Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4452/2018 ~ М-3181/2018 от 24.07.2018

                                                                                                      Дело № 2-4452/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 года                                                       г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска

В составе председательствующего судьи Богдевич Н.В.

При секретаре Волчек Ю.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по делу по иску

Лопатина С.Л. к администрации Свердловского района г.Красноярска об установлении факта проживания, признании незаконным отказа, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

Установил:

Лопатин С.Л. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Свердловского района г.Красноярска об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в принятии на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Свердловского района г.Красноярска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением администрации Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя отказ отсутствием документа, подтверждающего право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права. Истец является и признан малоимущеим гражданином. Поскольку истец не имеет регистрации по месту жительства, что не может служить основанием ограничения его прав. при этом истец имеет регистрацию по месту пребывания в Свердловском районе г.Красноярска. С учетом уточнения требований просил суд установить факт проживания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, признать незаконным отказ и обязать администрацию поставить его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании истец Лопатин С.Л. требования поддержал и дал суду пояснения по существу.

Ответчик – представитель администрации Свердловского района г.Красноярска Поляков В.Н. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на иск ( приобщен к делу).

Третьи лица – УСЗН Свердловского района г.Красноярска, администрация г.Красноярска в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся участников процесса, с учетом их надлежащего извещения по делу.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья определен федеральным законодательством, в том числе положениями ч. ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Ч. 3 указанной статьи устанавливает возможность предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и /или/ федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социально найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные выше категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Лопатин С.Л. решением УСЗН Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ признан малоимущим гражданином (л.д.9).

Также судом установлено. что Лопатин С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию (л.д.10).

Согласно справке (л.д.11) об освобождении Лопатин С.Л. освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.

Лопатин С.Л. документирован паспортом гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), регистрации по месту жительства не имеет.

Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, прибыл из мест лишения свободы, имеет временную регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

ДД.ММ.ГГГГ Лопатин С.Л. обратился с заявлением в администрацию Свердловского района г.Красноярска о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ (дл.д.12, копии документов приобщены к делу) Лопатину С.Л. было отказано в удовлетворении заявления.

Основанием отказа явилось, что к заявлению Лопатиным С.Л. не приложены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с п.1.ч.2 ст.6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы:, подтверждающие право граждан состоять на учете: паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства – свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета.

Судом установлено, что Лопатин С.Л. зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в администрацию Свердловского района г.Красноярска заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущий гражданин", приложив требуемый пакет документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

При этом судом установлено, что после освобождения из мест лишения свободы и до настоящего времени Лопатин С.Л. проживает в Свердловском районе г.Красноярска по <адрес> и имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. иных жилых помещений в пользовании, собственности не имеет.

Удовлетворяя исковые требования Лопатина С.Л., суд исходит из того, что он постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: <адрес>, на другое место жительства не выезжал, места жительства не менял, и поэтому не может быть лишен возможности обращения и рассмотрения его заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся только по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.

При этом суд приходит к выводу о законности отказа администрации в принятии Лопатина С.Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку истец не представил на момент подачи заявления доказательств его регистрации по месту жительства.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).

Таким образом, как федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации – Красноярского края, устанавливают право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта проживания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Лопатин С.Л. представил доказательства, подтверждающие, что с указанного периода времени он постоянно проживает по данному адресу, место жительства не менял, а невозможность регистрации по месту жительства связана с тем, что данное помещение предоставлено ему во временное пользование, он освобожден из мест лишения свободы, родственников не имеет, места жительства и работы не имеет. регистрация по месту жительства отсутствует, находился в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ год.

Каких-либо доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства и факты, ответчиком представлено не было.

При рассмотрении заявления Лопатина С.Л. суд учитывает фактические обстоятельства по делу, свидетельствующие о преимущественном проживании Лопатина С.л. по <адрес>.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

При наличии спора о праве, данный факт подлежит установлению в порядке искового производства, что и было соблюдено Лопатиным С.Л. путем предъявления соответствующего иска.

Как указывалось выше, отсутствие у истца по объективным причинам регистрации по месту жительства, явилось препятствием к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ином (внесудебном) порядке подтвердить наличие у Лопатина С.Л. места жительства невозможно, а цель установления обстоятельств, связанных с наличием у Лопатина С.Л. места жительства, носит правовой характер и связана с реализацией истцом конституционного права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации, которое предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как указывалось выше, статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 5 Закона Красноярского края от 21.03.2006 года 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" связывают принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с подачей заявления в орган местного самоуправления именно по месту жительства гражданина.

Установление же факта наличия у Лопатина С.Л. места жительства и его проживания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, повлечет правовые последствия для истца в виде принятия на учет органом местного самоуправления заявления в порядке статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края от 21 марта 206 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Как указывалось выше, администрацией Свердловского района г.Красноярска Лопатину С.Л. было отказано в принятии о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В силу указанных выше нормативных предписаний, установленных по делу юридически значимых обстоятельств, подтверждающих место жительство истца, администрация обязана принять Лопатина С.Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Лопатина С.Л. к администрации Свердловского района г.Красноярска об установлении факта проживания, признании незаконным отказа, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – удовлетворить частично.

Установить факт проживания Лопатина С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Свердловского района города Красноярска поставить Лопатина С.Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В части признании отказа администрации Свердловского района г.Красноярска в удовлетворении требований Лопатину С.Л. – отказать.

           Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца, со дня его принятия судом в окончательной форме, с 07 ноября 2018 года.

Председательствующий судья:                                                              Н.В. Богдевич

2-4452/2018 ~ М-3181/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лопатин Сергей Леонидович
Ответчики
Администрация Свердловского района г. Красноярска
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Богдевич Н.В.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
24.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2018Передача материалов судье
25.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
07.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2018Дело оформлено
13.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее