Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-27/2017 ~ М-25/2017 от 28.07.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 года      г. Свободный

    

Свободненский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сидорова М.А., при секретаре судебного заседания Чуваткиной Е.В., с участием административного истца Попова Р.А. и его представителя – Бец В.С., представителя начальника <данные изъяты> старшего лейтенанта юстиции Щина А.И., председателя аттестационной комиссии <данные изъяты> полковника Величко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-27/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Попова Романа Александровича об оспаривании действий начальника <данные изъяты> и аттестационной комиссии <данные изъяты>, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности и решением этой же комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Попов Р.А. с учетом уточненных требований просил признать незаконными приказы начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в части применения к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора и от ДД.ММ.ГГГГ в части применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора и возложить обязанность на данное должностное лицо отменить указанные приказы.

Кроме того, Попов Р.А. просил признать незаконным заключение аттестационной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в части выводов в отношении него и возложить обязанность на начальника <данные изъяты> указанное заключение отменить.

В обоснование своих требований Попов в административном исковом заявлении указал, что по результатам заседания аттестационной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о его несоответствии занимаемой должности и досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Вместе с тем, по мнению Попова, аттестационной комиссией нарушен порядок проведения аттестации в отношении него, так как с аттестационным листом он был ознакомлен менее чем за две недели до её заседания, беседа с ним перед составлением аттестационного листа не проводилась, не предоставлено возможности заблаговременно ознакомиться с оценкой его служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения. Данные обстоятельства привели к нарушению его прав и законных интересов, что повлекло принятие аттестационной комиссией незаконного решения о досрочном увольнении с военной службы.

Также Попов указал, что основанием для принятия аттестационной комиссией решения о его досрочном увольнении послужили приказы начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на него дисциплинарных взысканий. Указанные приказы являются незаконными и необоснованными в связи с тем, что административное расследование по выявленным нарушениям воинской дисциплины проводилось предвзято, без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению, а также без учета его объяснений и доводов.

В ходе судебного заседания старший прапорщик Попов П.А. свои требования поддержал, при этом привел аналогичные доводы, указанные в своем заявлении. Кроме того, показал, что при наложении на него дисциплинарного взыскания в соответствии с приказом начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не были учтены его объяснения, согласно которым по прибытии на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в обеденное время он позвонил врио начальнику отделения в <адрес> <данные изъяты> П и спросил разрешения остаться в <адрес> в связи с отсутствием транспорта, на что он получил разрешение. Возможность добраться к месту службы на служебном транспорте Попову на инструктаже не разъяснялась и служебный транспорт ему предоставлен не был. Также не были учтены его объяснения и при наложении на него дисциплинарного взыскания в соответствии с приказом начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым он пояснял, что в ноябре 2016 года в устной форме доложил своему непосредственному начальнику В о получении судебного письма о разводе. Свидетельство о расторжении брака было представлено несвоевременно в связи с тем, что он находился в отпуске. По выходе из отпуска он свидетельство о расторжении брака оставил в месте проведения отпуска и смог его представить только в июне 2017 года.

По мнению Попова, указанные приказы об объявлении ему дисциплинарных взысканий являются незаконными и повлияли на заключение аттестационной комиссии. С отзывом в аттестационном листе он был ознакомлен за два дня до заседания аттестационной комиссии, что лишило его возможности заблаговременно подготовиться, собрать дополнительные доказательства и характеристики. С результатами аттестации он был не согласен, о чём указал в аттестационном листе.

Представитель административного истца Бец В.С. в судебном заседании требования заявителя поддержал и привел доводы, аналогичные доводам Попова, указанным в исковом заявлении и в судебном заседании. Кроме того, показал, что, по его мнению, примененное к Попову дисциплинарное взыскание в виде выговора за несвоевременное представление сведений о расторжении брака явно не соответствует тяжести совершённого Поповым проступка, так как вредных последствий не наступило. При проведении процедуры аттестации в отношении Попова были допущены нарушения, выразившиеся в том, что индивидуальная беседа с Поповым проводилась не его непосредственным начальником <данные изъяты> В, а <данные изъяты> ФИО14 Кроме того, аттестационная комиссия была проведена не в полном составе, со слов Попова, подполковник Ю не присутствовал на заседании аттестационной комиссии.

