Дело № 2-681/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
При секретаре Рогальской И.В.
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Корзниковой Екатерины Яковлевны, Ярвинен Елены Яковлевны к администрации Питкярантского муниципального района, Министерству образования Республики Карелия о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
УСТАНОВИЛ:
Ярвинен Е.Я., Корзникова Е.Я. обратились в Питкярантский городской суд РК с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по тем основаниям, что их мать - ФИО11 решением Питкярантского городского народного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Постановлением администрации местного самоуправления г. Питкяранта и Питкярантского района № от ДД.ММ.ГГГГ они и их брат ФИО12 были определены в детский дом, за ними было закреплено жилое помещение - <адрес>, которое в последующем было передано по наследству их двоюродным брату и сестре ФИО13, ФИО14. В настоящее время они вынуждены снимать жилье.
Определением суда от 19.11.2015 года гражданские дела по иску Ярвинен Е.Я. и Корзниковой Е.Я. объединены в одно производство.
В судебном заседание истицы Ярвинен Е.Я., Корзникова Е.Я. и их представитель Бердников В.Г., действует на основании устной доверенности, исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям. Пояснили, что закрепленное за ними жилое помещение пригодно для проживания, однако они в нем не проживают, в связи с тем, что не являются ее собственниками. Также пояснили, что собственниками жилого помещения являются ФИО14 и ФИО13, которые не препятствуют им проживать в квартире.
Представитель ответчика- представитель администрации Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования не признает.
Представитель ответчика- представитель Министерства образования РК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, заключение органа опеки и попечительства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии с положениями ст. ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась ранее в ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
С 01.01.2013 законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), под. 2 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК (в редакции, действующей с 01.01.2013) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не только принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключают договоры найма специализированных жилых помещений, но и предоставляют уполномоченному органу сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (под. 4 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК).
Положения ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ предусматривают, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа указанных норм права следует, что юридически значимыми для настоящего спора обстоятельствами, которые должен установить суд, являются: относятся ли истицы к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возраст истиц, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеют ли истицы закрепленное жилое помещение; состоят ли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что мать истиц - ФИО11 решением Питкярантского городского народного суда РК от 23.02.1995 была лишена родительских прав, отца у истиц нет.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы местного самоуправления г. Питкяранта и Питкярантского района истицы были определены в Детское государственное учреждение сиротского типа, на основании п.3 ст. 60 ЖК РФ за ними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. С 2015 года собственниками квартиры по ? доли являются ФИО14 и ФИО13
До 2000 года Корзникова Е.Я. являлась воспитанницей детского дома, после чего уехала на учебу в г. <данные изъяты> и вернулась в г. Питкяранту на постоянное место жительства в 2003 году.
Ярвинен Е.Я. в 2003 году, после окончания 9 класса, поступила в <данные изъяты>, которое окончила в 2006 году, после чего уехала в г. <данные изъяты>, где проживала и работала до 2012 года.
С момента возвращения в г. Питкяранту ни Корзникова Е.Я., ни Ярвинен Е.Я. в закрепленном за ними жилом помещении не жили, намерений вселяться в квартиру не имели, однако пояснили, что в 2014 году сделали в нем ремонт за счет собственных средств, но жить там не стали, поскольку не хотели проживать в квартире вместе. Никаких препятствий в проживании в квартире собственники квартиры ФИО14 и ФИО13, которые приходятся им двоюродными братом и сестрой, им не чинят. В спорном жилом помещении в настоящее время никто не проживает. Не вселение в квартиру истицы объясняют тем, что квартира им не принадлежит.
Истицы жилых помещений в собственности не имеют, участие в приватизации не принимали.
Согласно данным администрации Питкярантского городского поселения от 17.09.2015 в квартире зарегистрированы Корзникова Е.Я., ее сын ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, брат истиц ФИО24, мать истиц- ФИО11. Вместе с тем, зарегистрированные лица в квартире не проживают. ФИО24 является собственником 1/6 доли квартиры по адресу: <адрес>, в котором проживает со своей семьей, мать истиц ФИО11 более шести лет снимает комнату в общежитии.
Закрепленное за истицами жилое помещение, является неблагоустроенным, состоящим из двух комнат, площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой- <данные изъяты> кв.м.. Указанное жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано.
Таким образом, истицы относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют закрепленное жилое помещение, которое не признано непригодным для проживания. При этом до достижения 23 лет (2007, 2011) с заявлениями к ответчику об обеспечении жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении после пребывания в детском доме истицы не обращались.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Корзниковой Екатерины Яковлевны, Ярвинен Елены Яковлевны к администрации Питкярантского муниципального района. Министерству образования Республики Карелия о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 25 декабря 2015 года.