Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3067/2021 от 21.04.2021

Дело № 2-3067/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года                                     г.о. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Малинычевой Т.А.,

при помощнике судьи Комаровой А.Н.,

с участием прокурора Соколова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усановой ФИО15 к ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница", ООО СМК "РЕСО-МЕД", Министерству здравоохранения Московской области, МУ МВД России «Щелковское», о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности провести медицинские обследования, представить медицинскую документацию,

У С Т А Н О В И Л:

Усанова Л.К., уточнив требования, обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным исковым заявлением к ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница", ООО СМК "РЕСО-МЕД", Министерству здравоохранения Московской области, МУ МВД России «Щелковское» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности провести медицинские обследования, представить медицинскую документацию. В обоснование требований указала, что 20 марта 2019 года обратилась к ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница" (ранее ГБУЗ «Щелковская районная больница №1») с заявлением о выдаче направления на МСЭ. 23 июля 2017 года было зарегистрировано аналогичное заявление истца к ответчику. Перечень медицинских обследований для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ утверждается Министерством труда и соцзащиты населения, Минздравом РФ. При этом медучреждения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ. Между тем, ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница", приняв заявления 23 июля 2017 года и 20 марта 2019 года не организовал медицинские обследования, лишив тем самым истца права на проведение МСЭ с целью определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты. Таким образом, по вине ответчика истцом упущена возможность получить технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду, не входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприятий на сумму 101 432 рубля, в том числе: <данные изъяты> Согласно представленной 29 апреля 2019 года информации от заместителя главного врача по ВК ФИО5 форма 088У направлена в Бюро МСЭ №70 и передана согласно реестру 29 апреля 2019 года без предоставления истцу. Непредставление ответчиком направлений на МСЭ по запросу истца нарушило права истца и причинили вред его интересам в области жизни и здоровья: невозможность вести нормальный образ жизни, осуществлять необходимые медицинские и реабилитационные мероприятия, что отрицательно сказалось на жизни и здоровье истца. 11 февраля 2019 года, осуществляя попытку проведения гигиенических процедур при отсутствии технических средств, истец не смогла преодолеть расстояние между ванной и креслом-коляской, очутившись на полу, в связи с чем была вынуждена обратиться за помощью в МЧС. Претерпевая физические страдания без средств реабилитации вследствие непроведения медицинского обследования и невозможности проведения в этой связи МСЭ, истец вынуждена претерпевать физическую боль в результате необходимости самообслуживания в отсутствие средств реабилитации.

В дополнение требований истец указала, что направив в бюро СМЭ форму на 14 файлах ответчик указал причину направления на МСЭ код 5.5. «установление срока инвалидности»,    а не 5.10 «разработка программы реабилитации». Впоследствии выяснилось, что ответчик не только препятствует в получении средств реабилитации но и пытался изменить <данные изъяты>, изъяв результаты клинических исследований.

26 июня 2019 года Бюро №70 ФКУ «ГБ МСЭ по Московской области» Минтруда России проведя на дому у истца заседание комиссии принято решение об установлении <данные изъяты> и разработана ИПР от 26 июня 2019 года. Ответчиком не представлены необходимые клинико-функциональные данные для проведения МСЭ, что свидетельствует о неоказании качественной медицинской помощи. Стоимость приобретенных лекарств истцом составила 68 217, 37 рублей. За отказ от добровольного выполнения требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной суммы (л.д. 34-38 Т. 1 ).

Кроме того, уточнив (дополнив) требования 05 августа 2020 года, истец указала, что 13 июля 2020 года ФИО6 после проведения осмотра пациента на дому, выполнения кардиограммы от 17 июля 2020 года, не довела до пациента результаты осмотра. Врачи ФИО7 и ФИО8 отказались выдать пациенту результаты проведенного осмотра, лечение н назначили. При этом завотделением ФИО9 предоставила истцу пачку рецептов ФИО6 для приобретения истцом бесплатных препаратов. От проведения осмотра 04 августа 2020 года ФИО10 отказалась. При этом ФИО8 выписал истцу направление на срочную госпитализацию, что, по мнению истца, свидетельствует о том, что в результате отказа ФИО10 обеспечивать пациента льготными лекарственными препаратами состояние пациента не улучшилось (л.д. 133-134, 144-145 Т. 1 ).

Просит суд привлечь главного врача ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница" Кандабарову Е.А. к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ, взыскать с ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница" материальный ущерб в виде упущенной возможности получить технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду, не входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприятий в размере 101 432 рубля, взыскать с ответчика ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница" компенсацию морального вреда в размере 1000 000 рублей, обязать ответчика провести медицинские обследования, необходимые для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, обязать представить необходимую медицинскую документацию, в том числе листы осмотра пациента (л.д. 4-9, 133-134, 144-145 Т. 1)., обязать регулярно проводить медицинские обследования, необходимые для получения клинико-функциональных данных, обязать предоставлять по требованию истца медицинскую документацию, взыскать с ответчика ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница"    материальный ущерб в размере 68 217, 37, связанный с приобретением лекарств, 2 516 рублей – приобретение стула для ванной, за отказ от добровольного выполнения требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной суммы, моральный вред в размере 2000 000 рублей (л.д. 34-38 Т. 1).

Определением Щелковского городского суда от 17 июля 2020 года в принятии иска в части требований о привлечении к уголовной ответственности отказано (л.д. 115 Т. 1 ).

Определением Щелковского городского суда от 09 сентября 2020 года производство по делу прекращено в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда о том же предмете, по тем же основаниям (л.д. 181-183, 219-221 Т.1 ).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 февраля 2021 года определение Щелковского городского суда от 09 сентября 2020 года отменено, поскольку требования предъявлены, в том числе, к другому лицу, дело направлено в суд для рассмотрения по существу (л.д. 72-73 Т. 2).

В судебное заседание истец Усанова Л.К. не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБУЗ МО "Щелковская областная больница" Жилинская С.И., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление. В части исковых требований, касающихся направления Истца на медико-социальную экспертизу Ответчиком пояснила, что для оформления направления на медико-социальную экспертизу ГБУЗ МО «ЩРБ №1» была открыта форма после чего в соответствии с требованиями действующего законодательства было произведено диагностическое обследование Усановой Л.К. В связи с тем, что Истец является <данные изъяты> все обследования, которые можно было осуществить на дому, были проведены по месту жительства истца. Усанова Л.К. была осмотрена следующими специалистами: терапевт; невропатолог; окулист; хирург; эндокринолог, также были отобраны материалы для проведения анализов. В связи с тем, что в штате ГБУЗ МО «ЩРБ №1» отсутствовал врач- нефролог, а так же в связи с тем, что часть обследований можно было провести только в условиях стационара истцу было предоставлено направление на госпитализацию в эндокринологическое отделение филиала ГБУЗ МО КГБ ФИО16» и разъяснен порядок госпитализации. Однако от госпитализации Усанова Л.К. отказалась, о чем составлены два Акта об отказе от госпитализации и об отказе подписать отказ от 17.06.2019 и от 18.06.2019г.

После проведения всех необходимых и возможных обследований ГБУЗ МО «ЩРБ №1» направило документы в Бюро медико-социальной экспертизы. Кроме того, по обращению от 2017 года 25.07.2017 (исх. 747) Ответчиком в адрес истца направлена информация по обращению Истца в Управление координации деятельности медицинских учреждений и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области округа о том, что форма на пациентку Усанову Л.К. доставлена курьером в Бюро МСЭ 22.06.2017, выездное заседание МСЭ назначено на 12.07.2017 и 12.07.2017 проведено на дому.

Истец в уточненных исковых требованиях (л.д. 34-38) подтверждает факт проведения обследования и направления Ответчиком документов для проведения медико-социальной экспертизы, а также установление группы инвалидности. Все необходимые процедуры проведены, Истцу установлена группа инвалидности, что подтверждается справкой Медико-социальной экспертизы от 21.06.2019 (т.1 л.д. 10-11).

Ответчиком на систематической основе на обращения Усановой Л.К. направлялись копии медицинской карты Истца.

Так, 27.04.2018 заказной корреспонденцией в адрес Истца направлены копии медицинской карты на ее имя весом 650гр. (номер почтового отправления ). Согласно отчету данное отправление получено адресатом 09.07.2018.

Оригиналы амбулаторных карт на имя Истца за период с июля 2009г. по сентябрь 2018г. в период с 05.07.2018г. по 14.03.2019г. (согласно соответствующим сопроводительным письмам от 05.07.2018 исх. о направлении в МУ МВД России «Щелковское», вх. от 14.03.2019 о возвращении в адрес Ответчика) находились в МУ МВД России «Щёлковское» в связи с проводимой проверкой по заявлению Усановой Л.К.

После возвращения медкарты, которая на тот момент составляла три тома, в адрес Ответчика, запрашиваемые истцом документы были представлены Ответчиком с учетом ранее направленных копии медицинской карты путем направления в ее адрес бандеролью весом 2 кг 134 гр. (исх. от 12.04.2019, отправление от 18.04.2019 ), получена истцом 25.04.2019 г. (согласно отчету по отслеживанию почтового идентификатора и уведомлению). Также в адрес Истца направлялась информация о направлении ей копий мед.карты (исх. от 06.06.2019).

Амбулаторные карты за период времени с 27.03.2019 г. по 07.06.2019 г. также по требованию Усановой Л.К. направлялись Ответчиком в адрес Истца почтовым отправлением 01.07.2019 г. (номер почтового отправления которое получено ею 04.07.2019 г. согласно отчету об отслеживании почтового отправления. На указанные обстоятельства Истец сама указывала в своем исковом заявлении по гражданскому делу .

Кроме того, указанные обстоятельства рассмотрены в ходе рассмотрения аналогичного иска в рамках гражданского дела и установлены решением Щёлковского городского суда Московской области от 11.09.2019 г., вступившим в законную силу 14.10.2019. Данное решение пересмотрено коллегией по гражданским делам Московского областного суда, решение отменено с вынесением нового судебного акта по существу исковых требований, в их удовлетворении отказано апелляционным определением от 23.11.2020 (дело ( в суде первой инстанции).

В силу положений ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь и являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела.

Соблюдение законных прав и интересов Истца в части ознакомления с медицинской картой неоднократно проверялось Министерством здравоохранения Московской области, о чем свидетельствуют ответы от 26.11.2018 (исх. ), от 12.12.2018 (исх. ), 27.06.2019 (исх. ).

Далее, в июле 2019г. были направлены копии амбулаторных карт за период с апреля 2019г. по июль 2019г. (отправление от 01.07.2019г. , получено 04.07.2019г.). Кроме того, 15.11.2019г. были направлены копии амбулаторной карты за период июль-октябрь 2019г. (отправление от.15.11.2019г. ). Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, согласно которым в соответствии с Положением о Министерстве,утвержденном Постановлением правительства Московской области от I7.10.2007 г. №79.0/28, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью. Министерство не является лечебным учреждением. Таким образом, Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Усанова Л.К. относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации.

Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача.

Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области (далее - ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, Усанова Л.К. в 2019, 2020 и 2021 годах была своевременно обеспечена всеми оформленными в установленном порядке рецептам (прилагается).

Из искового заявления не усматривается, за какой период истица не была обеспеченна лекарственными препаратами, по каким рецептам и в чем при этом заключается вина Министерства.

Даже в случае отсутствия необходимого лекарственного препарата на момент обращения в аптечную организацию, аптечная организация, согласно пункту 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», обязана принять рецепт и организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения, отсроченное обслуживание рецепта или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту, что так же регламентируется пунктом 4,3. Приказа Министерства здравоохранения Московской области от 18.02.2008 № 62 «О Порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки». Просит в иске отказать.

Представитель ответчика - МУМВД России «Щелковское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв по существу заявленных требований, согласно которому исковые требования считает незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению. 06 августа 2018 года в ОЭБиПК МУ МВД России «Щёлковское» поступил материал проверки по заявлению Усановой Л.К. по факту неоказания услуг медицинской помощи сотрудниками ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №1». Из заявления следует - Усанова Л.К. неоднократно обращалась по факту предоставления ложной информации по фактам ее медицинского обслуживания, которое происходит недолжным образом. В ходе проведенной проверки, по мнению истца, не была опрошена врач ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №1» Ряднина И.Г. и не были получены ответы по запросу от ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №1». Таким образом, в ходе проведенной доследственной проверки, документальное подтверждение наличия состава преступления, предусмотренное ст. 124 УК РФ в действиях врачей ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №1» не установлено. При этом в ходе проведенной проверки не представилось возможным получить сведения, могли бы послужить достаточным основанием и поводом для возбуждения уголовного дела. На основании изложенного, принимая во внимание, что в ходе проведенной проверки признаков состава преступления по ст. 124 УК РФ не установлено. 10.04.2019 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении лечащих врачей ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №1».

Также было рассмотрено заявление Усановой КУСП от 16 декабря 2019 года о привлечении к ответственности главного врача ГБУЗ МО «Щелковская областная больница № 1» ФИО11 В ходе проверки признаков состава преступления не выявлено. В возбуждении уголовного дела отказано. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истец Усанова Л. К. доказательств, подтверждающих факт того, что она испытывала нравственные и физические страдания, что действиями ответчиков был нанесен вред здоровью, а также свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями врачей ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница» и наступлением негативных последствий для истца, суду не представила.

Представители ответчика ООО «СМК РЕСО-МЕД», а также третьих лиц - Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, МВД РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя ответчика ГБУЗ МО "Щелковская областная больница", заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд полагает в удовлетворении иска надлежит отказать по следующим основаниям.

Согласно ст.151 ГК РФ, возмещение гражданину морального вреда осуществляется в случае, если ему причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены истцом, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ГБУЗ МО «Щелковская районная больница №1» (далее – ГБУЗ МО «ЩРБ № 1) 21.10.2019 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния в новое юридическое лицо ГБУЗ «Щелковская областная больница» (далее – ГБУЗ МО «ЩОБ», Ответчик) на основании Распоряжения Правительства Московской области № 404-РП от 27.05.2019г. «О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Московской области, расположенных на территории городского округа Лосино-Петровский и городского округа Щелково Московской области» и Приказа Министерства здравоохранения Московской области № 537 от 28.05.2019г. «О проведении мероприятий по реорганизации государственных учреждений здравоохранения Московской области, расположенных на территории городского округа Лосино-Петровский и городского округа Щёлково Московской области».

ГБУЗ МО «ЩОБ» является правопреемником ГБУЗ МО «ЩРБ №1».

Как следует из материалов дела истец Усанова Л.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> является <данные изъяты>, нуждается в постоянном постороннем уходе, <данные изъяты>

Решением Щелковского управления социальной защиты населения от 30.11.2018г. Усановой Л.К. установлена мера социальной поддержки – социальное обслуживание на дому.

Обращаясь с настоящими требованиями к ответчикам, Усанова Л.К. ссылается на нарушение ответчиками своих прав в связи с неорганизацией медицинских обследований для получения клинико-функциональных данных в целях проведения МСЭ 20 марта 2019 года, а также от 23 июля 2017 года, что повлекло за собой причинение нравственных и физических страданий, а также убытков по самостоятельному приобретению средства реабилитации.

Вместе с тем, вопреки доводам истца, нарушений прав истца в действиях ответчиков не усматривается.

Медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи обязана осуществлять медицинская организация в соответствии со статьей 79: Федерального закона от 21 ноября 2011 г, № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Из обращения истца к ответчику ГУЗ МО «ЩОБ», уточненного требования усматривается (л.д. 10-11, 34-38), что истец подтверждает факт проведения обследования и направления ответчиком документов для проведения медико-социальной экспертизы в 2017 году, а также установление группы инвалидности. Все необходимые процедуры проведены, Истцу установлена группа инвалидности, что подтверждается справкой Медико-социальной экспертизы .

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что 20 марта 2019г. Усановой Л.К. было направлено в адрес ГБУЗ МО «Щелковская районная больница №1» заявление на выдачу направления на медико-социальную экспертизу, для чего учреждением была открыта форма 088-у, после чего произведено диагностическое обследование Усановой Л.К., ввиду <данные изъяты> последней, на дому, специалистами: терапевтом, невропатологом, окулистом, хирургом, эндокринологом, а также отобраны материалы для проведения анализов.

По причине отсутствия в штате учреждения специалиста нефролога, а также в связи с тем, что часть обследований можно было провести только в условиях стационара Усановой Л.К. 07.06.2019 года и повторно 17.06.2019 было выписано и передано на дому направление на госпитализацию в эндокринологическое отделение филиала ГБУЗ МО КГБ «ФИО17» для проведения полного обследования, однако от госпитализации Усанова Л.К. отказалась, о чем составлены Акты об отказе от госпитализации и об отказе подписать отказ от 17.06.2019г. и от 18.06.2019г.

После проведения всех необходимых и возможных обследований ГБУЗ МО «Щелковская районная больница №1» направлены документы в Бюро медико-социальной экспертизы.

Суд находит необоснованными доводы истца о том, что ответчик, не проведя медицинские обследования, необходимые для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства Здравоохранения РФ от 31.01.2019 №52н/35н, лишил ее возможности реализовать свои права на получение средств реабилитации, в том числе через региональный сертификат на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из средств бюджета Московской области на основании постановления Правительства МО №1081/46 «Об утверждении порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (изделиями), не входящими в федеральный перечень реабилитационных мороприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Правительством РФ, за счет средств бюджета Московской области и перечня технических средств реабилитации (изделий), предоставляемых инвалидам, и сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены».

В частности, со ссылкой на перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов, имеющих I, II, III группу инвалидности, Усанова Л.К. полагает, что по медицинским показаниям имеет право на получение средств реабилитации общей стоимостью 101 432 рублей. В частности, следующих изделий: <данные изъяты>

Суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика материального ущерба в виде упущенной возможности получить технические средства реабилитации в общей сумму 101 432 рублей по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по... инвалидности,.. . и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентирует порядок реабилитации инвалидов, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В соответствии со ст.9 названного закона, основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности устанавливается индивидуальной программой реабилитации, составляемой Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ст.11 Закона №181-ФЗ).

Согласно абз.3 ст.11 названного закона, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст.11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Таким образом, объем мероприятий и технических средств реабилитации инвалида определяется индивидуальной программой реабилитации данного инвалида, составленной с учетом данных о его состоянии здоровья.

Суду не представлено доказательств о наличии у истца медицинских показаний для получения указанных ею технических средств реабилитации (изделия), которые она лишена была возможности получить по вине ответчика.

Также судом принимается во внимание, что необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации зависит от результатов медицинского обследования. В конкретном случае судом было установлено, что Усанова Л.К. по собственной инициативе не пожелала исполнить рекомендации ГУЗ МО ЩОБ по прохождению медицинского обследования в условиях стационара.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 Ш 178-ФЗ «о государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон №178-ФЗ) полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, I утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.

Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Министерством в 2020 году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки,

Согласно ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ предоставлений необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт.

Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий; медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Минздрав 14.01.2019 N2 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ № 4н).

Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача.

Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области (далее - ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, Усанова Л.К. в 2019, 2020 и 2021 годах была своевременно всеми оформленными в установленном порядке рецептам (прилагается).

Необеспечение истца лекарственными препаратами из материалов дела не усматривается, напротив, сведения ЕРИС подтверждают обратное.

В обоснование иска истец ссылается на необходимость приобретения с целью лечения лекарственных средств и препаратов на общую сумму 68 217, 37 рублей.

При этом доказательств назначения указанных истцом лекарств (л.д. 39-48) лечащим врачом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, из материалов дела не следует.

Все назначенные лечащим врачом лекарства, согласно представленному в материалы дела реестру данных ЕРИС за 2019, 2020, 2021 г., истцу предоставлены.

Согласно пункту 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», обязана принять рецепт и организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения, отсроченное обслуживание рецепта или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту, что так же регламентируется пунктом 4,3. Приказа Министерства здравоохранения Московской области от 18.02.2008 № 62 «О Порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки».

Согласно статье 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с ответчика материального ущерба в размере 68 217,37 рублей не имеется.

Относительно требований истца в части взыскания материального ущерба в размере 2 516 рублей за приобретение стула для ванной суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила) установлен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид" (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства).

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих, что стул для ванной является средством реабилитации суду не представлено, кроме того, обеспечение инвалидов средствами реабилитации не отнесено законом к обязанности ответчиков, следовательно, требование о взыскании денежных средств в размере 2 516 рулей    за приобретение стула для ванной не подлежит удовлетворению.