Представитель начальника <данные изъяты> <данные изъяты> юстиции Щин А.И. требования административного истца не признал и пояснил, что требования Попова он не признаёт, поскольку Попов за период прохождения военной службы характеризуется посредственно и имеет ряд дисциплинарных взысканий, в том числе и те, которые Поповым были обжалованы, что свидетельствует о систематическом нарушении им воинской дисциплины. По нарушениям воинской дисциплины, совершённым Поповым, проведены разбирательства в строгом соответствии со ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 80 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, с оформлением письменных материалов.

Председатель аттестационной комиссии <данные изъяты> <данные изъяты> Величко А.Н. в судебном заседании требования Попова не признал, просил суд отказать в их удовлетворении и указал на то, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ аттестации Попова нарушений допущено не было. С Поповым до заседания аттестационной комиссии была проведена беседа, он был ознакомлен с составленным в отношении него отзывом. Отзыв был составлен его непосредственным начальником <данные изъяты> В и носит объективный, всесторонний характер. Каких-либо возражений, дополнений, заявлений о переносе заседания аттестационной комиссии от Попова не последовало. Попов в установленном законом порядке был ознакомлен с решением аттестационной комиссии под роспись.

Начальник <данные изъяты>, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, поэтому, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено без его участия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив в судебном заседании свидетеля <данные изъяты> О, <данные изъяты>, исследовав материалы административного дела и возражения начальника <данные изъяты>, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления Попова по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Как следует из п. 1 ст. 28.4 данного Закона, дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершённый военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Согласно пп. 1 и 4 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» по каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка проводится разбирательство. Порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из ст. 81 Дисциплинарного Устава ВС РФ следует, что командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью.

В соответствии со ст. 83 данного Устава применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Как видно из выписки из приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , Попову за совершение грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», - отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более 4 часов подряд в течение установленного еженедельного служебного времени, объявлен строгий выговор.

Из исследованных в судебном заседании материалов разбирательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Попов обратился с рапортом к начальнику <данные изъяты> о предоставлении ему выезда в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ для участия в судебном заседании в качестве гражданского истца, на который был получен положительный ответ. ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадров <данные изъяты> ФИО14 в присутствии офицеров Службы в <адрес> проинструктировал Попова о порядке убытия и следования от <адрес> до отделения в <адрес>. В инструктаже было указано, что Попов после прибытия на станцию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обязан убыть к месту службы в отделение в <адрес> и только ДД.ММ.ГГГГ следовать в Свободненский гарнизонный военный суд. Поповым требования инструктажа были проигнорированы. По прибытии на <адрес> около 12 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ Попов, приобретя билеты до <адрес>, спросил разрешения у врио начальника отделения в <адрес> <данные изъяты> П не прибывать к месту службы, а остаться на <адрес>, на что получил разрешение.

Из материалов разбирательства, а также пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что Попов остался на <адрес> в связи с отсутствием транспорта по маршруту <адрес>. Однако военный суд не может согласиться с доводами Попова, поскольку он был проинструктирован о порядке следования и ему в присутствии офицеров <данные изъяты> было доведено о необходимости ДД.ММ.ГГГГ убыть к месту несения военной службы в <адрес>. Также Попов мог воспользоваться служебным транспортом, однако сделать этого не захотел.

Свидетель О в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО16 в его присутствии был проведен инструктаж Попову о порядке его следования из <адрес> в отделение в <адрес>. Попов должен был следовать железнодорожным транспортом из <адрес> до <адрес>, далее маршрутным транспортом до <адрес>. Затем на служебном транспорте до <адрес>. Попов пояснил, что ему все понятно, вопросов не имеет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вопреки утверждениям Попова, им были проигнорированы требования инструктажа должностных лиц <данные изъяты> о порядке его следования из <адрес> в отделение в <адрес> и необходимости прибыть ДД.ММ.ГГГГ к месту несения военной службы в <адрес>. Попов отсутствовал в месте военной службы более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени, в связи с чем в отношении Попова правомерно применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Попову за нарушение требований ст. 16 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ в части невыполнения требований приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ , а именно несвоевременного представления сведений об изменении анкетно-биографических данных, объявлен выговор.

В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» военнослужащий обязан представить в подразделение кадров в письменном виде информацию в срок не позднее 10 рабочих дней с даты наступления факта изменения анкетно-биографических данных.

Из исследованных в судебном заседании материалов разбирательства от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Попов, получив свидетельство о расторжении брака ДД.ММ.ГГГГ, в течение установленного срока, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, об изменении анкетно-биографических данных не доложил, документов не представил. Попов обратился с рапортом к начальнику <данные изъяты> о внесении изменений анкетных данных только ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается заявления Попова о том, что он в устной форме в ноябре 2016 года доложил своему непосредственному начальнику <данные изъяты> В о предстоящем разводе, по мнению суда, не может считаться надлежащим представлением сведений об изменении анкетных данных, так как согласно приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ данная информация предоставляется военнослужащими в письменном виде с визой непосредственного начальника в подразделение кадров <данные изъяты>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку указанные выше разбирательства проводились в строгом соответствии с требованиями ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 80 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, наличие событий дисциплинарных проступков и виновность Попова установлены исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе заключениями по результатам разбирательства, начальник <данные изъяты> в пределах своих полномочий и в установленный срок применил дисциплинарные взыскания к Попову, суд не находит оснований для отмены в отношении Попова приказов начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в части применения к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора и от ДД.ММ.ГГГГ в части применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора.

В ходе судебного заседания председателем аттестационной комиссии ФИО17 было заявлено о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд в части обжалования приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку Поповым были уточнены требования 5 сентября 2017 года, по истечении трех месяцев, когда данный приказ был доведен до Попова.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем военный суд с данными доводами председателя аттестационной комиссии Величко не может согласиться по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, административное исковое заявление Попова поступило в Свободненский гарнизонный военный суд 28 июля 2017 года. Определением военного суда от 28 июля 2017 года данное административное исковое заявление оставлено без движения. В установленный срок указанные в определении недостатки были устранены. Как следует из пояснений Попова, а также его представителя Бец, в исковом заявлении были допущены ошибки в части даты вынесения приказов о наложении дисциплинарных взысканий, а также даты проведения заседания аттестационной комиссии, в связи с чем Поповым и были уточнены требования по административному исковому заявлению.

Также суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ошибочно указанные в исковом заявлении приказы начальника <данные изъяты> от 14 мая 2017 года и от 17 июля 2017 года в отношении Попова не издавались.

Согласно ч. 2 ст. 130 КАС РФ если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд.

Таким образом, поскольку Попов обратился с административным исковым заявлением 28 июля 2017 года, то суд не находит оснований для применения ст. 219 КАС РФ о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, поскольку такой срок не пропущен.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Согласно п. 2.2 ст. 51 данного закона военнослужащий увольняется в связи с невыполнением им условий контракта только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, приказом <данные изъяты> (далее – Инструкция), которая определяет порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу в <данные изъяты>.

Согласно п. 2 Инструкции аттестация проводится в целях определения соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования на основе оценки профессиональных и личностных качеств аттестуемых, а также их профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с п. 20 Инструкции аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение начальника органа безопасности мотивированные рекомендации об увольнении с военной службы, а также по иным вопросам, связанным с прохождением военнослужащими военной службы. Рекомендации отражаются в заключении аттестационной комиссии после указания о соответствии или несоответствии аттестуемого занимаемой воинской должности. Вывод, предложения и рекомендации в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыва и иных дополнительных характеризующих документах.

Из выписки из аттестационного листа в отношении Попова следует, что на момент проведения аттестационной комиссии 12 июля 2017 года военнослужащий имеет четыре неснятых дисциплинарных взыскания, два из которых являются грубыми дисциплинарными проступками. Вывод, указанный в отзыве на Попова: «Занимаемой должности соответствует. Характер ранее совершённых военнослужащим дисциплинарных проступков, за которые он привлекался к дисциплинарной ответственности, наличие неснятых дисциплинарных взысканий свидетельствуют о том, что <данные изъяты> Попов Р.А. перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим. Предлагается уволить <данные изъяты> Попова Р.А. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы (пп. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Данный вывод содержится и в заключении аттестационной комиссии.

14 июля 2017 года аттестационный лист утвержден начальником <данные изъяты>, в этот же день решение аттестационной комиссии и начальника <данные изъяты> было доведено до Попова под роспись.

Из служебной карточки Попова следует, что на момент его аттестации 12 июля 2017 года у него имелось четыре неснятых дисциплинарных взыскания, а именно: 12 июля 2016 года – строгий выговор, 23 августа 2016 года – выговор, 15 мая 2017 года – строгий выговор, 30 мая 2017 года – строгий выговор. За аттестуемый период поощрений не имел.

Таким образом, поскольку Попов неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, соответствующих выводов для себя не сделал, то у аттестационной комиссии имелись все основания полагать, что истец перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту.

Как следует из акта об ознакомлении с отзывом по аттестации, 10 июля 2017 года с Поповым проведена беседа по содержанию отзыва аттестационного листа в связи с его предстоящей аттестацией. В ходе беседы Попову предоставлена возможность ознакомиться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с такой оценкой, сообщить дополнительные сведения, предложено лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии. Доведен порядок обжалования заключения аттестационной комиссии и порядок её проведения. Каких-либо просьб, возражений, дополнений или проблемных вопросов, в том числе по переносу заседания аттестационной комиссии и отзыву, содержащемуся в аттестационном листе, не поступило. Данный акт об ознакомлении с отзывом по аттестации составлен и удостоверен офицерами <данные изъяты> и собственноручной подписью Попова.

Помимо указанного суд принимает во внимание то обстоятельство, что вопреки доводам Попова, он был согласен с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, поскольку его не оспаривал, свои возражения в ходе аттестационной комиссии не представил и просьб о переносе заседания аттестационной комиссии не заявлял, имея на то возможность.

Ссылка Попова на нарушение порядка проведения аттестации, а именно на то, что с аттестационным листом он был ознакомлен менее чем за две недели до заседания, в связи с чем у него отсутствовала возможность заблаговременно ознакомиться с оценкой его служебной деятельности, основанием для отмены решения не является, так как данное нарушение носит формальный характер и его прав, исходя из фактических обстоятельств дела, не затронуло.

Пояснения представителя истца Бец о том, что член комиссии <данные изъяты> Ю не присутствовал на заседании аттестационной комиссии, опровергаются исследованной в судебном заседании выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии от 12 июля 2017 года, в которой указано, что <данные изъяты> Ю на заседании аттестационной комиссии присутствовал. Данная выписка заверена секретарем комиссии <данные изъяты> Н

Таким образом, суд приходит к выводу о законности заключения аттестационной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Попова, поскольку аттестационная комиссия, располагая сведениями о неоднократном привлечении административного истца к дисциплинарной ответственности, при оценке соответствия данного военнослужащего предъявляемым к нему требованиям пришла к обоснованному выводу о необходимости увольнения его с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. В связи с чем требования Попова удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Попова Романа Александровича об оспаривании действий начальника <данные изъяты> и аттестационной комиссии <данные изъяты>, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности и решением этой же комиссии, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Дальневосточного окружного военного суда через Свободненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 15 сентября 2017 года.

Председательствующий     М.А. Сидоров

2а-27/2017 ~ М-25/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Роман Александрович
Ответчики
председатель аттестационной комиссии службы ПУ ФСБ, начальник службы ПУ ФСБ
Суд
Свободненский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Судья
Сидоров М.А.
Дело на странице суда
sgvs--amr.sudrf.ru
28.07.2017Регистрация административного искового заявления
28.07.2017Передача материалов судье
28.07.2017Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Подготовка дела (собеседование)
23.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2017Судебное заседание
05.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
15.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2018Дело передано в архив
04.02.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.02.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.02.2019Судебное заседание
20.02.2019Судебное заседание
25.03.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее