Решение по делу № 2-2530/2020 ~ М-2558/2020 от 16.09.2020

                                        Дело № 2-2530/2020

                                        УИД: 92RS0003-01-2020-003713-48

                                        РЕШЕНИЕ

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 ноября 2020 года                                                               г. Севастополь

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре Гонтарь С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Валентины Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, о признании права собственности на жилую комнату в порядке приватизации,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Истец Хижняк Н.И. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилую комнату А, с кадастровым номером 91:03:002002:1990, расположенную по адресу: <адрес>.

                                                    Исковые требования мотивированы тем, что истец Хижняк Н.И. постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в указанной комнате, расположенной в общежитии включенного в Реестр собственности <адрес> на законных основаниях на основании выданного ордера, несет обязанность по оплате коммунальных услуг по открытому на ее имя лицевому счету, ранее в приватизации жилья не участвовала и таким образом она приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести его в собственность. Ответчик отказывает в заключении договора передачи комнаты в собственность истцу, что и послужило основанием для обращения в суд с иском о признании права собственности на неё.

                                                    Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

                                                    Исследовав все материалы дела, суд находит иск обоснованным.

Из материалов дела следует, что Хижняк Н.И. постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в комнате А, с кадастровым номером 91:03:002002:1990, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной выпиской из домовой книги, расположенной в жилом фонде общежития, ранее находившегося в собственности ООО «Нефтида» на основании выданного ордера на жилую площадь в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ, а так же Распоряжения -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ комната включена в Реестр собственности <адрес>.

Из материалов дела также следует, что истец оплачивает коммунальные услуги по данному адресу по открытому на ее имя лицевому счету в ГУП Севастополя «Единый информационно-расчетный центр».

Как следует из представленных в дело справки Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СПР/20-64 в период регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по прежнему адресу проживания: <адрес>, ком. 123, Хижняк Н.И. участия в приватизации жилья не принимала. Из представленных справок Исполнительного комитета Воскресенского сельского совета <адрес> (Украина) от ДД.ММ.ГГГГ исх. и Громовского сельского совета <адрес> (Украина) так же следует, что истец постоянно проживала с 1986 г. по ДД.ММ.ГГГГ и участия по данным адресам в приватизации не принимала. Согласно справки, выданной КП «БТИ и ГРОНИ» от ДД.ММ.ГГГГ истцу по учету в <адрес> квартиры, дома, принадлежащего на правах частной собственности не зарегистрировано.

Хижняк Н.И. через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключении договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация) спорной комнаты в общежитии с предоставлением всех, предусмотренных регламентом документов, в т.ч. с предъявлением оригинала ордера на жилую площадь.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № ОПР/20-97 Департамент отказал истцу в предоставлении государственной услуги по приватизации комнаты, ссылаясь на то, что заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений в общежитиях противоречит ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

                                                    Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города-героя Севастополя» поддержано принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым решения о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республики Крым, в которой город-герой Севастополь имеет особый статус. (п. 1). Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с её участием на территории <адрес>, признаны учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем (п.5). Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории <адрес>, признана собственностью <адрес> (п.6).

                                                    Согласно ст.ст. 1. 2 Договора от 18.03.2014, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор), ст. ст. 1, 2 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - республики Крым и города Федерального значения» Севастополь, (далее - Конституционный Закон) г. Севастополь принят с 18.03.2014 в состав Российской Федерации в качестве города Федерального значения.

                                                    В силу ст. 9 Договора, ст. 23 Федерального конституционного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия 18.03.2014 в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

                                                    На территории города федерального значения Севастополя, согласно ст. 12 Конституционного Закона, действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

                                                    В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

                                                    Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

                                                    Право на жилище, согласно ст.. 17 Конституции РФ, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются совершеннолетние лица, дети. Право на жилище, провозглашенное в указанной статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе.

                                                    Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

                                                    В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

                                                    Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

                                                    Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

                                                    В силу ч.1 ст. 63, ч.7 ст. 100 ЖК РФ договор социального найма, договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

                                                    В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

                                                    Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

                                                    В силу статьи 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

                                                    Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, на основании ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

                                                    Согласно ст. 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

                                                    Передача жилых помещений в собственность граждан, согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

                                                    Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.

                                                    Жилые помещения в общежитии, на основании п. 2 ч.3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изменениями и дополнениями), являются одним из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.

                                                    Специализированный жилищный фонд, в силу ч.1 и ч.5 ст. 2 Закона г. Севастополя от 21.05.2019 N 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» - это совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона. Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя.

                                                    На основании ст. 10 Закона г. Севастополя от 21.05.2019 N 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18.03.2014, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

                                                    Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

                                                    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что комната 317а в общежитии по <адрес>, предоставленная истцу на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ООО «Нефтида», не является жилым помещением в общежитии, на которые распространяется запрет в приватизации.

                                                    Суд учитывает, правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которой разъяснено, следующее.

                                                    Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

                                                    Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

                                                    Передача жилых помещений в собственность граждан, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

                                                    В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

                                                    Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 «Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

                                                    Применительно к этой норме следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

                                                    Следовательно, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.

                                                    Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

                                                    Согласно части первой статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

                                                    Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть первая статьи 56 настоящего Кодекса).

                                                    В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

                                                    Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Департамент капитального строительства <адрес>, в порядке статьи 56 ГПК РФ, не предоставил доказательств о наличии оснований, установленных законом, для отказа в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)».

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем в т.ч. признания права.

Таким образом, суд при рассмотрении дела установил, что истец в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации комнаты в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, ком. 317А, с учетом ее проживания в ней на условиях договора социального найма, а так же ранее не участия в приватизации жилья, в связи с чем исковые требования о признании права собственности на него обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

                                                    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    РЕШИЛ:

                                                    Исковое заявление удовлетворить.

                                                    Признать за Хижняк Ниной Игнатьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение – комнату а, расположенную по адресу: ФИО1, <адрес>, кадастровый .

                                                    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий –

                                                    Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2020 года.

2-2530/2020 ~ М-2558/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хижняк Нина Игнатьевна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Куревлев Олег Глебович
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2020Передача материалов судье
18.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее