--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 30 октября 2014 года
Мазановский районный суд Амурской -- в составе:
председательствующего судьи Тарасова А.Н.,
при секретаре --5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Администрации Новокиевского сельсовета -- Амурской -- к --3, третьему лицу --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской -- в -- о признании договора передачи жилого дома и земельного участка от -- по адресу: Амурская --, недействительным, о погашении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи регистрации о праве собственности муниципального образования Новокиевский сельсовет -- Амурской -- на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Амурская --, возвращении --3 в собственность квартиры и земельного участка, расположенных по адресу -- Амурской --,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Новокиевского сельсовета обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в связи с наводнением и обильными осадками на территории Новокиевского сельсовета в августе 2013 года была объявлена чрезвычайная ситуация. В результате чрезвычайной ситуации жилой дом, расположенный по адресу: с. Н.-- Амурской --, принадлежащий на праве собственности ответчику, был признан аварийным, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу.
Это подтверждается актом обследования от -- -- и заключением от -- --, выданных межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Правительством Амурской -- для оказания помощи гражданам, чьи жилые помещения пострадали в результате чрезвычайной ситуации были утверждены «Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (утв. Постановлением Правительства Амурской -- от -- --).
Подпунктом «е», пункта 16, раздела 2 данных Правил было установлено требование, что для получения социальной выплаты гражданин, чьё жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, должен передать своё пострадавшее жилое помещение в муниципальную собственность.
В соответствии с данными Правилами между Администрацией Новокиевского сельсовета и --3 был заключён договор от -- о безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилой квартиры и земельного участка, расположенных по адресу Амурская --
Переход права собственность был зарегистрирован в --1 службы регистрации, кадастра и картографии по Амурской --, регистрационная запись в ЕГРП --, -- от --.
Новокиевским сельсоветом были получены свидетельства о государственной регистрации права -- от --, -- от --.
Определением Верховного суда Российской Федерации от -- -- АПГ14-4 Правила в части обязательной передачи в муниципальную собственность утраченного имущества были признаны противоречащими --1 законодательству и недействующими.
В связи с этим сторона истца полагает, что имущество в виде жилой квартиры и земельного участка по адресу: Амурская --, получено Новокиевским сельсоветом незаконно и подлежит возврату ответчику.
Истец просит суд признать договор передачи жилого дома и земельного участка от --, заключенного между --3 и муниципальным образованием «Новокиевский сельсовет» о безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилой квартиры и земельного участка, расположенных по адресу Амурская --, недействительным, погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за -- от --, -- от -- и прекратить право собственности Новокиевского сельсовета -- Амурской -- на жилую квартиру кадастровый --, на земельный участок кадастровый --, расположенных по адресу Амурская --, возвратить --3 жилую квартиру кадастровый --, на земельный участок кадастровый --, расположенных по адресу Амурская --.
Ответчик --3 в поступившее телефонограмме сообщил, что не возражает по существу заявленного иска. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
--1 истца - администрации Новокиевского сельсовета -- Амурской -- по доверенности --6 ходатайствовал о рассмотрении материалов дела без участия --1 стороны истца.
--1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской -- в -- – --7. возражений в отношении исковых требований администрации Новокиевского сельсовета -- Амурской -- суду не представил, и не возражал о рассмотрении дела без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд рассмотрел материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 18 --1 закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской -- от -- ---р на территории Амурской -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе Новокиевского муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- Амурской -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».
Жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу с. Н.Увал, --, принадлежали --3 на праве собственности согласно свидетельств о государственной регистрации права --, -- от --, выданных на основании договора купли-продажи от --, договора купли-продажи от --, соглашения о выделении долей от --.
В результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории -- квартира, принадлежащая --3, пострадала. Согласно копии акта обследования помещения -- от --, межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания - жилое помещение, расположенное в одноэтажном жилом доме по адресу: Амурская -- с. Н.Увал, --, признано непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу.
-- между --3 и муниципальным образованием Новокиевский сельсовет -- Амурской -- во исполнение Постановления Правительства Амурской -- от -- -- и в целях реализации мер государственной поддержки (предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской --, социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, заключен договор безвозмездной передачи недвижимого имущества: земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1097 кв. метров, кадастровым номером 28:17:011168:15, расположенного по адресу: Амурская --, с. Н.Увал, --, жилую квартиру, расположенную по адресу: Амурская -- с. Н.Увал, --. Данный договор зарегистрирован в --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской -- --.
Стоимость недвижимого имущества в договоре не указана, поскольку имущество передано в безвозмездную собственность муниципального образования на основании Постановления Правительства Амурской -- от -- --.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними проведена запись под -- (на квартиру) и -- (на земельный участок), и Новокиевскому сельсовету выданы соответствующие свидетельства об их праве собственности на приобретенное недвижимое имущество и земельный участок.
Определением Верховного суда Российской Федерации от -- -- АПГ14-4 признаны противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего определения пункт 2 раздела II в части слов «на территории Амурской --», подпункт «з» пункта 4 раздела II - требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность; пункт 4.1 раздела II - обязательство, указанное в подпункте «з» пункта 4 данного раздела Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке, абзац третий подпункта «а» пункта 15 раздела II, абзац второй подпункта «б» пункта 15 раздела II, абзац второй подпункта «в» пункта 15 раздела II, подпункт «е» пункта 16 раздела II, пункт 19.1 раздела II, подпункт «з» пункта 2 раздела III, пункт 2.1 раздела III, пункт 16 раздела III, приложение -- Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской -- от -- N 520.
