57RS0023-01-2021-000103-39
Дело №2-3061/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г.Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре судебного заседания Леоновой Ю.И., помощнике Исайкиной Л.В.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Советского района г.Орла Кисель Е.А.,
истца Щербаковой Т.С.,
представителя ответчика казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» Бай А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орла, действующего в интересах Щербаковой ФИО9, к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об установлении факта одинокого проживания, взыскании денежных средств, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Советского района г.Орла обратился в суд с иском в интересах Щербаковой ФИО10 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее КУ ОО «ОЦСЗН») об установлении факта одинокого проживания, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации взносов на капитальный ремонт.
В обоснование исковых требований указано, что Щербакова Т.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, является собственником жилого помещения – <...>, зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства. Вместе с ней в квартире зарегистрирован её трудоспособный совершеннолетний внук Карлов А.В., который фактически в течение длительного времени в квартире не проживает – постоянно проживает в связи с работой в <...>.
<...> №***-ОЗ от ДД.ММ.ГГ «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» предусмотрена компенсация взносов на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим гражданам, являющимся собственниками жилого помещения – в размере 100 %.
В связи с этим процессуальный истец просил суд установить факт одинокого проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащем ей жилом помещении и признать за ней право на указанную льготу.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Карлов А.В. и некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Орловской области».
В качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Кисель Е.А. поддержала исковые требования.
В ходе судебного разбирательства Щербакова Т.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика полагалась на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч.7 ст.75 Конституции Российской Федерации).
Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений ч.1 ст.153, ч.2 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Орловской области, установлены Законом Орловской области № 1945- 03 от 4 мая 2016 года «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» (далее - Закон Орловской области от 26 апреля 2016 года№ 1945-03).
Согласно ч.1 ст.З данного Закона компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Орловской области, предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории Орловской области, ежемесячно в следующих размерах: одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возврата восьмидесяти лет, - 100 процентов.
В силу статьи 6 Закона Орловской области от 4 мая 2016 года № 1945-03 закон вступает в силу с 1 июля 2016 года и вводится в действие ежегодно законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если этим законом Орловской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, установленной настоящим Законом.
Статьей 4 Закона Орловской области № 1945-03 от 4 мая 2016 года предусмотрено, что предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт производится органом исполнительной государственной асти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по ыработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также равоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах оциальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и опечительства, в порядке, установленном Правительством Орловской области.
Во исполнение Закона Орловской области № 1945-03 от 4 мая 2016 года «становлением правительства Орловской области от 26 июля 2016 года № 293 верждён Порядок представления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан, проживающих на территории Орловской области (далее - Порядок предоставления компенсации расходов).
Согласно п.6 раздела IV «Порядок назначения компенсации» к заявлению о назначении указанной компенсации заявитель прилагает, в том числе, документ, подтверждающий сведения о составе семьи.
Пунктом 12 Порядка предоставления компенсации расходов установлено, что по результатам рассмотрения заявления о назначении компенсации и приложенных к нему докумецтов, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении компенсации выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации.
В силу п.13 Порядка основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в ч.1 ст.З Закона Орловской области № 1945-03; непредставление документов, указанных в п. 7 Порядка (п.п.1,2).
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Определение членства семьи дано и в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, которые утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1037/857, в частности, в пункте 35 указано, что при определении членов семьи собственника жилого помещения рекомендуется уполномоченным органам руководствоваться положениями статьи 31 Жилищного кодекса и подпункта «б» пункта 18 Правил, согласно которым к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также дети и родители данного собственника. При этом рекомендуется по заявлению собственника учитывать в качестве членов семьи других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, если они вселены собственником в жилое помещение в качестве членов своей семьи.
К членам семьи иных граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил, согласно подпункту «в» пункта 18 Правил в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса, рекомендуется уполномоченным органам относить супругов, родителей, в том числе усыновителей, и детей (независимо от возраста), в том числе усыновленных, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, других родственников и иных лиц (п.36).
В соответствии с пунктом 38 Методических рекомендаций при наличии разногласий между заявителем (получателем субсидии) и проживающими совместно с ним по месту жительства лицами, в том числе родственниками (свойственниками), по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченному органу рекомендуется учитывать в качестве членов семьи заявителя (получателя субсидии) лиц, признанных таковыми в судебном порядке. В случае признания в судебном порядке факта отсутствия или прекращения принадлежности лиц, проживающих совместно с заявителем по месту жительства, к одной семье с заявителем, рекомендуется уполномоченному органу не учитывать таких лиц в качестве членов семьи заявителя.
Исходя из положений ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта одинокого проживания.
Статьёй 265 Гражданского процессуального кодекса определены условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение: невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможность восстановления утраченных документов.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Щербакова ФИО11, ДД.ММ.ГГ года рождения, достигла возраста 80 лет ДД.ММ.ГГ; ДД.ММ.ГГ года является собственником <...> (л.д.28-29). В данной квартире с ДД.ММ.ГГ, кроме неё, постоянно, по настоящее время зарегистрирован её внук Карлов ФИО12, ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д.26).
Согласно сведениям ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в <...> с ДД.ММ.ГГ Щербакова Т.С. является получателем страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГ – получателем дополнительного ежемесячного материального обеспечения как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны, с ДД.ММ.ГГ – ежемесячной денежной выплаты как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны (л.д.32-33).
В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели ФИО7, ФИО8, которые показали, что знакомы с Щербаковой Т.С. примерно с ДД.ММ.ГГ, бывали у неё в гостях, постоянно общаются, подтвердили, что Щербакова Т.С. постоянно проживает одна., ее внука никогда не видели, но знают, что он постоянно проживает и работает в г.Москве.
Из вышеприведенных положений следует, что возможность получения мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт связана с установлением факта того, что гражданин относится к категории одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, в данном случае, достигшим возраста 80 лет.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении заявленных прокурором требований являются: находится ли жилое помещение в собственности Щербаковой Т.С., является ли Щербакова Т.С. одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения, достигшим возраста 80 лет, является ли Карлов А.В. зарегистрированным в спорном жилом помещении членом семьи Щербаковой Т.С., проживает ли он в данном жилом помещении, разъяснялось ли Щербаковой Т.С. право предоставления документов, полученных в ином порядке, подтверждающих одинокое проживание и подтверждающих непроживание Карлова А.В. в спорной квартире, при назначении ежемесячной денежной компенсации.
Сама по себе регистрация Карлова А.В. в жилом помещении при отсутствии факта их постоянного проживания и использования жилого помещения по назначению, правового значения не имеет.
Определяющим для статуса одиноко проживающего гражданина является факт его проживания в жилом помещении без членов семьи. Наличие между Щербаковой р Т.С. и Карловым А.В. отношений, присущих членам одной семьи, отвечающим требованиям ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора и Щербаковой Т.С. об установлении юридического факта одинокого проживания, признании права на указанную льготу.
С заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 04.05.2016 №1945-ОЗ «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» Щербакова Т.С. обратилась с 10.07.2020, в связи с чем надлежит признать право именно с этого периода, поскольку предоставление указанной компенсации носит заявительный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление прокурора Советского района г.Орла, действующего в интересах Щербаковой ФИО13 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об установлении факта одинокого проживания, признании права на предоставление ежемесячной денежной компенсации –удовлетворить
Установить факт одинокого проживания Щербаковой ФИО14 по адресу <...>
Признать за Щербаковой ФИО15 право на предоставление ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Орловской области от 04.05.2016 №1945-ОЗ «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» начиная с 10.07.2020.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента его вынесения.
Судья О.В.Лигус
Мотивированный текст решения изготовлен: 26.10.2021