Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2019 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания Кректуновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-55/2019 г. по иску Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа к Ветошкину Ивану Анатольевичу о взыскании социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент АПК), с привлечением в качестве третьего лица Администрации МО Шурышкарский район, обратился в суд с иском к Ветошкину И.А. о взыскании 3 258 054,00 рублей в качестве возврата социальной выплаты, полученной ответчиком в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 года № 224-А « О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам». Свои требования истец мотивирует тем, что в нарушение условий трехстороннего соглашения (договора) № от ДД.ММ.ГГГГ, Ветошкин И.А. расторг трудовой договор с прежним работодателем - <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, несмотря на то, что заключая указанную выше сделку взял на себя обязательство отработать на данном предприятии в течении 5 лет.
Представитель истца, 3-го лица, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. №). С учетом мнения участников процесса, суд находит возможным рассмотрение данного дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании ответчик Ветошкин И.А. и его представитель ФИО4, действующая на основании соглашения по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признали, пояснили суду, что увольнение из школы ответчика носило вынужденный характер, было связано с неприязненными отношениями, сложившимися на работе с непосредственным начальником ответчика ФИО1, из-за показаний Ветошкина по уголовному делу. После увольнения Ветошкин И.А. занимался поиском работы, пытался трудоустроиться в школу, однако из-за наличия у него судимости в 2000 году, он не трудоустроился в образовательную организацию. В октябре 2018 года он был трудоустроен в сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты> в связи, с чем считают, что ответчик продолжает работать в сфере агропромышленного комплекса. Ветошкин И.А. пояснил, что постоянно проживает в сельской местности, уезжать из данного населенного пункта(<адрес>) он и члены его семьи не намерены, имеет на иждивении 4-х несовершеннолетних детей, другого жилья в собственности и по найму не имеет, как и средств, для возврата предъявленной суммы. Представитель ответчика ФИО4 считает, что положения о том, что ответчик обязан в течение 5 лет отработать у одного работодателя противоречит Конституции РФ, нарушает его права и не соответствует основным целям федеральной программы, то есть развитию села. На основании чего считает требования Департамента АПК не подлежат удовлетворению.
Представитель 3-го лица – администрации МО Шурышкарский район ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что часть денежных средств Ветошкину И.А. было предоставлено из средств местного бюджета, которые также в случае установления факта нарушения условий программы ответчиком должны будут возвращены в местный бюджет. Кроме этого указал, что Ветошкин И.А. в администрацию района по вопросу содействия в трудоустройстве, не обращался.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858 утверждена «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее Программа).
В целях реализации этой программы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Администрации ЯНАО № 224-А от 30.04.2009 года утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Положение).
Согласно п.5.1 Положения право на получение социальных выплат имеет в т.ч. молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), - в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи, возраст, которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы и т.д.
Судом с достоверностью установлено что, ответчику, как участнику Программы ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 3 440 834,00 рубля на приобретение жилого помещения в <адрес>. Выплата предоставлена в т.ч.: за счет средств федерального бюджета в размере 918 470,00 рублей, окружного бюджета- 2 339 584,00 рубля, местного бюджета- 182 780,00 рублей (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ между истцом, ответчиком и работодателем последнего – <данные изъяты> заключен договор №, в соответствии с подпунктами 2.3.4 и 2.3.5 которого Ветошкин И.А. взял на себя обязательства отработать у работодателя не менее 5 лет со дня получения указанного выше свидетельства и возвратить полученную социальную выплату в случае расторжения трудового договора до истечения указанного срока по собственной инициативе (ст. 80 ТК РФ), либо по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ, т.е. за виновные действия (л.д.№-№). Социальную выплату Ветошкин И.А. использовал для приобретения в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.№).
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес директора Департамента АПК первым заместителем главы администрации МО Шурышкарский район ( л.д№) и приказа о прекращении действий трудового договора ( л.д.№) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не работает в <данные изъяты> по собственной инициативе. Истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено требование о возврате социальной выплаты (л.д.№), которое осталось без удовлетворения.
Как следует из пояснений стороны ответчика и подтверждено материалами дела, Ветошкин И.А., его супруга ФИО6 и их несовершеннолетние дети проживают и имеют регистрацию по адресу: <адрес> момента передачи им квартиры и по настоящее время.
Из копии трудовой книжки Ветошкина И.А. ( л.д. №) следует, что ответчик с 2000 года начал свою трудовую деятельность в <адрес> и продолжает в настоящее время работу в данном населенном пункте в <данные изъяты> в качестве рабочего с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 года № 224-А «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам» утверждено Положение, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности.
Согласно разделу II Программы основными её целями являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание условий для улучшения социально - демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности.
Среди основных задач данной программы указаны: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Согласно 1.4. Положения под сельской местностью понимаются населенные пункты, утвержденные постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2008 года № 192-А "Об утверждении перечня сельских населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции". Как следует из обозначенного выше нормативного акта <адрес> отнесено именно к сельским населенным пунктам.
Исходя из буквального толкования п.1.1 Положения, социальные выплаты предоставляются на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
П.5.1 Положения предусматривает, что необходима работа одного из членов молодой семьи, возраст, которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, то есть не предусматривает обязанность получателя социальной выплаты отработать не менее пяти лет исключительно на одном предприятии агропромышленного комплекса.
Указанное согласуется и с предусмотренным статьёй 37 Конституции РФ правом гражданина на свободный труд, т.е. на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности и профессии.
Аналогичные положения содержаться и в ст. 2 ТК РФ, а именно - исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в частности: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6, супруга ответчика, показала, что действительно ее супруг уволился со <данные изъяты> по собственному желанию, однако для этого имелись объективные причины, а именно, неприязненные отношения с завхозом ФИО1 из-за обстоятельств по уголовному делу. Однако она пояснила, что она работает в <данные изъяты> по настоящее время. Намерений выехать из села <адрес> они не имели и не имеют. Их семья является малоимущей, имеют на иждивении 4-х малолетних детей. Кроме этого указала, что она вместе с супругом предпринимала действия по трудоустройству мужа, однако из-за ограниченного количества рабочих мест в селе, супруг не мог трудоустроиться своевременно.
Согласно сведений, предоставленных директором <данные изъяты>, а также главой администрации <адрес> ( л.д.№) следует, что Ветошкин И.А. обращался к ним по вопросу трудоустройства с мая по сентябрь 2018 года.
Из справки УМВД России по ЯНАО ( л.д.№) следовало, что Ветошкин И.А. привлекался к уголовной ответственности и был осужден судом в 2000 году. Из пояснений ответчика следовало, что данный факт также служил основанием для отказа в его трудоустройстве в образовательную организацию.
Данные факты суд принимает как доказательство того, что Ветошкин И.А. предпринимал действия по трудоустройству в <адрес>, то есть в сельской местности, не имея намерения выехать из поселка, уволившись с образовательной организации, в котором работал, трудоустроился в организацию агропромышленного комплекса, что говорит о желании ответчика проживать и работать в сельской местности.
Анализируя изложенное выше, принимая во внимание то, что Ветошкин И.А., продолжает проживать в сельской местности, супруга ответчика, как до получения социальной выплаты, так и в настоящее время работает в <данные изъяты>, семья имеет на иждивении 4-х несовершеннолетних детей, а также то, что <адрес> является населенным пунктом с ограниченным количеством сельскохозяйственных и иных предприятий и соответственно самих рабочих мест, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения требований Департамента АПК.
Доводы Департамента АПК о том, что перечисленные выше пункты договора №, обязывают ответчика отработать не менее пяти лет у одного работодателя и возвратить социальную выплату в случае нарушения этой обязанности, находятся в противоречии с перечисленными выше конституционными нормами и основными принципами правового регулирования в сфере трудовых правоотношений, а также – не отвечают основным целям и задачам Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Департаменту агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении иска к Ветошкину Ивану Анатольевичу о взыскании социальной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение одного месяца.
Председательствующий (подпись) С.В.Балакина
Мотивированное решение суда составлено 22 марта 2019 года.
Копия верна:
Судья: С.В.Балакина