РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в с. Агинское
в составе: председательствующего судьи Захаровой Л.В.
при секретаре Астаниной Т.С.
истицы Миллер Л.К.,
представителей ответчиков: Управления социальной защиты населения администрации Саянского района Васильевой Т.В.,
ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского отделения Егоровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-296/2011 г. по иску Миллер Л.К. к Управлению социальной защиты населения администрации Саянского района Красноярского края, МУП «Агинское», ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского отделения о возложении обязанности по предоставлению льгот,
УСТАНОВИЛ:
Миллер Л.К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Саянского района Красноярского края (далее УСЗН) о возложении обязанности по предоставлению льгот, мотивируя требования тем, что проработала в сельском образовании 47 лет, все годы пользовалась бесплатными коммунальными льготами до выхода на пенсию 01.09.2011 года. В нарушение положений ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24. 05.1982 г. № 437 и № 255 от 04.05.1971 г., сохраняющими право за ушедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами школ и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, отработавшими в школах сельской местности не менее 10 лет, на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, ей (Миллер) при выходе на пенсию в предоставлении льгот на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением отказано.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие
права и свободы человека и гражданина; кроме того, принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству ( ст.55,72,76 Конституции РФ).
Просит обязать ответчика УСЗН администрации Саянского района предоставлять с 01.09.2011 года льготы на отопление и освещение как педагогу, ушедшему на пенсию и проработавшему в сельской местности 47 лет, проживающему в сельской местности по адресу с. Агинское ул. Советская 163 кв.8.
В судебном заседании истица Миллер Л.Л. поддержала требования иска по изложенным в нем основаниям, просит возложить на ответчика УСЗН администрации Саянского района обязанность по предоставлению льгот по отоплению и освещению с 01 сентября 2011 года как педагогу, ушедшему на пенсию и проработавшему в сельской местности 47 лет и проживающему в сельской местности в <адрес>.
Представитель ответчика УСЗН администрации Саянского района Васильева Т.В. исковые требования не признала, поддержала представленные в суд возражения. Согласно данных возражений, льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проработавшим в школе более 10 лет и вышедшим на пенсию, предусмотренные Законом РФ «Об образовании» предоставляются только работающим педагогическим работникам образовательных учреждений и проживающим в сельской местности.
Законом Красноярского края № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа)» устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением работающим работникам образовательных учреждений и проживающим в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа. Указанные нормативные правовые акты не закрепляют соответствующее право за педагогами пенсионерами.
Финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений ст. 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. При этом финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. На сегодняшний день у субъекта РФ отсутствуют основания для финансирования мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, вышедших на пенсию.
УСЗН администрации Саянского района не имеет собственных источников доходов и не несет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки педагогам- пенсионерам.
Привлеченные к делу в качестве соответчика МУП «Агинское» в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили. Возражения по иску не представили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП «Агинское».
Привлеченные к делу в качестве соответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского отделения представитель Егорова Ю.А. против исковых требований не возражала, так как федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусмотрено предоставление льгот по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам, проработавшим в образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Представитель Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, направили в суд письменный отзыв. В отзыве просят отказать в удовлетворении исковых требований истицы по тем основаниям, что Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ( в ред. действовавшей до 11.01.2011 г.) мера социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением пенсионерам - бывшим педагогическим работникам в сельской местности не была предусмотрена. Ранее действовавшим Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256 « О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа)», принятым во исполнение ст. 55 Закона РФ № 3266-1, также были предусмотрены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. Действовавший с 01.07.2010 г. Закон Красноярского края № 10-4691 изменил форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности с натуральной на денежную. Новая редакция ст. 55 Закона РФ «Об образовании» с учетом изменений, внесенных ФЗ от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ, вступивших в силу с 11.01.2011 г. содержит еще более конкретное определение круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения- это педагогические работники, проживающие и работающий в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа).
Указанные нормативно правовые акты не содержат норм, предусматривающих предоставление каких-либо мер социальной поддержки, вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, в суд представили возражения.
В судебном заседании от 18.10.2011 года представитель Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Туров А.В. поддержал возражения. Суду пояснил, что Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников. Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 377 от 27.06.2003 г. определен порядок предоставления субсидий для возмещения таких расходов, предусмотренных в том числе, п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». Поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных п. 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях, обязательства Российской Федерации могут наступить только в отношении возмещения расходов, произведенных субъектом РФ.
Считают, обязанность по предоставлению педагогическим работникам бесплатной льготы на отопление и освещение, возложена на юридические лица, оказывающие данные услуги. Расходы по возмещению стоимости оказанных услуг предприятиям компенсируются из бюджета. Считают, Министерство Финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Согласно абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ( в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011 г.) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно определения Конституционного суда от 08.02.2007 г. № 322-0-П право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 г. № 255 « О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».
В соответствии с п. б ст. 6 Постановления Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно- материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» от 04.05.1971 г. № 255 за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Из разъяснений «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа ( рабочих поселках)», утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. № 154\12-22 следует, что право на бесплатные квартиры ( независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию, и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж указанных работников в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Данное право сохраняется независимо от того, когда и какая пенсия им назначена ( по старости, инвалидности или выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ «Об образовании», способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.
П.5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01.07.2010 года было
предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 процентов оплаты жилья и 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2007 г. № 53-ГО7-4 указано, что по смыслу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги ( в том числе и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст.8 ФЗ РФ « О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.
Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256 « О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа)», действующего до 01.07.2010 года, возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам ( далее возмещение расходов), производилось :
юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления ( теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электроэнергию, потребленную на освещение жилых помещений. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливался высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края. Согласно п.1 ст.3 указанного Закона края, финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществлялось в пределах средств, поступающих в Краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели.
Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот, поскольку Федеральным законом «Об образовании» до 11.01.2011 года не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, субъектам РФ лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Из анализа выше перечисленных норм следует, что установленное государством право педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишались возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.
С 01.07.2010 г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691 « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в Российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ « О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011 года.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» ( в ред. настоящего ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из выше перечисленных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.
Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011 г., на педагогов- пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Согласно ст. 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691, принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории Саянского района данными полномочиями наделено Управление социальной защиты населения администрации Саянского района.
Судом установлено, что Миллер Л.К. работала в муниципальных образовательных учреждениях Саянского района: Тугачинской, Нагорновской средней школе, Агинской средней общеобразовательной школе № 2 Саянского района Красноярского края в должностях методиста, учителя, директора образовательных учреждений с 1965 г. по 30.08.2011 года, после чего вышла на пенсию, педагогический стаж работы Миллер Л.К. в сельской местности составил 47 лет. Данное обстоятельство подтверждается документально, не оспаривается сторонами.
Судом установлено, что ранее Миллер Л.К., как педагогический работник пользовалась льготами на отопление и освещение, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения администрации Саянского района от 14.09.2011 г. № 932.
Таким образом, судом установлено, что Миллер Л.К. является педагогическим работником, перешедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а с 11.01.2011 года на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Саянского района Миллер Л.К., проживающей по адресу <адрес>- прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 г.
Суд считает, что действия Управления социальной защиты населения администрации Саянского района по отказу Миллер Л.К. как педагогическому работнику, имеющему педагогический стаж более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельском населенном пункте Саянского района в выплатах на отопление и освещение занимаемой площади не позволяют ей реализовать свои конституционные права, вследствие чего являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию.
Доводы ответчика УСЗН администрации Саянского района о том, что федеральным и краевым законодательством не предусмотрены льготы для педагогических работников пенсионеров, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие в Законе Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691, вступившего в силу с 01.07.2011 года указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавшим не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может умалить их установленное государством право на получение данных мер социальной поддержки.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Управление социальной защиты населения администрации Саянского района Красноярского края, поскольку органом местного самоуправления УСЗН наделено полномочиями по предоставлению денежных выплат педагогическим работникам на территории района. По этому основанию обязанности по предоставлению льгот по оплате жилого помещения с отоплением и освещением у МУП «Агинское» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского отделения нет.
Суд считает, что на ответчика УСЗН администрации Саянского района необходимо возложить обязанность по предоставлению педагогическому работнику Миллер Л.К., проработавшей в сельском образовательном учреждении более 10 лет и проживающей в сельской местности, меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения с 01 сентября 2011 года.
При таких обстоятельствах, требования истицы Миллер Л.К. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Миллер Л.К. удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Саянского района с 01 сентября 2011 года предоставлять меру социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Миллер Л.К., как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: