Решение по делу № 02-3424/2019 от 21.08.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2019 года                                                                                                   г. Москва

 

Таганский районный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Артемкиной Л.И.

при секретаре судебного заседания Давыдовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-3424/2019                           по исковому заявлению Кравченко *, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» о признании приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права на регистрацию по месту жительства в занимаемом жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

 

Истцы Кравченко Ю.П., Кравченко Т.В., Кравченко М.Ю., Кравченко А.Ю., действующий также в интересах несовершеннолетнего Кравченко В.А., обратились в суд с иском к ответчикам Минобороны России, ФГК ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» о признании истцов приобретшими в 1996 году право пользования на условиях социального найма на основании решения жилищной комиссии Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева, оформленного протоколом *; признании истцов приобретшими в 1997 году право пользования на условиях социального найма жилым помещением (* в этой же квартире в связи с возникновением  на основании ст. 10 ЖК РФ права пользования вышеуказанной четвертой комнатой; признании истцов приобретшими в 2014 году право пользования на условиях социального найма жилым помещением (пятой комнатой площадью 5,8 кв.м.) в коммунальной квартире по адресу: *, а также всей квартирой в связи с возникновением  на основании ст. 10 ЖК РФ права пользования вышеуказанной пятой комнатой; признании несовершеннолетнего * вселенного с рождения в занимаемое жилое помещение, приобретшим право пользования на условиях социального найма жилым помещением по адресу: *; признании за истцами и за несовершеннолетним *права на регистрацию по месту жительства в занимаемом жилом помещении по адресу: *

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что истцы, семья Кравченко, слушателя Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева, в порядке улучшения жилищных условий на основании решения жилищной комиссии данной академии, оформленного протоколом * на состав семьи 4 человека были обеспечены жилыми помещениями  тремя комнатами размером 18,4 кв.м., 16,7 кв.м. и 11,2 кв.м. в вышеуказанной коммунальной квартире. Истцы полагают, что поскольку комнаты предоставлялись в коммунальной квартире, это свидетельствует о невозможности придания предоставленным жилым помещениям статуса служебного жилого помещения, поскольку статус служебного жилого помещения мог быть придан лишь квартире в целом, а не ее части. Предоставленному и занимаемому истцами жилому помещению никогда не придавался статус служебного жилого помещения или общежития.  Во время прохождения военной службы * имел общую продолжительность военной службы, позволяющую отнести его к той категории военнослужащих, которые при продолжении военной службы сверх пяти лет подлежали обеспечению жилым помещением на общих основаниях (по ордеру и на условиях социального найма), как за счет государственного, так и за счет муниципального и ведомственного жилищного фонда.  Предоставленное истцам по прежнему месту военной службы жилое помещение истцы в установленном порядке сдали. Таким образом, предоставленное истцам академией жилое помещение является единственным местом жительства истцов с 1996 г. Приказом от 27.06.1997 г. *. Общая продолжительность военной службы составила более 18 лет. *. До настоящего времени истцы проживают в этой же квартире, в сентябре 2014 г. после выселения из комнаты площадью 5,8 кв.м. занимавшего его военнослужащего, которому было предоставлено другое жилое помещение, было принято решение об оформлении финансового лицевого счета на всю квартиру. С этого времени истцы вселились в квартиру полностью, проживают и исполняют все обязательства по оплате и содержанию. Истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева * которой с 2012 г. не существует как юридического лица. В связи с этим, а также по причине отсутствия у * после увольнения статуса военнослужащего истцы не могут зарегистрировать по месту жительства родившегося 18.10.2018 г. и вселенного в занимаемое жилое помещение Кравченко В.А. После упразднения Военной-инженерной академии им. В.В. Куйбышева занимаемое истцами жилое помещение находится в оперативном управлении ФГК ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

Истцы в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела своевременно надлежащим образом, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель истца Кравченко Ю.П. по доверенности * в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Минобороны России по доверенности * возражал против удовлетворения исковых требований.

Ответчик ФГК ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» своего представителя в суд не направил, извещен о дне слушания дела своевременно надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.

В силу ст.ст. 117, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав объяснения представителя истца Кравченко Ю.П., представителя ответчика Минобороны России, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.

По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. К такому договору применяются правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

В соответствии с п.2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 61 ЖКРФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее. ****

Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, не вызывают у  суда сомнений, сторонами объективно не оспорены.

В соответствии со ст.ст. 56 и 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами.

В обоснование заявленных требований сторона истца ссылается также на информационное письмо Управления муниципального жилья ЮАО Департамента муниципального жилья и жилищной политики исх.  159 от 20.02.2001, направленное в адрес председателей районных судов г.Москвы, в котором указано в соответствии с решением исполкома Моссовета  МИ-4-11/13243-4 от 27.05.85 г. Высшим Военным учебным заведениям Министерства обороны для обеспечения учебного процесса выделялась жилая площадь из фондов Мосгорисполкома; этот жилой фонд является собственностью                  г.Москвы и передан ВВУЗам в оперативное управление; решений о переводе его в категорию служебных жилых помещений или общежитий не принималось.

