РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи Катасонова А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а№ по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решение органа государственной власти от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО4, ФИО5 обратились в суд с вышеуказанным заявлением, просили признать незаконным решение, принятое Министерством <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении административных истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Обязать Министерство <адрес> включить ФИО4, ФИО5 в реестр с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 обратились в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр с приложением пакета необходимых документов. В момент обращения административные истцы сообщили, что основанием для обращения является ликвидация Застройщика и заявление в суд для признания его несостоятельным, и просили приобщить к материалам выписку из ЕГРЮЛ, где указано о начале процедуры ликвидации застройщика, и определение суда о принятии заявления о банкротстве от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Министерство отказало административным истцам в принятии данных документов. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административных истцов поступило ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщалось о том, что ДД.ММ.ГГГГ. комиссией по включению в реестр принято решение об отказе во включении административных истцов в реестр на основании пп.1 п. 14 правил ведения реестра, т.е. на основании не соответствия критериям реестра. Административным истцам было отказано на основании того, что с даты, предусмотренной договором долевого участия для передачи объекта строительства участникам, не прошло 9 месяцев. Административные истцы с вышеуказанным решением не согласны, поскольку нахождение застройщика в стадии ликвидации является самостоятельным основанием включения в реестр.
Административные истцы ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просили требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась, предоставила письменные возражения на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 обратились в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее реестр), с приложением пакета необходимых документов, что подтверждается распиской в получении документов
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано во включении в реестр.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правила ведения реестра (далее – Правила) установлены Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются, в том числе:
просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.Согласно п.4 Правил включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких вышеуказанных критериев.
Согласно п.п. 9,10 Правил включение в Реестр осуществляется на основании заявления. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
Согласно п.14 Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является, в том числе, несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о включении в реестр. Согласно расписки о приеме документов к заявлению были приложены паспорта, договор долевого участия, платежные поручения, распоряжение, кредитный договор.
Истцы ссылаются на то, что при обращении к ответчику прикладывали выписку из ЕГРЮЛ в отношении застройщика, содержащую сведения о его ликвидации и определение о принятии к производству арбитражного суда заявления о признании застройщика банкротом.
Ответчик утверждает, что выписка ЕГРЮЛ и определение суда к заявлению приложены не были.
Сведений о предоставлении указанных документов в расписке о приеме документов не имеется. Сведений о направлении этих документов ответчику почтой или иным образом не представлено. Свидетельскими показаниями данный факт не подтверждается.
Каких-либо доказательств того, что указанная выписка и определение суда были приложены к заявлению и ответчик отказал в ее принятии, истцами не представлено.
При указанных обстоятельствах суд считает недоказанным факт предоставления истцами и отказа ответчика в приеме каких-либо документов, не указанных в расписке о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из представленных истцами ДД.ММ.ГГГГ с заявлением документов, просрочка застройщиком обязательства передать квартиру по договору долевого участия в строительстве составляла менее чем девять месяцев.
При указанных обстоятельствах ДД.ММ.ГГГГ ответчиком обосновано принято решение об отказе во включении истцов в реестр в связи с несоответствием установленным критериям.
Более того, суд отмечает, что даже в случае предоставления истцами с первоначальным заявлением указанных ими выписки ЕГРЮЛ и определения арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не мог принять иного решения.
Одним из критериев включения в реестр является ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
В приложенной выписке ЕГРЮЛ на ООО «Инвестиционная компания «Недвижимость» (застройщик) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указано, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, т.е. ликвидация не завершена.
Согласно ст.ст.61-63 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Согласно выписки ЕГРЮЛ сведения о принятии решения о ликвидации внесены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с указанной даты юридическое лицо находилось в стадии ликвидации.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> вынесено определение о возбуждении производство по делу о несостоятельности (банкротстве) застройщика.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи истцами заявления о включении в реестр) процедура ликвидации застройщика была прекращена в связи с возбуждением дела о его банкротстве.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Согласно ст. 27 указанного закона при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Согласно выписки ЕГРЮЛ и решения Арбитражного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инвестиционная компания «Недвижимость» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство (одна из процедур банкротства) лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на дату подачи истцами заявления о включении в реестр ДД.ММ.ГГГГ и на дату принятия ответчиком ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого решения застройщик не находился в стадии ликвидации, не был признан банкротом и процедуры банкротства в отношении него введены не были.
Следовательно, на дату подачи заявления о включении в реестр и на дату принятия ответчиком оспариваемого решения истцы не соответствовали пп.9 п.2 критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО4, ФИО5 к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решение органа государственной власти от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: