Дело №2-1113/2015
Решение
именем Российской Федерации
город Няндома 14 октября 2015 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ермилова В.А.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Вантрусовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПрофБухгалтер» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПрофБухгалтер» (далее - ООО «ПрофБухгалтер») о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, ООО «ПрофБухгалтер». В ходе данной проверки установлено, что в ООО «ПрофБухгалтер» не проведена специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда. Согласно штатному расписанию ООО «ПрофБухгалтер» количество штатных единиц организации составляет 9 рабочих мест. В целях предупреждения причинения вреда работникам, просит обязать ООО «ПрофБухгалтер» провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда в срок до 01 февраля 2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Вантрусова О.М. требования и доводы искового заявления полностью поддержала. Дополнительно пояснила, что указанные в исковом заявлении нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены. Просила обязать ООО «ПрофБухгалтер» провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда в срок до 01 февраля 2016 года.
Представитель ответчика ООО «ПрофБухгалтер», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Изучив доводы и требования искового заявления, выслушав мнение помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
Положения статьи 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяют прокурора правом обращения с заявлением в суд, если этого требует защита прав неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В данном случае индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате несоблюдения требований законодательства об охране труда, невозможно.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Няндомского района Архангельской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, ООО «ПрофБухгалтер».
В результате проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «ПрофБухгалтер» является деятельность в области бухгалтерского учета и аудита, что в частности подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 12-14).
В нарушение положений действующего законодательства об охране труда ответчиком специальная оценка условий труда не производилась.
При таких обстоятельствах, установив, что ООО «ПрофБухгалтер» не исполняются требования законодательства об охране труда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда.
Заявленный прокурором срок до 01 февраля 2016 года достаточен для устранения ответчиком выявленных нарушений законодательства в области охраны труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета на сумму 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПрофБухгалтер» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПрофБухгалтер» провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда в срок до 01 февраля 2016 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ПрофБухгалтер» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья В.А. Ермилов