Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-164/2017 ~ М-104/2017 от 13.04.2017

Дело № 2-164/2017                    

        

Решение

Именем Российской Федерации

г. Шарыпово                                  10 августа 2017 года                                 

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Шиш А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5», администрации Шарыповского района Красноярского края, муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

Установил:

Процессуальный истец – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратился в суд с первоначальным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» (далее - МБОУ «Парнинская СОШ № 5»), администрации Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с информацией и документами, находящимися в распоряжении истца, МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» при формировании коллектива на новый учебный год не проводится плановое профилактическое обследование детей после летнего периода на наличие паразитарных болезней в коллективах младшего школьного возраста. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций. Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных организациях и образовательных организациях младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода) и (или) по эпидемическим показаниям. Как следует из объяснений законного представителя ответчика – образовательного учреждения обследование детей на наличие паразитарных заболеваний не было проведено в связи с отсутствием денежных средств. Согласно Уставу учредителем ответчика – образовательного учреждения является муниципальное образование «Шарыповский район Красноярского края», функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ «Управление образования Шарыповского района». Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в МБОУ «Парнинская СОШ № 5», создают угрозу жизни и здоровью детей и сотрудников учреждения. Поскольку устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства требует значительных денежных средств, процессуальный истец просит возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 4.3.2., 4.3.3., 4.3.5, СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п.п. 4.1., 4.5., 11.2.3. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до 01 октября 2017 года.

Определением суда от 10 мая 2017 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района» (далее – МКУ «Управление образования Шарыповского района»).

В судебное заседание процессуальный истец – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю – явку своего представителя не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, представитель истца ФИО1 (по доверенности от 12 марта 2015 года № ) просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя процессуального истца и высылке копии решения в его адрес (л.д. 86, 84, 108).

Представитель ответчика: МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» - директор ФИО2, действующий на основании приказа от 10 августа 2016 года, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя образовательного учреждения, а также заявление о признании исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указал, что последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему разъяснены и понятны (л.д. 101, 103, 30).

Ответчик – администрация Шарыповского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, представитель ответчика – ФИО3, действующий на основании доверенности от 09 января 2017 года, представил суду заявление о признании исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указал, что последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему разъяснены и понятны (л.д. 91, 107, 110). И.о. главы Шарыповского района ФИО7 представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Шарыповского района Красноярского края (л.д. 96).

Ответчик – МКУ «Управление образования Шарыповского района», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ранее представителем Управления образования – ФИО4, действующей на основании доверенности от 28 июня 2017 года, было представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя МКУ и высылке копии решения суда. Кроме того, представителем ответчика – ФИО4 представлено заявление о признании исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указано, что последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей разъяснены и понятны (л.д. 97-98, 99, 100, 111).

    При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца и ответчиков.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.

На основании статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

П. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 57 были утверждены «Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза» (СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза»), постановлением от 22.08.2014 № 50 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» (СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»).

В соответствии с п. 4.3.2 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза» обследованию на энтеробиоз подлежат: дети дошкольных образовательных организаций; персонал дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов (1 - 4); дети, подростки, лица, относящиеся к декретированному контингенту, при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям (часто болеющие острыми кишечными инфекциями, проживающие в антисанитарных условиях и социально неблагополучных семьях); дети, оформляющиеся в дошкольные и другие образовательные организации, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации; амбулаторные и стационарные больные детских поликлиник и больниц; декретированные и приравниваемые к ним контингенты лиц; лица, контактные с больным (паразитоносителем) энтеробиозом; лица, получающие допуск для посещения плавательного бассейна.

Согласно п. 4.3.3 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза» Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных коллективах и коллективах младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) и (или) по эпидемическим показаниям.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи. Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций (п. 4.5 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»).

Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных организациях и образовательных организациях младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода) и (или) по эпидемическим показаниям (п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»).

В соответствии с п. 18.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год (п. 18.2.1. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО5 13 января 2017 года в отношении МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в образовательном учреждении при формировании коллектива не проведено (1 раз в год) плановое профилактическое обследование детей образовательной организации после летнего периода. Из списочного состава – 65 детей, на контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолипедоз) и кишечные протозоозы не обследован ни один ребенок, что является нарушением требований п. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д. 13-17).

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово от 16 января 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вследствие отсутствия вины юридического лица (л.д.18-20).

Факт неисполнения указанных требований санитарного законодательства ответчиками не оспорен и подтверждается материалами проверок.

Начальником отдела в г. Шарыпово Управления Роспотребнадзора Красноярского края направлялись письма в адрес ответчиков – образовательного учреждения и МКУ «Управление образования Шарыповского района» о предоставлении информации о планировании проведения планового профилактического обследования детей на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы в 2017 года и графиков обследования на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы детей и сотрудников дошкольных учреждений и начальных классов общеобразовательных школ на 2016 год соответственно (л.д. 23, 25).

Как следует из ответа директора образовательного учреждения, в 2016 году плановое профилактическое обследование детей, посещающих образовательное учреждение, на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы не проводилось в связи с отсутствием денежных средств, однако денежные средства на эти цели будут предусмотрены в бюджете на 2017 год (л.д. 24).

Из ответа руководителя МКУ «Управление образования Шарыповского района» следует, что не предоставляется возможным представить график профилактического обследования детей и сотрудников образовательных учреждений на 2016 год в связи с тем, что данный вид анализа стал платной услугой, в бюджете образовательных учреждений отсутствуют денежные средства на данные мероприятия. При этом руководителями образовательных учреждений написаны заявки в МУЗ Шарыповскую ЦРБ на предоставление прайсов на профилактическое обследование на гельминтозы и кишечные протозоозы детей и сотрудников дошкольных учреждений и начальных классов общеобразовательных учреждений, после получения прайсов будет написано ходатайство в администрацию Шарыповского района на дополнительное финансирование. При этом указанное обследование пройдено вновь прибывшими детьми, обследование сотрудников образовательных учреждений пройдено в рамках планового ежегодного медосмотра (л.д. 27, 28-29).

Согласно п. 1.6 Устава МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» учредителем указанной образовательной организации является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации – МКУ «Управление образования Шарыповского района». Образовательная организация не несет ответственности по обязательства учредителя. Учредитель не несет ответственности по обязательствам образовательной организации (л.д. 33-50).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании п. 6.9 Устава источником формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются субсидии на иные цели, субсидии на выполнение муниципального задания.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным и правомерным возложение обязанности по организации (финансированию мероприятия) на учредителя муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края в лице администрации Шарыповского района, так как согласно Уставу МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края является его учредителем.

При этом суд принимает во внимание, что согласно п. 6.3 Устава образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая выполнение муниципального задания путем получения субсидий. Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для образовательной организации в соответствии с основными видами ее деятельности. Образовательная организация не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

В соответствии с Уставом МКУ «Управление образования Шарыповского района» (п.п. 1.1, 1.6) Управление образования является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Шарыповского района в области образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами муниципального образования Шарыповского района. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 95).

Суд учитывает, что допущенные нарушения требований санитарных норм носят длящийся характер, на момент рассмотрения спора дети не обследованы после летнего периода 2016 года, отсутствует реальная перспектива их обследования после летнего периода 2017 года при отсутствии полного финансирования со стороны учредителя.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Такая обязанность направлена на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предотвращение возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди детей учреждения, иных лиц, которые посещают помещения МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5».

Невыполнение требований истца могут стать причиной массовых инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей учреждения и дальнейшего распространения.

Отсутствие денежных средств, а также неполное финансирование не освобождает ответчиков от соблюдения санитарных норм и правил, обеспечивающих гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, на охрану здоровья. Бюджетное законодательство не исключает внесения изменений в бюджет муниципального образования в части внесения в него указанных расходов.

Установленный срок для устранения нарушений (до 01 октября 2017 года) суд находит достаточным и разумным.

Как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования в части возложения обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на МКУ «Управление образования Шарыповского района» удовлетворению не подлежат, поскольку данное учреждение является лишь распорядителем бюджетных средств, финансирование же производится учредителем образовательной организации – муниципальным образованием «Шарыповский район Красноярского края» в лице администрации Шарыповского района Красноярского края.

При таких обстоятельствах, суд не принимает признание иска ответчиком – МКУ «Управление образования Шарыповского района», поскольку это противоречит закону.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд принимает признание иска ответчиками МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5», администрации Шарыповского района Красноярского края, и считает исковые требования в части возложения на ответчиков МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5», администрацию Шарыповского района Красноярского края обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в установленный срок, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5», администрацию Шарыповского района Красноярского края обязанность устранить нарушения п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п.п. 4.1., 4.5., 11.2.3. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»: организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до 01 октября 2017 года.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 15 августа 2017 года.

    Председательствующий:                 И.А. Корнев

2-164/2017 ~ М-104/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
МКУ "Управление образования Шарыповского района"
МБОУ Парнинская СОШ № 5
Администрация Шарыповского района Красноярского края
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Корнев И.А.
Дело на странице суда
sharray--krk.sudrf.ru
13.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2017Передача материалов судье
14.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2017Подготовка дела (собеседование)
10.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2017Предварительное судебное заседание
10.08.2017Судебное заседание
14.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2017Дело оформлено
26.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее