Дело № 9а-20/2019 (10RS0011-01-2019-000064-92)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14.01.2019 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В., рассмотрев административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казенного учреждения Республики Карелия «Лоухское центральное лесничество» (далее – административный истец, заявитель) к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее – Управление автодорог, административный ответчик) о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец 27.12.2018 направил в Петрозаводский городской суд Республики Карелия административное исковое заявление (поступившее 09.01.2019), в котором просил обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в полосе отвода автомобильной дороги «Чупа-Малиновая Варакка-Хетоламбино» (далее – спорная дорога; 4 км. от п. Чупа), непосредственно примыкающей к землям лесного фонда (квартал 58, выдел 14 Чупинского участкового лесничества) (далее – несанкционированная свалка ТБО) в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Данное административное исковое заявление не может быть принято к судебному разбирательству и подлежит возврату по следующим основаниям.
Административный истец обратился с требованиями к Управлению автодорог, которое с учетом взаимосвязанных положений пп. 1, 6, 7, 15, 21 ст. 3 п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ст. 12, чч. 4.1 и 5 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. 1 и 2 распоряжения Правительства Республики Карелия от 12.04.2011 № 166р-П, Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 471р-П, распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 № 176-р обеспечивает сохранность спорной дороги и осуществляет дорожную деятельность в отношении спорной дороги, в том числе, в отношении входящих в полосу ее отвода земельных участков, включая запрет на сброс отходов производства и потребления на почву, а также принимает необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия (п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды»), испрашивая о ликвидации несанкционированной свалки ТБО.
С учетом изложенного, Управление автодорог является организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями по обеспечению сохранности спорной дороги, являющей дорогой общего пользования, находящейся в государственной собственности субъекта Российской Федерации – Республики Карелия, а также по осуществлению дорожной деятельности в отношении спорной дороги в границах земельных участков, входящих в полосу отвода.
При этом заявитель и административный ответчик в силу пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ являются некоммерческими организациями, в связи с чем административный истец в силу абз. 8 п. 1 ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» вправе обращаться в органы государственной власти Российской Федерации с жалобами, заявлениями, исками по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, данные требования, в том числе, исходя из того, что они вытекают из правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования, субъектного состава лиц, участвующих в деле (обе стороны являются некоммерческими организациями),, не связано с осуществлением предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, вытекают из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к иному участнику, в связи с чем применительно к взаимосвязанным положениям п. 2 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 218 КАС РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – постановление № 36), заявленные требования подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства (аналогичный подход применительно к обеспечению санитарного обслуживания (уборки) земельных участков общего пользования, находящихся в собственности публично-правового образования, содержится в определении Верховного Суда РФ № 78-КГ18-65 от 05.12.2018).
Частью первой статьи 22 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление к организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту ее нахождения.
В случае, если место нахождения организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанной организации (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
Указанные нормативные предписания подлежат применению с учетом разъяснений, данных в п. 8 постановления № 36, согласно которым в случае, если полномочия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия).
Таким образом, в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ, в случае, если полномочия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, распространяются на несколько районов, вытекающее из его деятельности административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия).
С учетом изложенного, того обстоятельства, что правовые последствия, связанные с оспариваемым бездействием возникнут по месту нахождения несанкционированной свалки ТБО в Лоухском районе Республики Карелия, а полномочия Управления автодорог распространяются, в том числе, на Лоухский район Республики Карелия, административное исковое заявление подлежит рассмотрению Лоухским районным судом Республики Карелия, а не Петрозаводским городским судом Республики Карелия.
С учетом изложенного, настоящее административное исковое заявление не подлежит рассмотрению Петрозаводским городским судом Республики Карелия, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ является основанием для его возвращения административному истцу.
Административному истцу в силу взаимосвязанных положений чч. 2 и 3 ст. 129 КАС РФ разъясняется, что возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению с административным исковым заявлением о том же предмете по тем же основаниям в Лоухский районный суд Республики Карелия.
При этом разъясняется, что административное исковое заявление должно отвечать требованиям, установленным ст.ст. 125, 126 КАС РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 129, 198, 199 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казенного учреждения Республики Карелия «Лоухское центральное лесничество» к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о понуждении к совершению действий.
Разъяснить, что возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению административного истца в Лоухский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о том же предмете и по тем же основаниям.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия в течение 15 дней со дня вынесения через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.В. Лазарева