Решение
Именем Российской федерации
15 ноября 2017 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Климовой Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Шнейдер И. З. к Полетаеву Д. Г., Коноваловой Т. Г., Ереминой Н. Ф., Вертелиной Л. Ф., администрации Раменского муниципального района о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У с т а н о в и л:
Шнейдер И.З. обратился в суд с иском, которым просит признать право собственности в порядке наследования по закону на ? от 11/128 долей жилого дома, общей площадью 147,5 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащих ФИО11, умершему <дата> и ? доли, принадлежавших ФИО17, а также на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование требований ссылается на то, что <дата> умер его <...> ФИО11 После него открылось наследство в виде доли дома и земельного участка. При обращении в нотариальную контору его наследникам <...> ФИО17 и <...> Шнейдер И.З. были выданы дополнительные свидетельства о праве на наследство по закону по ? на 11/128 долей жилого <адрес> в <адрес>. При обращении в Управление Росреестра наследникам было отказано в регистрации права на долю дома ввиду наличия противоречия в общей площади дома. Земельный участок между совладельцами дома разделен по обоюдному согласию, за наследодателем ФИО11 закреплен в пользование земельный участок площадью 600 кв.м, который подлежал передаче ему в собственность бесплатно на основании ст.ст.7, 37 ЗК РСФСР и ст.35 ЗК РФ. <дата> умерла его мать ФИО17 Он является единственным наследником, принявшим наследство после ее смерти (л.д.43-45).
В судебном заседании истец Шнейдер И.З. отсутствовал. О слушании дела извещен. Его представитель по доверенности Баринова И.П. (л.д.33) поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Ответчики Полетаев Д.Г., Коновалова Т.Г., Еремина Н.Ф., Вертелина Л.Ф., администрация Раменского муниципального района не явились. О слушании дела извещены. Полетаев Д.Г. представил письменное заявление, в котором он не возражает в иске и просит дело рассматривать в свое отсутствие (л.д.91). Администрация Раменского района представила письменное мнение по иску, в котором в иске возражает и просит дело рассматривать в свое отсутствие (л.д.38-40).
Суд, заслушав представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из материалов дела усматривается, что <дата> умер ФИО11 (л.д.55). В нотариальную контору обратились его наследники – <...> Шнейдер И.З. и <...> ФИО17, которым были выданы свидетельства о праве на наследство в виде квартиры в <адрес> и дополнительные свидетельства о праве по ? доле каждому на 11/128 долей жилого <адрес> в <адрес> (л.д.79-80).
При обращении в Управление Росреестра наследникам было отказано в регистрации права ввиду расхождения в площади дома.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
На основании п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследственное имущество со дня открытия наследства поступает в долевую собственность наследников, принявших наследство, за исключением случаев перехода наследства к единственному наследнику по закону или к наследникам по завещанию, когда наследодателем указано конкретное имущество, предназначаемое каждому из них.
Принадлежность 11/128 долей жилого <адрес> в <адрес> ФИО11 подтверждается сведениями технического паспорта о правообладателях объекта (л.д.20), договором дарения 11/128 долей, заключенного между ФИО13 и ФИО11 <дата> (л.д.76).
Таким образом, представленные истцом доказательства в их совокупности подтверждают факт принадлежности ФИО11 11/128 долей указанного жилого дома, что дает суду основания прийти к выводу о том, что спорная доля жилого дома принадлежала ФИО11 на законных основаниях, поэтому подлежит включению в наследственную массу.
<дата> умерла ФИО17 (л.д.42). Ее единственным наследником первой очереди является истец Шнейдер И.З., который принял наследство, поскольку проживал с матерью в одной квартире по адресу: <адрес>.
Таким образом, доля жилого дома, унаследованная ФИО17 после смерти <...> ФИО11, подлежит включению в состав наследства, что согласуется с положениями п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании". Поэтому исковые требования Шнейдер И.З. подлежат удовлетворению, и за ним следует признать право собственности на 11/128 долей указанного жилого дома.
Из материалов дела также усматривается, что <адрес> в <адрес> и земельный участок при нем были предметом судебного разбирательства о разделе жилого дома и определения порядка пользования земельным участком между совладельцами. При этом определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> правопредшественнику истца ФИО14 был выделен в пользование земельный участок площадью 1341 кв.м в определенных границах (л.д.84-85). Затем этот земельный участок был разделен по мировому соглашению между ФИО15 и ФИО16 по 690,5 кв.м каждому (л.д.28).
Статьей 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года было определено, что при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии разъяснениями, данными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Учитывая изложенное, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Частью 1 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года было закреплено, что при переходе права собственности на строение, сооружение гражданам вместе с этим объектом переходит право пользования земельными участками.
Указом Президента РФ от 07 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусматривалось, что земельные участки, полученные гражданами до 01 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере. При этом запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.
Нормой пункта 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено: если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третий).
В силу приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи при приобретении гражданином недвижимости, находящейся на земельном участке, который был предоставлен на законном основании прежнему владельцу в пожизненное наследуемое владение или бессрочное пользование как до 01 января 1991 года, так и после названной даты, к новому владельцу должно переходить право переоформления этого земельного участка в собственность бесплатно в том размере, в котором он находился у прежнего владельца, независимо от реализации им ранее права на приватизацию земли.
В материалы дела представлены свидетельства о праве собственности на землю, выданные совладельцам жилого <адрес> в <адрес> (л.д.100-102). Решением Раменского городского суда от <дата> за совладельцами дома признано право собственности на земельный участок (л.д.98-99).
В силу п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
После смерти ФИО11 земельный участок из фактического пользования наследника местными органами не изымался.
Сведений о том, что участок изъят из оборота или ограничен в обороте, материалы дела не содержат.
Поскольку право Шнейдер И.З. на земельный участок при доме производно от прав наследодателя на этот участок, то к нему перешло не только право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом, но и право на бесплатное получение в собственность этого земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет статус ранее учтенного (л.д.27). Фактическая площадь земельного участка составляет 600 кв.м, с чем истец согласен (л.д.97). Споров по границам между смежными землепользователями не имеется (л.д.94-96).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.218 ГК РФ, Федеральным законом РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Шнейдер И. З. удовлетворить.
Признать за Шнейдер И. З. право собственности на от 11/128 долей жилого дома, общей площадью 147,5 кв.м по адресу: <адрес>, а также на земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ЛПХ в городах и поселках, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 ноября 2017 года.
Судья