На основании Постановления Правительства Амурской -- от -- -- были внесены изменения в постановление Правительства Амурской -- от -- -- согласно которому в раздел II в пункте 4 абзац 10 и пункт 4-1 признаны утратившими силу – «письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Письменное обязательство составляется по форме согласно приложению -- к настоящим Правилам и начинает действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю; Обязательство, указное в подпункте «З» пункта 4 настоящего раздела Правил (далее – обязательство), подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие Обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке».
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, вынося определение от -- ---АПГ14-4, пришла к выводу, что анализ содержания пункта 2 статьи 18 --1 закона от -- N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - --1 закон № 68-ФЗ) свидетельствует о том, что правовое регулирование порядка и условий, вида и размеров компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, не ограничивается только положениями названного Закона. Анализируя нормы законодательства, судебная коллегия отразила в определении, что источником финансового обеспечения мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, порядок и условия, предоставления которых они устанавливают, являются средства --1 бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, следовательно, исходя из полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных статьями 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительство Амурской -- не вправе в своем нормативном правовом акте предусматривать дополнительные обстоятельства, при наличии которых предоставляются денежные средства в виде социальной выплаты для приобретения в собственность жилого помещения, на строительство жилья или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Правительство Российской Федерации путем издания названного выше нормативного правового акта определило условия, размеры и виды социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, а субъекту Российской Федерации было предоставлено право разработать только механизм (последовательность совершения действий полномочными органами и гражданами) предоставления на установленных Правительством Российской Федерации требованиях к названной категории граждан и в утвержденных им же размерах мер социальной поддержки.
Из положений пункта 6 Правил предоставления из --1 бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан следует, что Правительство Российской Федерации предусмотрело исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими от наводнения, предоставляются меры социальной поддержки.
Между тем, как усматривается из анализа оспариваемых норм регионального нормативного правового акта, субъект Российской Федерации изменил установленные --1 нормативными правовыми актами условия получения мер социальной поддержки гражданами, пострадавшими от наводнения, установив дополнительное требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность.
То обстоятельство, что в названном Указе Правительству Российской Федерации дается поручение до определенного срока принять меры по отселению жителей из мест затопления и решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения (пункт 2), а органам государственной власти названных субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения (пункт 7), не свидетельствует о полномочиях исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить обязанность граждан, имеющих право на возмещение причиненного вследствие чрезвычайной ситуации ущерба (статья 18 --1 закона от -- -- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отказаться от собственности на жилье (земельный участок) как условие получения меры социальной поддержки.
Принимая во внимание, что целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что ни в приведенном выше Указе Президента Российской Федерации, ни в Правилах предоставления из --1 бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан не содержится указание на то, что денежные средства выплачиваются в обмен на передачу гражданами своей собственности. В связи с чем, вышеуказанным определением пункты и подпункты Постановления правительства -- обязывающих безвозмездно передавать в собственность муниципалитетам в обмен на полученные меры социальной поддержки, свою собственность признано противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу.
В соответствии со ст.166 ГК РФ - Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ --, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ -- от -- «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» - «ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181. При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе. В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения».
Согласно ч. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных параграфом 2 настоящей главы или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно частей 1, 2 ст. 167 ГК РФ При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (в ред. --1 закона от -- № 100-ФЗ).
Как разъяснено в абзацах 2, 3 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от -- -- «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного --1, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 --1 закона РФ от -- № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, поскольку сделка между спорящими сторонами от -- как указано в пункте 1, была совершена во исполнение Постановления Правительства Амурской -- от -- -- и в целях реализации мер государственной поддержки (предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской --, социальной выплаты на строительство (приобретение жилья), которое обязывало граждан безвозмездно передавать в собственность муниципалитетам в обмен на полученные меры социальной поддержки свою собственность, в данной части признано противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу. А согласно ст. 209 ГК РФ – собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Суд приходит к выводу, что договор о безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка от --, заключенный между --3 и Новокиевским сельсоветом -- нарушает права и законные интересы --3, как собственника недвижимого имущества, так как право распоряжаться имуществом принадлежит лишь его собственнику.
В связи с чем, исковые требования Администрации Новокиевского сельсовета о признании договора передачи жилого дома и земельного участка от --, заключенного с --3 по адресу: Амурская --, с. Н.Увал, --, незаконным (недействительным), и применения последствий недействительности сделки, правомерны.
Поскольку признание договора о безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка от -- - недействительным (незаконным) само по себе не является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей, надлежит погасить запись в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру от -- -- и на земельный участок от -- --. Стороны вернуть в первоначальное положение, прекратить право собственности на спорные объекты недвижимости Новокиевского сельсовета и признать право собственности на вышеуказанные объекты за --3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Новокиевского сельсовета -- Амурской -- удовлетворить.
Признать договор, заключенный -- между --3 и Муниципальным образованием Новокиевский сельсовет -- Амурской -- о безвозмездной передачи квартиры и земельного участка, расположенных по адресу Амурская --, недействительным, применить последствия недействительности сделки.
Анулировать регистрационные записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними за №28-28-07/500/2014-487, -- от -- о праве собственности Новокиевского сельсовета -- Амурской -- на квартиру и земельный участок расположенных по адресу: -- Амурской --, и прекратить право собственности Новокиевского сельсовета -- Амурской -- на квартиру, кадастровый -- расположенную по адресу - Амурская --, и на земельный участок, общей площадью 1097 кв. метров кадастровый --, расположенный по адресу: Амурская --.
Возвратить квартиру, кадастровый -- расположенную по адресу - Амурская --, и земельный участок, общей площадью 1097 кв. метров кадастровый --, расположенный по адресу: Амурская --, в собственность --3.
Решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Новокиевского сельсовета -- Амурской -- на квартиру, расположенную по адресу - Амурская --, и земельный участок, расположенный по адресу: Амурская --.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия
Судья А.Н.Тарасов