Гарантируемое ч.1 ст.23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни распространяется на ту сферу жизни, которая относится к отдельному лицу, касается только этого лица и охватывает охрану всех тех сторон личной жизни лица, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным. Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

В силу положений ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В развитие указанных положений Конституции РФ, п.4 ст.22 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

В силу ч.ч.1 и 5 ст.22 указанного Федерального закона, каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

К медицинским документам относятся: медицинская карта амбулаторного больного, история болезни стационарного больного, направление на госпитализацию, восстановительное лечение, направление на обследование или консультацию, результаты обследований, акт медико-социальной экспертизы и иные источники, содержащие информацию о состоянии здоровья, проводимом обследовании и лечении.

Таким образом, право гражданина на получение информации, содержащейся в подлинниках документов, может быть реализовано путем предоставления ему копий данных документов. Обязанность по выдаче гражданам именно оригиналов медицинских документов действующим законодательством не предусмотрена.

В силу части 1 статьи 13 данного Федерального закона, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную <данные изъяты>. На основании части 2 статьи 13 названного Закона не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную <данные изъяты>, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Согласно статье 79 названного Закона, медицинская организация обязана обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности (п. 12).

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 13 указанного Федерального закона предоставление сведений, составляющих врачебную <данные изъяты>, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N 188 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года), врачебная <данные изъяты> относится к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Пунктом 3 части 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что предоставление сведений, составляющих врачебную <данные изъяты>, без согласия гражданина или его законного представителя допускается, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

По смыслу ст.151 ГК РФ законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе (ст.1100 ГК РФ).

Согласно ч.1 ст.55 и ч.1 ст.56 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из правовой системы ГАС-Правосудие усматривается, что истец Усанова Л.К. неоднократно обращалась в Щелковский городской суд Московской области с требованиями аналогичного характера. Решениями суда от 24.07.2018г., 26.09.2018г., 19.12.2018г., 13.02.2019г., 04.03.2019г., 17.12.2019 в удовлетворении требований отказано.

Указанными судебными постановлениями установлено, что Усанова Л.К. в различные даты обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении заверенных копий амбулаторных карт, ознакомлении с медицинской документацией.

Указанными судебными постановлениями установлено, что Усанова Л.К. в различные даты обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении заверенных копий амбулаторных карт, ознакомлении с медицинской документацией. 27.04.2018г. запрашиваемые копии амбулаторных карт были направлены почтовой корреспонденцией (заказным письмом) в адрес Усановой Л.К. и получены ею 09.07.2018г., почтовый идентификатор

В период с 05.07.2018г. по 14.03.2019г. оригиналы амбулаторных карт за период с июля 2009г. по сентябрь 2018г. находились в МУ МВД России «Щелковское» в связи с проводимой проверкой по заявлению Усановой Л.К. Запрашиваемые истцом документы были представлены ответчиком путем направления в ее адрес бандеролью весом 2,134 кг (отправление от 18.04.2019г., почтовый идентификатор ), которая была получена истцом 25.04.2019г. Также в адрес Истца направлялась информация о направлении ей копий медкарты (исх. от 06.06.2019).

Амбулаторные карты за период времени с 27.03.2019 г. по 07.06.2019 г. также по требованию Усановой Л.К. направлялись Ответчиком в адрес Истца почтовым отправлением 01.07.2019 г. (номер почтового отправления ), которое получено 04.07.2019 г. согласно отчету об отслеживании почтового отправления.

Далее, в июле 2019г. были направлены копии амбулаторных карт за период с апреля 2019г. по июль 2019г. (отправление от 01.07.2019г. , получено 04.07.2019г.). Кроме того, 15.11.2019г. были направлены копии амбулаторной карты за период июль-октябрь 2019г. (отправление от.15.11.2019г. ).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Таким образом, право Истца на предоставление ей определенных средств реабилитации должно быть отражено в индивидуальной программе реабилитации, разрабатываемой Бюро СМЭ.

С учетом изложенного, право Истца на получение необходимой информации, содержащейся в ее медицинских документах не нарушено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Усановой ФИО18 к ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница", ООО СМК "РЕСО-МЕД", Министерству здравоохранения Московской области, МУ МВД России «Щелковское» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности провести медицинские обследования, представить медицинскую документацию - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                  Т.А. Малинычева

2-3067/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Усанова Людмила Константиновна
Ответчики
Министерство здравоохранения Московской области
ООО СМК "РЕСО-МЕД"
ГБУЗ МО "Щёлковская областная больница"
МУ МВД России "Щелковское"
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Малинычева Татьяна Александровна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2021Предварительное судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее