ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 февраля 2021 года г.Тула
Судья Привокзального районного суда г.Тулы Потапова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
Решетникова Сергея Александровича, <...>
установил:
Решетников С.А. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:
дата Решетников С.А. нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, а именно: принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, проводимом в поддержку Навального в сквере памяти жертв политических репрессий по адресу: <адрес> в составе группы граждан в количестве не более 70 человек, на неоднократно озвученные посредством применения сигнального громкоговорящего устройства законные требования сотрудников полиции о прекращении несогласованного мероприятия не реагировал, чем нарушил ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Решетников С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем у судьи имеется расписка.
Защитник Решетникова С.А.-Власов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем у судьи имеется расписка.
В соответствии с требованиями статьи 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе, в том числе участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП Российской Федерации сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении, в отношении Решетникова С.А. по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, назначено определением судьи районного суда от 04.02.2021 г. на 15 часов 00 минут 9.02.2021 г., о чем Решетников С.А. и его защитник Власов А.В. своевременно и надлежащим образом уведомлены в тот же день, о чем у судьи имеется расписка в обязательстве о явке.
О причинах невозможности явки в судебное заседание Решетников С.А. и его защитник Власов А.В. не сообщили, доказательств наличия уважительных причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не представили.
В соответствии с требованиям КоАП Российской Федерации, основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права.
В силу п.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, если от лица не поступит ходатайство об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, судья счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие Решетникова С.А. и его защитника Власова А.В.
В судебном заседании 4.02.2021г. Решетников С.А., после разъяснения ему прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, вину не признал, пояснил, что дата гулял в сквере памяти жертв политических репрессий. Ему было известно, что в этот день в сквере проводится митинг в поддержку Навального, куда собралось много народу, он участия в митинге не принимал, а наблюдал за происходящим. Сотрудники полиции несколько раз объявили о необходимости собравшимся покинуть сквер, и когда он уходил из сквера, то к нему подошел сотрудник полиции и предложил проехать в отдел полиции для выяснения личности. Протокол об административном правонарушении ему не выдали, но ознакомили с ним и дали возможность сделать его фотокопию. В протоколе он поставил свои подписи за ознакомление и получение копии протокола. Также ставил свою подпись в протоколе о разъяснении ему положений ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ и собственноручно написал в нем объяснения. Действия сотрудников полиции он не обжаловал.
Защитник Решетникова С.А.- Власов А.В. 04.02.2021 г. в суде сослался на недоказанность события административного правонарушения по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в действиях Решетникова С.А., в связи с чем дело об административном правонарушении просил прекратить, изложив свою позицию в представленных судье и приобщенных к делу письменных пояснениях.
УУП ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле Д в судебном заседании 4.02.2021г. пояснил, что дата осуществлял охрану общественного порядка на территории сквера жертвам политических репрессий, куда был откомандирован руководством. В 14-00 в сквере был митинг в поддержку Навального, куда стали прибывать граждане, которым посредством громкоговорителя было объявлено не менее 3 раз о том, что митинг несанкционированный и необходимо разойтись. Однако часть граждан, в том числе гражданин Решетников С.А. в 15 час.10 мин. после объявления в третий раз о необходимости разойтись не покинул территорию сквера, в связи с чем был доставлен в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении. Ранее с Решетниковым С.А. знаком не был, неприязни к нему не было и нет.
УУП ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле В в судебном заседании 9.02.2021 г. пояснил, что дата находился на службе. Согласно рапорту сотрудника полиции Дунаева Р.С., он в 16 час. 45 мин. 23.01.2021 г. составил протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Решетникова С.А., который в отдел полиции был доставлен сотрудниками полиции из сквера жертвам политических репрессий, за участие в несанкционированном митинге в защиту Навального, не отреагировавшего на законные требования сотрудника полиции о прекращении несогласованного мероприятия. Решетникову С.А. были разъяснены его права и законные интересы по ст.25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, о чем он поставил собственноручно подпись. После чего дал собственноручно письменные объяснения. Решетников С.А. был ознакомлен с протоколом и ему была выдана копия протокола, о чем он поставил свои подписи. Ранее с Решетниковым С.А. знаком не был, неприязненных отношений не имеется. Действовал в соответствии с Законом о полиции и внутренними приказами.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статья 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц – как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защиты гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданским и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
На обеспечение реализации установленного ст.31 Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года №1618-О, от 24 октября 2013 года №1619-О, Федеральный закон №54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона №54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении Решетников С.А. дата по адресу: <адрес> в составе группы граждан в количестве более 70 человек принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, проводимом в поддержку Навального в сквере памяти жертв политических репрессий, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Вина Решетникова С.А. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных и исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении № от дата, протоколом о доставлении лица в орган внутренних дел от дата, рапортом УУП ОП «Советский» УМВД России по г.Туле Д от дата, показаниями свидетелей Д. и В
Доводов и доказательств, опровергающих, установленные по делу обстоятельства судье не представлено.
Содержание вышеперечисленных документов внутренне непротиворечиво и согласуется между собой, в связи с чем исходя из изложенного, вышеназванные документы судья признает допустимыми, относимыми и достоверными доказательствами по делу.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.
Согласно ч.5 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с названными требованиями закона протокол об административном правонарушении в отношении Решетникова С.А. содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного Решетникову С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, имеются сведения о разъяснении ему прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ. При этом, из протокола следует, что при его составлении Решетников С.А. был с ним ознакомлен и его подписал.
Копия протокола об административном правонарушении в отношении Решетникова С.А. вручена ему дата, о чем также имеется его подпись.
Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, судья считает доказанной виновность Решетникова С.А. в том, что он совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, и квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истекли, поэтому Решетников С.А. подлежит административной ответственности и наказанию.
При назначении Решетникову С.А. административного наказания судья учитывает конкретные обстоятельства дела и данные о личности правонарушителя.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При определении Решетникову С.А. меры наказания судья в силу ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, конкретные обстоятельства дела, характер и общественную опасность административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, судья считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа, поскольку полагает, что данное административное наказание будет способствовать целям, установленным ст.3.1 КоАП РФ, в том числе, предупреждению совершения новых правонарушений.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ч.5 ст.20.2, ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать Решетникова Сергея Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель УФК по Тульской области (УВД по г.Туле), ИНН 7105506527, КПП 710501001, Код ОКТМО 70701000, номер счета получателя платежа 03100643000000016600, отделение Тула, БИК 017003983, код бюджетной классификации 188 1 16 01201 01 9000 140, УИН 18880471210530310002.
Разъяснить Решетникову С.А., что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты административного штрафа в установленные ст.32 КоАП РФ сроки, он может быть привлечен к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Н.В.Потапова