Однако указанный документ не может быть принят во внимание как относимый и допустимый документ, поскольку его оригинал суду не представлен, а в самом документе ссылок на помещения по спорному адресу не содержится.

Также суд отмечает, что Приказом Министра обороны РФ от 08.10.2018 N 555 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" функции уполномоченного органа по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принятии (постановки) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведению учета (реестра) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, снятию с учета (реестра нуждающихся), организации предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда военнослужащим, лицам гражданского персонала ВС РФ и членам их семей, выполняет Департамент жилищного обеспечения.

Департамент жилищного обеспечения в части организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляет, в том числе, следующие функции: осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей; организация учета военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда; организация предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей; контроль за заселением и освобождением жилых помещений.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что в рамках заявленных истцами требований о признании приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права на регистрацию по месту жительства в занимаемом жилом помещении Министерство обороны РФ не может являться надлежащим ответчиком, поскольку действиями Министерства обороны РФ какие-либо права и законные интересы истцов не нарушались, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно сообщения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения  Министерства обороны РФ от 30.09.2019 г.  194/5/22502, учетное дело Кравченко Ю.П. в Департаменте отсутствует.

Согласно сетевого программного средства «Учет специализированного жилищного фонда и выданных договоров Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» жилое помещение, расположенное по адресу: *, было предоставлено * в период прохождения военной службы в качестве служебного *

Далее, как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы от * спорное жилое помещение было включено в слушательский фонд Академии  им. Куйбышева, используемый как специализированный жилой фонд для заселения слушателей и адъютантов. Согласно ордеру  * жилой дом по адресу: *

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998  76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" признаются нуждающимися в получении жилых помещений и подлежат учету только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Согласно п. 11 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, являющейся Приложением  1 к вышеуказанному Приказу  1280 от 30.09.2010 г., жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия (п. 16 Инструкции).

Обращаясь с настоящим иском, сторона истца указывает, что не имеется доказательств, подтверждающих отнесение спорных комнат к специализированному жилищному фонду. Однако данные доводы судом отклоняются как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неправильном толковании закона.

Отсутствие государственной регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного (специализированного) не означает отсутствие такого статуса.

Так, судебными постановлениями (Решением Таганского районного суда г.Москвы от 28.07.2014 г. и Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.11.2014 г.) установлено, что спорное жилье было предоставлено семье истца временно в связи с тем, что * является слушателем академии ВИА им. В.В. Куйбышева, данное жилье имеет статус служебного и относится к специализированному жилищному фонду. Решение об исключении спорного жилого помещения не принималось, статус спорного жилья не изменялся.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу п. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

В связи с чем к аналогичному выводу приходит суд и при рассмотрения настоящего гражданского дела.

Вышеуказанными судебными постановлениями также установлено, что семья истцов в составе 4 человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2008 г. *При этом данное обстоятельство не может послужить основанием для предоставления семье истцов на условиях социального найма именно спорного жилья.

Ссылка стороны истца на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также документы, подтверждающие несение истцами расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в спорном жилом помещении, не могут служить основанием к удовлетворению иска, поскольку квитанции об оплате услуг ЖКУ не являются надлежащими правоустанавливающими документами, подтверждающими законность пользования истцами, в том числе, четвертой комнатой, а управляющая организация, оформившая, согласно пояснениями стороны истца, финансовый лицевой счет на всю квартиру на истцов, не обладает полномочиями по распоряжению спорными жилыми помещениями.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данных требований, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Поскольку обращаясь с настоящим иском в 2019 году, формально изменяя одного ответчика и заявляя требования о признании приобретшими право пользование на комнаты в спорном жилом помещении истцы скрыли от суда тот факт, что ранее с аналогичными требованиями в отношении тех же комнат они уже обращались в суд за судебной защитой,  те же доводы истцов были предметом судебной оценки и решением суда в 2014 году в удовлетворении иска им было отказано, постольку суд полагает, что при таких обстоятельствах имеет место недобросовестное осуществление истцами своих гражданских прав (злоупотребление правом на судебную защиту).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, в отсутствие бесспорных доказательств обоснованности заявленных требований к указанным ответчикам, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании истцов приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма. Как следствие, подлежат отклонению производные требования о признании за истцами права на регистрацию по месту жительства в занимаемом жилом помещении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковое заявление Кравченко *, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» о признании приобретшими право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права на регистрацию по месту жительства в занимаемом жилом помещении  оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                    /подпись/                

 

Решение суда изготовлено в окончательной форме 29.11.2019.

02-3424/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 26.11.2019
Истцы
Кравченко М.Ю.
Кравченко А.Ю.
Кравченко Ю.П.
Кравченко Т.В.
Ответчики
Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего профиссианального образования "Военный учебно-научный центр сухопутных войск "
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Таганский районный суд
Судья
Артемкина Л.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее