77RS0035-02-2021-003271-19
Дело № 2а-146/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2021 года адрес
Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Ежовой Е.А.,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-146/2021 по административному иску Степаняна Владислава Шагоровича к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, Степанян В.Ш., обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести государственную регистрацию права, мотивируя заявленные требования тем, что на основании Договора о передаче имущества №170429.10 от 29.04.2017 года, заключенным между Степанян В.Ш. и адрес, обладает правом на объект недвижимости с кадастровым номером 77:18:0191202:14 площадью 977 кв.м. по адресу: адрес, кв.63,64 Малининского адрес. ЛСХ, ДСК «Творчество» Союза писателей. По акту приемки-передачи от 29.04.2017 года объект передан административному истцу. Степанян В.Ш. обратился в Управлению Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 77:18:0191202:14. Приложив Договор передачи имущества, Протокол общего собрания СНТ «Творчество», выписку из реестра членов СНТ «Творчество», решение Троицкого районного суда адрес от 14.04.2020 года, квитанцию об уплате государственной пошлины. В ноябре 2020 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права по причине отсутствия в сведениях ЕГРН о зарегистрированных правах СНТ «Творчество» на вновь образованные земельный участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 77:18:0191202:15, в связи с чем, данный участок не может быть передан члену товарищества.
Административный истец, Степанян В.Ш., в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. обеспечил явку своего представителя, который в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика, Управления Росреестра по Москве, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных ранее возражениях просили в иске отказать, указав, что в ЕГРН имеются актуальные сведения об исходном земельном участке, который при разделе не прекратил свое существование и права адрес на него не прекращены, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 77:18:0191202:14 отсутствуют, в связи с чем, спорный земельный участок не подлежит передаче члену ДНП.
Представитель заинтересованного лица, СНТ «Творчество», фио, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая- либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. ст. 8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Из статьи 27 Закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ст.14 ФЗ №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.14 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы администрации адрес №2056 от 29.12.1992 за адрес закреплен участок площадью 14,6 га, в том числе во владение членов адрес 10,4 га, в бессрочное постоянное пользование 4,2 га.
На основании постановления Главы администрации адрес от дата №5269 СНТ (ранее ДНП) «Творчество» являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191202:33 площадью 42000 кв.м, о чем в ЕГРН 26.09.2014 года сделана запись регистрации права.
На основании решения собственника данный участок разделен на 44 земельных участка, в том числе, 3 земельных участка, входящих в состав земель общего пользования, а также спорный участок с кадастровым номером 77:18:0191202:14 площадью 326 кв.м, сведения об образовании которого внесены в ЕГРН д25.01.2016 года .
Решением общего собрания адрес от 23.04.2017 года решено возобновить процедуру регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191202:33, по окончании которой передать земельные участки членам СНТ, в том числе Степаняну В.Ш. земельный участок с кадастровым номером 77:18:0191202:14.
29.04.2017 года между Дачным Некоммерческим Партнерством «Творчество», с одной стороны, и членом адрес, Степанян В.Ш., с другой стороны, заключен Договор №170429.10 передачи имущества. Согласно п.п.1 данного договора адрес безвозмездно передает Степанян В.Ш. земельный участок площадью 326 кв.м. с кадастровым номером 77:18:0191202:14 по адресу: адрес, кв.63,64 Малининского адрес. ЛСХ, ДСК «Творчество» Союза писателей. Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 42000 кв.м. с кадастровым номером 50:26:0191202:33, принадлежащего адрес на основании свидетельства о государственной регистрации права, переданного адрес на основании Постановления Главы администрации адрес от 29.12.1992 года №2056 «О закреплении земель за садоводческими товариществами, их членами и выдаче свидетельств на право собственности (владения, пользования) землей.
адрес с кадастровым номером 77:18:0191202:14 по акту приема-передачи имущества от 29.04.2017 года передан в собственность Степаняну В.Ш.
адрес с кадастровым номером 77:18:0191202:14 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191202:33, поставлен на кадастровый учет 25.01.2016 года, сведения о зарегистрированных правах на земельный с кадастровым номером 77:18:0191202:14 отсутствуют в едином государственном реестре недвижимости.
Уведомлением от 17.09.2020 года Управлением Росреестра по Москве приостановлены действия по осуществлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:18:0191202:14 по причине отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191202:33, в том числе на участок с кадастровым номером 77:18:0191202:14. Имеются актуальные сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером 50:26:0191202:33, который не прекратил свое существование при разделе и права адрес на него не прекращены.
Уведомлением от 17.12.2020 года Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин, приведенных в Уведомлении от 17.09.2020 года.
Как предусмотрено п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2).
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками (пункт 3).
Несмотря на то, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:18:0191202:14 право собственности на него не зарегистрировано, указанное право возникло у СНТ «Творчество» в силу положений ст.11.4 ЗК РФ, как у собственника образованного в результате раздела земельного участка.
Административным ответчиком в возражениях было заявлено о пропуске срока исковой давности. Первоначально административный истец обратился в Симоновский районный суд адрес в предусмотренный законом срок, таким образом суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требования административного истца о признании незаконными решений от отказе в государственной регистрации права собственности, суд исходит из того, что оспариваемые решения нарушают право административного истца на приведение в соответствие правоустанавливающих документов и реализации права собственника недвижимого имущества, в адрес регистрирующего органа были представлены все документы, соответствующие требованиям законодательства РФ, необходимые для осуществления запрашиваемых действий.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 17.12.2020 ░░░░ № ░░░░-001/2020-13629779/3 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 326 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:18:0191202:14 ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░.63,64 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04.09.2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░