Судья Слука В.А. дело N 33-23074/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Роговой С.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре Шумилиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Истоминой И.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края 19 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сочи, действуя в интересах Лазарева А.С., обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения и предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной проверки по обращению Лазарева А.С. о защите нарушенных жилищных прав установлено, что на основании приказа Министерства труда и социального развития от <...> № <...> Лазарев А.С., <...> рождения, включен в список граждан, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с Лазаревым А.С. до настоящего времени не заключен, фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено, что нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации города Сочи в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, в части возложения обязанности на администрацию г. Сочи.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены, представили возражения на исковое заявление.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 мая 2017 года исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.
На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность осуществить финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Лазарева А.С. <...>
Также судом на администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить Лазареву А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации г.Сочи по доверенности Истомина И.В., подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт в части возложения обязанности на администрацию г. Сочи предоставить Лазареву А.С. благоустроенное жилье, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Доводы жалобы обоснованы тем, что субвенции выделены из расчета 34 835 рублей за 1 кв.м., однако средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в г. Сочи составляет 70 907 рублей за 1 кв.м., при этом на реализацию указанных государственных полномочий в 2014-2017г. муниципальному образованию г-к Сочи не доведено финансирование из расчета рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в г. Сочи.
В соответствии с нормами части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся Лазарева А.С., представителей администрации г. Сочи и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, извещенных о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.
Проверив оспариваемое судебное постановление и материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Стукова Д.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного выше Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статьям 1, 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования г. Сочи наделены отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом наделение данного органа указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
В силу пункта 1 статьи 7.1 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Из содержания пункта 1.1 Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 №1240 министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан, и семейной политики в Краснодарском крае, содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, в том числе осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <...> <...>-жс Лазарев С.А. <...> года рождения, включен в список граждан, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи от <...> <...> опекуном над Лазаревым С.А. (< Ф.И.О. >7) назначена < Ф.И.О. >8
Как достоверно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с <...> Лазарев С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...> собственником указанного жилого помещения является < Ф.И.О. >8
Анализируя изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Лазарев С.А. не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, до настоящего времени в установленном порядке жилым помещением не обеспечен.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что наличие права Лазарева С.А. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <...>, <...>г., <...>г.) о необходимости включения Лазарева С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований прокурора и возложении обязанности по предоставлению Лазареву С.А. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию города Сочи, за счет предоставляемых Министерством труда и социального развития Краснодарского края средств краевого бюджета, поскольку не обеспечение Лазарева С.А. до настоящего времени благоустроенным жилым помещением нарушает его права, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Анализируя приведенные правовые нормы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не принимаются судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, при этом не нуждаются в дополнительной проверке.
В соответствии с нормами ч.1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Сочи по доверенности Истоминой И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: