении дела. Ранее требования прокурора Прилузского района не признал, указав, что, не оспаривая тот факт, что у пожарного водоема не собственника, в тоже время полагает нецелесообразным ставить на учет данный водоем, так как последний нуждается в ремонте, что повлечет большие финансовые затраты.

Представитель третьего лица - АМР «Прилузский», действующий на основании доверенности, также требования прокурора не поддержал, указав о нецелесообразности постановки пожарного водоема на учет как бесхозяйное имущество, поскольку АМР «Прилузский» передано администрации с.п. «Вухтам» 4 действующих пожарных водоема, объем воды в которых достаточен для тушения пожаров. Полагает, что удовлетворение требований прокурора в дальнейшем свяжет АСП «Вукхтым» обязанностью принять спорное имущество на баланс, что повлечет финансовые затраты.

Представитель третьего лица ОНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми требования прокурора поддержал, указав, что местоположение спорного пожарного водоема в с.п. «Вухтам» обеспечит безопасность многоквартирных жилых домов.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра в Республике Коми в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Ст.ст. 130 ч. 1, 132 ч. 1 Конституции РФ определяют, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Как установлено абзацем 3 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, помимо прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Подп. 1 и 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

На основании изложенного организация пожарного водоснабжения для целей пожаротушения относится к вопросам местного значения сельского поселения, и предназначенное для этих целей имущество может находиться в муниципальной собственности поселения.

В тоже время согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ. Так, в силу части 3 статьи 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ст. 225 ч. 1 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

С учетом вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Так согласно п. 2 вышеуказанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой района на основании информации, поступившей из Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прилузского района Управления НДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми, проведена проверка исполнения администрацией МО СП «Вухтым» законодательства об обеспечении пожарной безопасности.

Установлено, что пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная п.с.т. Вухтым Прилузского района Республики Коми, находится в неисправном состоянии, в связи с чем отсутствуют условия для забора воды из указанного водоема для целей пожаротушения. Указанный факт подтверждается актом проверки от 27.04.2018, проведенной Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Прилузского района УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми.

Ранее в ходе проверки, проведенной Отделением надзорной и профилактической работы по Прилузскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми и 16 пожарно-спасательной частью ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Коми», установлен факт отсутствия воды в указанном пожарном водоеме, что подтверждается сводным актом проверки от 30.11.2017.

При изложенных обстоятельствах пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная п.с.т. Вухтым, не может использоваться для целей пожаротушения, поскольку находится в неисправном состоянии.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки установить собственника или иного законного владельца указанного пожарного водоема не представилось возможным.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2018 № КУВИ-001/2018-4017466, сведения о принадлежности пожарного водоема, расположенного между домами 4 и 6 по ул. Спортивная п.с.т. Вухтым Прилузского района Республики Коми, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Как следует из письма администрации МО СП «Вухтым» от 03.05.2018 исх. , пожарный водоем, расположенный между домами и по ул. Спортивная, на балансе МО СП «Вухтым» не состоит, в связи с чем указанный водоем неисправен с момента его постройки в 1980-х годах. Так как пожарный водоем не состоит на балансе поселения, то работы по его огораживанию или ремонту администрацией МО СП «Вухтым» не проводятся. Аналогичная информация содержится в письме администрации МО СП «Вухтым» от 15.06.2018 .

Из письма Прилузского производственного участка Сыктывкарского отделения АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 07.06.2018 следует, что пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная, не поставлен на технический учет, технический паспорт имущества не изготавливался, сведениями о правообладателе указанного пожарного водоема участок не располагает.

Из письма Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прилузского района УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 14.06.2018 следует, что сведения о принадлежности указанного пожарного водоема отсутствуют.

Из письма администрации МО МР «Прилузский» от 14.06.2018 следует, что пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная п.с.т. Вухтым, отсутствует в казне МО МР «Прилузский».

Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.06.2018 следует, что юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Коми и имеющие на балансе федеральное имущество, сведений о пожарных водоемах, расположенных на территории МО СП «Вухтым», не предоставляли.

В ходе судебного заседания установить собственника спорного имущества не представилось возможным.

При изложенных обстоятельствах органы, осуществляющие управление государственным и муниципальным имуществом, сведениями о принадлежности указанного пожарного водоема конкретному лицу не располагают, в связи с чем данная вещь имеет признаки бесхозяйной.

Длительное не обращение администрации с.п. «Вухтым» в уполномоченный орган с заявлением о принятии объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом суд соглашается с доводами прокурора в части того, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию пожарного водоема может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного сооружения, что не исключает возможности возникновения пожара, что может негативно сказаться на благополучие жителей сельского поселения.

На основании изложенного суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению, при этом в рамках рассмотрения заявленных требований не имеет правового значения факт неисправности пожарного водоема, на что указали представитель ответчика и третьего лица АМР «Прилузский», поскольку вопрос эксплуатационной пригодности последнего не является предметом рассмотрения настоящего дела.

По тем же основаниям суд не может согласиться с доводом представителя третьего лица АМО «Прилузский» в части того, что удовлетворение требований прокурора фактически обязывает АСП «Вухтым» принять спорное имущество на баланс.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Вухтым» об обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Вухтым» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о поставке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи - «Пожарный водоем, расположенный между домами 4 и 6 по ул. Спортивная»» - на учет в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2018 года.

2-293/2018 ~ М-315/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Прилузского района РК
Ответчики
Администрация муниципального образования сельского поселения "Вухтым"
Другие
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Администрация муниципального района "Прилузский"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
17.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2018Передача материалов судье
17.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2018Судебное заседание
15.08.2018Судебное заседание
15.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
17.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее